Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................…………………………………………… 6
1.1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста .......................................................................................... 6
1.2. Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях …………………………….......................................................... 9
1.3. Возрастные особенности развития дошкольников ……...........................13
ГЛАВА 2 Методика физкультурно-оздоровительной работы в ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ……………...........………..19
2.1. Физические упражнения в режиме дня ...………………………………..19
Заключение …………………………………………………………………........27
Список использованной литературы ………………………………..............28

Файлы: 1 файл

дошкольники БГПУ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      4.Проектировать  желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути  к достижению целей;

      5.Сравнивать  достигнутые результаты с исходными  данными и поставленными задачами;

      6.Владеть  самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя  его.(16).

      Установлена прямая зависимость между уровнем  двигательной активности детей и  их словарным запасом, развитием  речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

      Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир  

      1.2.Цель, задачи, средства  физического воспитания  в дошкольных учреждениях. 

      Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой  единство цели, задач, средств, форм и  методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

      Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

      В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

      Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

      Учитывая  специфику возраста, оздоровительные  задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

      Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств[3].

      Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

      Воспитательные  задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.(17).

      Первые  семь лет жизни ребенка характеризуются  интенсивным развитием всех органов  и систем. Ребенок рождается с  определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.(8).

      Физическое  воспитание благоприятствует осуществлению  эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует  развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

      Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания [6].

      Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

      Естественные  силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия [7].

      На  тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

      Физические  упражнения - основное специфическое  средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

      Движения, физические упражнения считаются специфическим  средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. 

      1.3.Возрастные  особенности развития  дошкольников . 

      По  биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

  1. новорожденный – первые 4 недели жизни;
  2. грудной (младенческий) – до 1 года;
  3. ранний детский – от I года до 3 лет;
  4. дошкольный – от 3 до 6 (7) лет.

      Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий.

      Специальные исследования (Л.В.Карманова, Н.Т.Лебедева, В.А.Шишкина и др) определили дневную норму двигательной активности детей разных возрастных групп детского сада: 4-8 тыс. шагов для двухлетних детей, 6-12 тыс. для трехлетних, 7-13 тыс. для четырехлетних, 10-15 тыс. для пятилетних, 15-18 тыс. для шестилетних, 18-20 тыс. для семилетних детей. Продолжительность двигательной активности не менее 3,5-4 часа в день [3]. 
 

      ПЕРВАЯ  МЛАДШАЯ ГРУППА.

      К 3 годам жизни ребенка вес тела достигает 14,5-15,0 кг, рост – 95,0-96,0 см, окружность грудной клетки – 52,0 см, двигательная активность составляет 9000-9500 движений в сутки. В три года начинает формироваться  способность координировать движения, выполнять их с большей точностью, устанавливать некоторое сходство с образом, действуя по подражанию. Развивается двигательная память, позволяющая самостоятельно воспроизводить выполненные ранее движения.

      Задачи  физического воспитания. Способствовать формированию движений, обеспечивающих перемещение ребенка в пространстве. Приучать действовать сообща. Формировать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий. Способствовать реализации первых представлений ребенка о своем физическом и социальном "Я".

      Освоение  знаний, связанных с физкультурной деятельностью. Знать название и направление движений (вверх, вниз, вперед, назад); название подвижных игр, физкультурного оборудования и инвентаря. 

      ВТОРАЯ  МЛАДШАЯ ГРУППА

      На  4-м году жизни продолжают совершенствоваться физические возможности детей. На протяжении года масса тела достигает приблизительно 16,5 кг, рост – 102 см, окружность грудной клетки – 53 см. Показатели силовых возможностей приближаются к следующим величинам: у мальчиков сила правой кисти равняется примерно 3,9-7,0 кг, левой – 3,5-6,2 кг, становая сила – 13-19 кг. У девочек сила правой кисти в пределах 3,3-6,9 кг, левой – 3,2-5,6 кг, становая сила – 12-17 кг.

      В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей заметно меняются пропорции тела, происходит перемещение средней точки длины тела. Дальнейшее развитие получает мышечная система, опорно-двигательный и связочный аппарат. Однако мышечный корсет еще слаб, и легко появляются отклонения в осанке. Стопа ребенка за счет все еще плотной жировой прослойки имеет уплотненный вид. Физическая работоспособность в 4 года у мальчиков составляет примерно 109-154 кг/мин, у девочек – около 106-118 кг/мин. Повышается двигательная активность ребенка – 10-11 тысяч движений в сутки. Моторное развитие детей этой группы характеризуется существенным увеличением двигательных действий. Ребенок владеет всеми видами основных движений, он может повторять их по своему усмотрению или предложению воспитателя, при выполнении соблюдать нужное направление, определенную последовательность. Вместе с тем формирование двигательных навыков и умений осуществляется на основе подражания. К концу 4-го года жизни у детей имеется довольно большой запас разнообразных движений, который обусловливает свободу самостоятельных действий. Структура моторного развития детей этого возраста включает в себя два фактора: быстроту и точностные характеристики движения.

      Задачи  физического воспитания. Формировать целенаправленность двигательного поведения, интерес к двигательной деятельности. Приучать к восприятию показа как способу самостоятельного выполнения упражнений. Совершенствовать пространственную ориентировку, приучать действовать совместно, быстро, ловко, в общем для всех темпе. Создавать условия для проявления физических качеств. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, прививать навыки гигиены и простейшего самообслуживания [7].

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста