Эволюция организационных форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 03:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование структуры организации во многом определяет дальнейшую эффективность ее функционирования. Разработка теоретических положений для выработки практических рекомендаций по реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом, является важным компонентом в управленческой деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты эволюции организационных форм …............5
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур ……………5
1.2 Факторы формирования организационной структуры управления.………7
1.3 Типы организационных структур управления……..………………………11
1.4 Виды организационных структур управления…………………..……...…14
1.5 Эволюция организационных структур...………………………...................23
Глава 2. Исследование практики эволюции организационных форм в ОАО «РЖД»……………………………………………………………………………27
2.1 Этапы развития организационной структуры управления ОАО «РЖД»..27
2.2 Преимущества и недостатки современной организационной формы ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….29
2.3 Рекомендации по улучшению развития организационных форм в ОАО «РЖД»………………………………………………………………………. …...30
Заключение………………………………………………………………….…....32
Список используемой литературы……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 423.34 Кб (Скачать)

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.

В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.

1.3 Типы организационных структур управления

Иерархический тип.

Организационное проектирование, цель которого - достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ.

Главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, которые получили название иерархических или бюрократических.

Обсудим идеи одного из авторов, Макса Вебера, который внес важный вклад в иерархический тип, описав его применение и введя термин «бюрократия».

Термин «бюрократия» имеет различные значения, например, традиционное значение концепции управления. В профессиональной лексике бюрократию относят к негативным явлениям в больших организациях: волокита, процедурные задержки и обычные препятствия планам. В работах Вебера, однако, бюрократия относится к особому способу организации коллективных действий. Интерес Вебера к бюрократии отражает его понимание путей развития иерархии управления, при котором одна группа может фактически доминировать над другими группами. Организационное построение включает доминирование в том смысле, что власть обладает законным правом требовать подчинения от других. Его поиск форм господства, складывающихся в обществе, привел его к изучению бюрократической структуры.

Согласно Веберу, бюрократическая структура «превосходит любую другую форму по точности, стабильности, дисциплине и надежности. Это дает возможность руководителям организации с высокой степенью точности предсказывать результаты управленческих действий и реакции на эти результаты».

Для достижения максимальной выгоды от бюрократического подхода Вебер считает, что организация должна иметь следующие характеристики:

1. Все задачи должны  быть разделены на специализированные  работы. Благодаря специализации  работодатели становятся экспертами  по работам, и администрация может  возложить на них ответственность  за эффективное выполнение обязанностей.

2. Каждая задача выполняется  в соответствии с системой  абстрактных правил, обеспечивающих  однородность и координацию различных  задач. Такая практика дает возможность  менеджеру исключить неопределенность  при выполнении задачи из-за  отдельных различий.

3. Каждый элемент и  каждая служба организации рассчитаны  на выполнение работы под руководством  только одного менеджера. Менеджеры  сохраняют свой авторитет благодаря  делегированию задач от верхнего  уровня иерархии. Существует непрерывная  цепь в командной структуре.

4. Каждый служащий организации  связан с другими служащими  и клиентами безличным, формальным  образом, сохраняя социальную дистанцию  с подчиненными и клиентами. Цель  такой практики обеспечить, чтобы  личные качества и симпатии  не влияли на выполнение задач  организации.

5. Деятельность в бюрократической  организации основана на технической  квалификации работников, которая  является защитой от произвольных  увольнений. Аналогично продвижение  осуществляется по старшинству и достижениям. Деятельность в организации рассматривается как пожизненная карьера, и возникает высокая степень лояльности.

Органический тип.

Органическая модель организационного проектирования направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации.

Органический тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.

В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах:

1. Решения принимаются  на основе обсуждения, а не  базируются на авторитете, правилах  или традициях.

2. Обстоятельствами, которые  принимаются во внимание при  обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не  команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной  инструкции.

3. Главные интегрирующие  факторы - миссия и стратегия развития  организации.

4. Творческий подход к  работе и кооперация базируются  на связи между деятельностью  каждого индивида и миссией.

5. Правила работы формулируются  в виде принципов, а не установок.

6. Распределение работы  между сотрудниками обусловливается  не их должностями, а характером  решаемых проблем.

7. Имеет место постоянная  готовность к проведению в  организации прогрессивных изменений.

Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.

Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде. Сравнение иерархической и органической структур (см. приложение 1).

1.4 Виды организационных структур управления

Теперь перейдем к рассмотрению конкретных видов организационных структур управления, относящихся к бюрократическому или органическому типу. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

    • линейные (административное подчинение);
    • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
    • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

    • линейная;
    • функциональная;
    • линейно-функциональная;
    • дивизиональная;
    • матричная;

     Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки.

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой. Преимущества и недостатки линейной организационной структуры (см. приложение 2).

 

Рис. 1.1 Линейная организационная структура управления2

     Функциональная (многолинейная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из приведенной ниже схемы, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки, которые я рассмотрю позже. Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.

    

Рис. 1.2 Функциональная организационная структура управления3

Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры управления представлены в таблице 1.3(см. приложение 3)    

     Линейно-функциональная организационная структура управления – ступенчатая иерархическая структура. Ее также называю линейно-штабной. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.

Информация о работе Эволюция организационных форм