Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................…………………………………………… 6
1.1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста .......................................................................................... 6
1.2. Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях …………………………….......................................................... 9
1.3. Возрастные особенности развития дошкольников ……...........................13
ГЛАВА 2 Методика физкультурно-оздоровительной работы в ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ……………...........………..19
2.1. Физические упражнения в режиме дня ...………………………………..19
Заключение …………………………………………………………………........27
Список использованной литературы ………………………………..............28
На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. "Например, сначала прыжки в игровой форме "с кочки на кочку", а затем игра "Найди свой домик". При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным - вначале игра, чтобы разогреть детей ("Мы веселые ребята" и другие), а затем - ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде" [14]
В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения.
В игре "Поезд" дети "приезжают" в лес а там бегают, прыгают и т.д.
Не
рекомендуется включать, особенно во
вторую прогулку, общеразвивающие упражнения,
их достаточно много в недельном
цикле, и они не вызывают такого, интереса,
как игры.
Утренняя гимнастика
"Продолжительность
утренней гимнастики 8-10 минут. Она
включает ходьбу, бег, прыжки, 6 –
8 общеразвивающих упражнений
В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения". [13]
Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводится на воздухе.
Один
и тот же комплекс утренней гимнастики
проводится в течение 2 недель. На второй
неделе заменяются некоторые упражнения
или исходные положения их выполнения.
Физические
упражнения после сна.
Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей целесообразно под музыкальное сопровождение провести различные построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и т.д.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. По содержанию такие занятия могут иметь следующие варианты:
1. "Разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов, перестроений, и передвижений в построении; 2 – 3 общеразвивающих упражнения; подвижные игры или эстафеты; успокаивающие упражнения (ходьба в медленном темпе или спокойная игра, упражнения на расслабление или дыхательные упражнения)". [14]
2.
"Вместо 2 – 3 общеразвивающих
упражнений проводится один
3. "Три подвижные игры (например, "Ровным кругом", "Ловушка", "Эстафета с бегом по гимнастической скамейке)". [13]
4. "Индивидуальные игры с мячами или скамейками, ракетками для бадминтона: очень подвижная и спокойная игра". [1]
5.
Общеразвивающие упражнения с
предметами или без них,
6. " Упражнения лежа в постели после сна, затем игра или эстафета, хоровод или танец". [1]
7.
Комплекс упражнений
При
выполнении упражнений после сна не рекомендуется
использовать комплексы утренней гимнастики
и общеразвивающие упражнения. После воздушной
ванны в движении переходят к водным процедурам.
Можно провести точечный массаж и самомассаж
стоп. Зимой проводить их рекомендуется
в хорошо проветриваемых помещениях, летом
- на воздухе.
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).
"Физкультминутка
может сопровождаться текстом
связанным или не связанным
с содержанием занятия. При
произнесении текста детьми
Интересно
и эмоционально проходят физкультминутки
с музыкальным сопровождением. Дети
могут выполнять под музыку несколько
видов танцевальных шагов или спеть 1-2
куплета песни, сопровождая их импровизированными
движениями (кружение, наклоны, приседания
и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается
признаков утомления, физкультминутку
можно не проводить.
Средства физкультуры
в перерывах между
общеобразовательными
занятиями.
Когда два занятия подряд имеют малоподвижный характер, например, занятие по развитию речи и рисование – перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. "Это могут быть игры средней подвижности, такие как "карусель", "игрушка", эстафеты, хороводы типа "Ворон-воронок" [16]
Для самостоятельного действия детям предлагаются скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы, ракетки для настольного тенниса. Проводятся игры "Забей шар", "кто быстрее?" и другие.
В
конце перерыва рационально провести
минуту расслабления, после которой
дети успокаиваются.
Физкультурный
досуг, физкультурные
праздники, дни здоровья
Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например "Спортландия", "Доктор Айболит" и т.д. Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая – на площадке младшей группы с воспитателем младшей. "Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Например, в игре "Не оставайся на земле" старшие получают задание влезть на канаты, шесты, а младшие - на скамейки, пеньки". [10]
Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья". Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа.
" Один раз в квартал планируются дни здоровья. Лучшее место для их проведения - лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжка ". [14]
В программу включается и пеший туризм. Зимой дети могут выйти в лес на лыжах. Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон).
В
дни организации физкультурного
досуга, праздника, дня здоровья физкультурные
занятия в режиме дня не планируются.
Задания
на дом
Домашние задания используют с целью выработки правильной техники движений, освоения элементов спортивных упражнений и игр, развития физических и волевых качеств, предупреждения и исправления дефектов осанки. "В содержание их могут быть включены общеразвивающие упражнения основные виды движений, специальные подготовительные упражнения, элементы танцевальных движений, игры-забавы, развлечения, спортивные упражнения. Текст домашнего задания, сопровождаемый рисунками, должен находиться в уголке для родителей". [16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.
Обобщая научные и практические данные, теория физического воспитания раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.
Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
В данной работе показано, что более профессионально подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной активностью способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.
Таким
образом, обоснованный выбор содержания
и методов развития физических качеств
– важная сторона повышения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ.
Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста