Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................…………………………………………… 6
1.1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста .......................................................................................... 6
1.2. Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях …………………………….......................................................... 9
1.3. Возрастные особенности развития дошкольников ……...........................13
ГЛАВА 2 Методика физкультурно-оздоровительной работы в ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ……………...........………..19
2.1. Физические упражнения в режиме дня ...………………………………..19
Заключение …………………………………………………………………........27
Список использованной литературы ………………………………..............28

Файлы: 1 файл

дошкольники БГПУ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      Освоение  знаний, связанных с физкультурной деятельностью: знать разные исходные положения для выполнения упражнений (стоя, сидя, лежа на спине), знать направление движения отдельных частей тела (вперед, назад, вверх, вниз, в сторону); знать несколько простых упражнений и уметь выполнять их, знать название и правила нескольких подвижных игр.

      СРЕДНЯЯ ГРУППА.

      Пятый год жизни – период интенсивного рост и развития организма ребенка. На протяжении года масса тела увеличивается  на 1,5-2 кг, рост – на 6-7 см, К пяти годам  масса тела ребенка – 19,0 кг, рост – 110 см, окружность грудной клетки – 54 см. Появляются различия в физиометрических показателях, обоснованные полом ребенка. Жизненная емкость легких у мальчиков составляет примерно 1100-1400 см3, у девочек несколько меньше – 1100-1300 см3. Показатели силы мальчиков также несколько выше, чем у девочек: у мальчиков сила правой кисти в пределах 5,0-8,0 кг, левой – 43-7,2 кг, сила мышц спины (становая) – 15-20 кг, у девочек эти показатели соответственно равны – 4,2-7,5; 3,8-6,5 и 12-19 кг.

      Физическая  работоспособность детей 5 лет повышается и составляет у мальчиков примерно 135-194 кг/мин; у девочек – около 128-152 кг/мин.

      Дневная норма двигательной активности – 10-14 тысяч условных шагов.

      В пятилетнем возрасте двигательные функции  формируются особенно интенсивно. Ребенок  стремится к новым упражнениям  и подвижным играм. Он хорошо различает виды движений, умеет выделять некоторые их элементы, оценивать последовательность и качество своих действий, растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики.

      Задачи  физического воспитания. Понимать необходимость и роль физических упражнений в физическом развитии человека. Учить чувствовать видеть и понимать красоту движений. Формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.

      Освоение  знаний, связанных с физкультурной деятельностью: иметь представление об основных элементах техники физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; знать положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания и т.п.); знать несколько простых упражнений и уметь выполнять их; рассказывать о способе выполнения; знать правила безопасности при выполнении физических упражнений; знать название нескольким подвижных игр, уметь объяснять их правила и содержание.

      СТАРШАЯ ГРУППА

      На  шестом году жизни в физическом развитии детей происходят значительные изменения. Масса тела ребенка увеличивается  примерно на 200 г в месяц, рост –  на 0,5 см. К шести годам роста  детей достигает в среднем 116 см, масса тела – 21,5 кг, окружность грудной клетки – 56-57 см.

      Улучшаются  физиометрические показатели. Жизненная  емкость легких у мальчиков достигает  примерно 1500-1800 см3, сила правой кисти – 6,0-10,0 кг, сила левой кисти – 5,2-8,1 кг, становая сила (сила мышц спины) – 20-29 кг. У девочек эти показатели ниже: жизненная емкость легких около 1300-1800 см3, сила правой кисти – 4,8-8,2 кг, левой – 4,3-7,5 кг, становая сила – 20-26 кг.

      Двигательная  активность составляет 14-18 тысяч шагов  в сутки. Оптимальный двигательный режим улучшает сердечную деятельность, гемодинамику и в целом повышает работоспособность организма. Ведущими физическими качествами в этом возрасте являются выносливость, скорость и сила[14].

      К 6-7-летнему возрасту стенки костей достигают толщины, обеспечивающей довольно высокую сопротивляемость механическим воздействиям, поэтому в старшей группе используются элементы акробатики, гимнастики, простейших единоборств, спортивного танца.

      В связи с появлением большого количества детей с нарушениями осанки широко должны использоваться упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечного корсета, удерживающего мышечный столб прямом положении: упражнения с небольшим отягощением, упражнения с сопротивлением, разнообразные подскоки и прыжки, а также висы и упражнения лежа на полу, способствующие распрямлению возникающих физиологических изгибов в позвоночнике.

      На 6-м году жизни движения детей  становятся все более осознанными  и носят преднамеренный характер. Дети уже достаточно хорошо владеют  основными движениями, осваивают различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр, начинают упражняться в движениях по собственной инициативе.

      Оценка  детьми движений приобретает более  развернутый характер, возникает  мысленное представление о движении, последовательности его выполнения. В этом возрасте прослеживается различие интересов и возможностей двигательной деятельности девочек и мальчиков. Девочки менее инициативны, нуждаются в организации подвижных игр, тогда как мальчики при наличии оборудования могут играть самостоятельно.

      Основу  моторного развития детей составляют скоростно-силовые способности, быстрота, точные характеристики движений и физическая работоспособность.

