Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................…………………………………………… 6
1.1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста .......................................................................................... 6
1.2. Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях …………………………….......................................................... 9
1.3. Возрастные особенности развития дошкольников ……...........................13
ГЛАВА 2 Методика физкультурно-оздоровительной работы в ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ……………...........………..19
2.1. Физические упражнения в режиме дня ...………………………………..19
Заключение …………………………………………………………………........27
Список использованной литературы ………………………………..............28

Файлы: 1 файл

дошкольники БГПУ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      На  прогулках, как правило, вначале  организуются физические упражнения, а затем игра. "Например, сначала  прыжки в игровой форме "с кочки  на кочку", а затем игра "Найди свой домик". При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным -  вначале игра, чтобы разогреть детей ("Мы веселые ребята" и другие), а затем - ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде" [14]

      В содержание подвижной игры могут  быть включены различные движения.

      В игре "Поезд" дети "приезжают" в лес а там бегают, прыгают и т.д.

      Не  рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают такого, интереса, как игры. 

Утренняя  гимнастика

      "Продолжительность  утренней гимнастики 8-10 минут. Она  включает ходьбу, бег, прыжки, 6 –  8 общеразвивающих упражнений без  предметов или с предметами, которые  повторяются 6 – 12 раз в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы.

      В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения".  [13]

      Утренняя  гимнастика по возможности круглогодично  проводится на воздухе.

      Один  и тот же комплекс утренней гимнастики проводится в течение 2 недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения. 

      Физические упражнения после сна. 

      Организм  ребенка после сна требует  постепенного "пробуждения" и  подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей  целесообразно под музыкальное  сопровождение провести различные  построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и т.д.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. По содержанию такие занятия могут иметь следующие варианты:

      1. "Разновидности ходьбы, бега, танцевальных  шагов, перестроений, и передвижений  в построении; 2 – 3 общеразвивающих  упражнения; подвижные игры или  эстафеты; успокаивающие упражнения (ходьба в медленном темпе или  спокойная игра, упражнения на  расслабление или дыхательные упражнения)".  [14]

      2.   "Вместо 2 – 3 общеразвивающих  упражнений проводится один вид  движения на расслабление или  дыхательные упражнения, прыжки, метание,  лазание, элементы танцев" [14]

      3. "Три подвижные игры (например, "Ровным кругом", "Ловушка", "Эстафета с бегом по гимнастической скамейке)". [13]

      4. "Индивидуальные игры с мячами  или скамейками, ракетками для  бадминтона: очень подвижная и  спокойная игра". [1]

      5. Общеразвивающие упражнения с  предметами или без них, которые  входят в программу утренника, физкультурного праздника, подвижная игра и успокаивающие упражнения.

      6. " Упражнения лежа в постели после сна, затем игра или эстафета, хоровод или танец". [1]

      7. Комплекс упражнений ритмической  гимнастики.

      При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам. Можно провести точечный массаж и самомассаж стоп. Зимой проводить их рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, летом - на воздухе. 

      Физкультминутки 

      Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).

      "Физкультминутка  может сопровождаться текстом  связанным или не связанным  с содержанием занятия. При  произнесении текста детьми необходимо  следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным". [9]

      Интересно и эмоционально проходят физкультминутки  с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить. 

        Средства физкультуры  в перерывах между  общеобразовательными  занятиями. 

      Когда два занятия подряд имеют малоподвижный  характер, например, занятие по развитию речи и рисование – перерыв  между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. "Это могут быть игры средней подвижности, такие как "карусель", "игрушка", эстафеты, хороводы типа "Ворон-воронок" [16]

      Для самостоятельного действия детям предлагаются скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы, ракетки для настольного тенниса. Проводятся игры "Забей шар", "кто быстрее?" и другие.

      В конце перерыва рационально провести минуту расслабления, после которой  дети успокаиваются. 

Физкультурный досуг, физкультурные  праздники, дни здоровья 

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например "Спортландия", "Доктор Айболит" и т.д. Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая – на площадке младшей группы с воспитателем младшей. "Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Например, в игре "Не оставайся на земле" старшие получают задание влезть на канаты, шесты, а младшие - на скамейки, пеньки". [10]

      Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья". Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа.

      " Один раз в квартал планируются дни здоровья. Лучшее место для их проведения - лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге,  метании, прыжка ". [14]

      В программу включается и пеший  туризм. Зимой дети могут выйти  в лес на лыжах. Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми  (футбол, хоккей, бадминтон).

      В дни организации физкультурного досуга, праздника, дня здоровья физкультурные  занятия в режиме дня не планируются. 

Задания на дом 

      Домашние  задания используют с целью выработки  правильной техники движений, освоения элементов спортивных упражнений и  игр, развития физических и волевых  качеств, предупреждения и исправления дефектов осанки. "В содержание их могут быть включены общеразвивающие упражнения основные виды движений, специальные подготовительные упражнения, элементы танцевальных движений, игры-забавы, развлечения, спортивные упражнения. Текст домашнего задания, сопровождаемый рисунками, должен находиться в уголке для родителей". [16]

 

       

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает  общие закономерности, по которым  в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это  и определяет специфику предмета теории физического воспитания.

     Обобщая научные и практические данные, теория физического воспитания раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.

     Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

      В данной работе показано, что более  профессионально подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной активностью способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.

     Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств  – важная сторона повышения эффективности физического воспитания. 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 

      
  1. Адашкевич Э.И. Баскетбол для дошкольников. М.: "Просвещение". 1983 – 130 с.
  2. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: "Просвещение". 1968  – 215 с., ил.
  3. Аракелян О.Г., Карманова Л.В. /Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР, 1980 – 145 с., ил.
  4. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение". 1983 – 174 с., ил.
  5. Веселая З.А.Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с., ил.
  6. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте // Пособие для воспитателя. М.: "Просвещение". 1981  – 230 с., ил.
  7. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. //М.: "ФиС". 1987 – 190 с., ил.
  8. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой.// М.: "Просвещение". 1982 г. – 112 с., ил.
  9. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. //М.: "Просвещение". 1978 – 130 с., ил.
  10. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 1976 – 102 с., ил.
  11. Инструкция по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях.
  12. Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 1968 – 130 с., ил.
  13. Крайнова, Л.В. Кружковая работа в ДОУ / Л.В. Крайнова // Управление ДОУ. – 2007. – №8. – С.48-58.
  14. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с., ил.
  15. Лобынько, Л.В. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Л.В Лобынько, О.А Ульянова. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 80 с.
  16. Лобынько, Л.В. Современное дошкольное учреждение: контроль и анализ деятельности / Л.В Лобынько. – Минск: Зорны верасень, 2005. – 48 с.
  17. Методические рекомендации МО РБ «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования» // Пралеска. – 2005. – №8.
  18. Методические рекомендации МО и МЗ РБ «Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования» // Пралеска. – 2004. – №8.
  19. Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984 – 202 с., ил.
  20. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
  21. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: "Просвещение". 1978 – 170 с., ил
  22. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М.: "Просвещение". 1985 – 86 с., ил.
  23. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с., ил.
  24. Рекомендации МО РБ по размещению в государственных органах и иных организациях информации для граждан о работе на основе заявительного принципа «одно окно» // Пралеска. – 2010. – №9. – С.13-14.
  25. Самборенко, Л.Ф. Организация кружковой работы в детском саду: опыт, проблемы / Л.Ф. Самборенко // Современный детский сад. – 2008. – №6. – С.14-20.
  26. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
  27. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просвещение". 1971 – 107 с., ил.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста