Эволюция организационных форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 03:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование структуры организации во многом определяет дальнейшую эффективность ее функционирования. Разработка теоретических положений для выработки практических рекомендаций по реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом, является важным компонентом в управленческой деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты эволюции организационных форм …............5
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур ……………5
1.2 Факторы формирования организационной структуры управления.………7
1.3 Типы организационных структур управления……..………………………11
1.4 Виды организационных структур управления…………………..……...…14
1.5 Эволюция организационных структур...………………………...................23
Глава 2. Исследование практики эволюции организационных форм в ОАО «РЖД»……………………………………………………………………………27
2.1 Этапы развития организационной структуры управления ОАО «РЖД»..27
2.2 Преимущества и недостатки современной организационной формы ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….29
2.3 Рекомендации по улучшению развития организационных форм в ОАО «РЖД»………………………………………………………………………. …...30
Заключение………………………………………………………………….…....32
Список используемой литературы……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 423.34 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет                                     им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

                

                            Кафедра экономики и управления 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория организации»

 

на тему:

«Эволюция организационных форм»

 

                                                              

 

 

                                                        Выполнил:

                                   студентка 2 курса группы 621412

                                                        факультета технологий и бизнеса

                                                        направления «Менеджмент»

                                                        профиля «Управления человеческими

                                                                                                    ресурсами»                                                                                                                                                                                                     

                                                        Холяева Ангелина Станиславовна

                    Научный руководитель:

  к.т.н, доцент

     Гришина С. А.                                                           

 

 

 

 Тула 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Теоретические аспекты эволюции организационных форм …............5

1.1 Понятие и принципы построения организационных структур ……………5

1.2 Факторы формирования организационной структуры управления.………7

1.3 Типы организационных структур управления……..………………………11

1.4 Виды организационных  структур управления…………………..……...…14

1.5 Эволюция организационных структур...………………………...................23

Глава 2. Исследование практики эволюции организационных форм в ОАО «РЖД»……………………………………………………………………………27

2.1 Этапы развития организационной  структуры управления ОАО «РЖД»..27

2.2 Преимущества и недостатки современной организационной формы ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….29

2.3 Рекомендации по улучшению развития организационных форм в ОАО «РЖД»………………………………………………………………………. …...30

Заключение………………………………………………………………….…....32

Список используемой литературы……………………………………………...33

Приложение………………………………………………………………………34

 

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже XXI столетия перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные, глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к системе рыночных отношений.

Многообразный опыт, накопленный в разных странах мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно управление, т.е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на людей с разным уровнем образования, опытом, квалификацией и интересами. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют выявление и реализация основных тенденций изменения организации управления в XXI веке. В этой связи интерес представляет исследование эволюции организационных структур управления и ее этапов, характерных для развития организаций в XX веке.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование структуры организации во многом определяет дальнейшую эффективность ее функционирования. Разработка теоретических положений для выработки практических рекомендаций по реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом, является важным компонентом в управленческой деятельности.

Проблема эволюции организационных форм изучается давно и довольно глубоко начиная с 1840г. Ф.У. Тейлором, который одним из первых проанализировал организационные аспекты управления. Затем А. Файолем, Ф. Гилбертом, М. Вебером. А уже в 1920-е годы выдающийся русский ученый А.А. Богданов сделал попытку систематизировать организационный опыт человечества в целом.

Предметом исследования в курсовой работе является эволюция организационных форм.

Объектом исследования является ОАО «РЖД».

 

 

 Целью данной работы является рассмотрение эволюции организационных форм. 

На основе цели исследования в работе ставятся следующие задачи:

    • Изучить теоретические аспекты эволюции организационных форм;
    • Рассмотреть понятие и принципы построения организационных структур;
    • Проанализировать развитие организационных форм предприятия;
    • Внести предложения по улучшению организационной структуры на основании выявленных недостатков;
    • Изучить факторы формирования организационной структуры управления;
    • Ознакомиться с типа и видами организационной структуры управления.

При изучении данной темы мной использовались методы: обобщения; анализа, наблюдения; изучения научной литературы и сравнения отечественной практики.

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ

1.1 Понятие и принципы построения организационных структур

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей1. Она создает организационную структуру управления для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений, и работников.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:

    • Звенья (отделы);
    • Уровни (ступени) управления;
    • Связи - горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, горизонтальным и вертикальным. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми (например, между отделами). Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются так же линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между, так называемыми, линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейные и штабные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а так же отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать и помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов или уровней, количества или характера связей, или полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение.

Главные из этих требований к организационной структуре могут быть сформулированы следующим образом:

1. Оптимальность.

2. Оперативность.

3. Надежность.

4. Экономичность.

5. Гибкость.

6. Устойчивость структуры  управления.

 

1.2 Факторы формирования  организационной структуры управления

Основными инструментами формирования организационной структуры управления предприятия являются:

1. Анализ и разделение  управленческих и инновационных  процессов на отдельные составляющие  функции, задания;

2. Синтез и группировка  заданий в однородные группы  достаточно устойчивые на протяжении  длительности периода деятельности  предприятия;

3. Создание специализированных  подразделений и служб путем  закрепления за ними однородных  групп заданий, объектов, функций  управления, состава работников  и оборудования;

4. Разработка должностных  инструкций и положений об  отделах, службах, подразделениях для  документального фиксирования принятой  организационной структуры управления.

Наиболее часто при формировании организационной структуры предприятия задания группируются по определенным признакам:

1. Вид деятельности;

2. Функции управления;

3. Вид продукции;

4. Стадии производственного  процесса;

5. Иерархический уровень;

6. Территориальное расположение.

Дифференциация задач и заданий по виду деятельности, функциям управления и иерархическому уровню чаще всего используется для формирования структур управления, вертикальному разделению труда менеджеров, определению степени централизации и децентрализации управления, делегированию полномочий и ответственности. Дифференциация работ по виду продукции, стадии производственного процесса, месту расположения производства в большей степени отражается на элементах производственной структуры, таких горизонтальное разделение труда, специализация и кооперирование производственных звеньев, их масштаб и объемы деятельности.

Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.

Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

Информация о работе Эволюция организационных форм