      Задачи  физкультурного воспитания. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Развивать умение самостоятельного упражнения в движениях. Добиваться естественности, легкости и правильности выполнения всех двигательных действий. Культивировать здоровье. Учить навыкам оказания элементарной помощи при травмах.

      Освоение  знаний, связанных с физкультурной деятельностью: иметь представление о технике физических упражнений и методике их выполнения (уметь перестроить упражнение по образцу или словесному указанию воспитателя; выполнять его в разных вариантах, уметь оценивать движения свои и товарищей; вычленять ведущие фазы путем сравнения. Замечать ошибки и исправлять их. Знать правила и условия проведения спортивных игр (баскетбол, бадминтон, городки, футбол, хоккей, ручной мяч). Иметь представление о спортивной жизни республики. 

 

       ГЛАВА 2.  Методика физкультурно-оздоровительной работы в ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 
 

      Физические  упражнения в режиме дня

      Основной  формой обучения ребенка движениям  и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детских садах 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно – на воздухе, во время первой прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе.

      Помимо  физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети занимаются подвижными играми и физическими упражнениями. "Эта форма работы включает меньше общеразвивающих упражнений, в остальном же подбор материала и методика их организации схожи с физкультурными занятиями". [14.]

      Основное  внимание на занятиях, проводимых на воздухе, уделяется ходьбе, бегу, разнообразным видам прыжков, езде на велосипеде. Играм в бадминтон, баскетбол.

      "Зимой  содержание занятий на воздухе  составляют: ходьба на лыжах, ходьба  и бег по снежному валу со  спрыгиванием, метание снежков в  горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями (приседания, ловля предметов, повороты и т.д.), катание на санках, используются более динамичные движения, чем в теплое время года". [13]

      "Общеразвивающие упражнения зимой на воздухе, как правило, не проводятся. Ио для подготовки организма к предстоящей нагрузке выполняют упражнения типа похлопываний, притопываний, приседаний и подпрыгиваний без фиксации исходных положений, чаще на ходу или во время бега. Подвижные игры и эстафеты можно проводить на лыжах и санках". [14.]

      "Большой  эмоциональный подъем и интерес  вызывают занятия в парке, лесу, сквере, на пересеченной местности,  специально оборудованном для  дошкольников берегу водоемов. Они  включают физические упражнения с использованием естественных условий: прыжки с пня на пень, с кочки на кочку, через ручейки, канавы; переправы через ручейки по доске, бревну; подпрыгивание с доставанием веток; бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий (лежащий ствол дерева, пень и т.д.); метание шишек в цель и на расстояние и т.д.". [18.]

      Используют  простейшие формы туризма: летом - пешеходные прогулки с чередованием ходьбы и  бега на расстояние, зимой - лыжные походы в парк, лес, по пересеченной местности. Длительность ходьбы в умеренном темпе с ускорением, переходящими в бег – 15 мин. в одну сторону и такое же время в другую. В промежутке обязателен активный отдых в виде игры малой или средней подвижности. Общая длительность прогулок не должна превышать 45 минут. 

Физкультурные занятия, подвижные  игры и физические

упражнения  на прогулке 

      "Физкультурные  занятия в помещении включают  упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и  другие виды движения, а также  упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются". [5]

      "В  конце физкультурных занятий  осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление,  успокаивают функциональные системы  организма. Известно, что лучше  всего организм восстанавливается,  когда заторможенные центры энергично  включаются в деятельность, а активно действующие - переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения". [5]

      Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых  без напряжения и с большой  амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более  короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. "При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90 – 100 %, такая заключительная часть ведет к восстановлению организма уже к концу 1-2-ой минут после занятия". [1]

      При выборе формы и типа занятий должны учитываться различные способы  организации детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Наиболее целесообразно комплексное  использование различных способов. Так на одном и том же занятии  при обучении прыжку в длину с места можно рекомендовать все способы.

      Однако  в программе предусмотрены движения (лазания, удержание равновесия, прыжки в длину и высоту с разбега), выполнение которых следует организовать индивидуально или поточно, с  тем, чтобы воспитатель мог обеспечить страховку детей.

      "Зимой  занятия на воздухе проводят  в облегченной одежде, состоящей  из 3-4 слоев. В жаркие, солнечные  дни дети могут заниматься  без маечки, босиком, но в легком  головном уборе". [15]

      Подготовленным  к занятиям должна быть и площадка или пересеченная местность.

      "Физкультурные  занятия обычно организуются  в первой половине дня. Если  они проходят на воздухе, то  их можно место в режиме  дня в разные сезоны года  различно. Летом – в начале  первой прогулки, когда температура  воздуха не достигла наивысшей величины". [15]

      В холодный период занятия целесообразны  в конце первой прогулки, перед  обедом, что позволяет детям переодеться  в физкультурный костюм один раз, перед занятием, и снижает возможность  заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе.

      В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.

      В те дни, когда запланировано физкультурное  занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 – 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в физкультурную форму.

      Содержание  подвижных игр физических упражнений во время прогулки материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях. Закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде, метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста