Деловая этика и этика руководителя. Типология руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3

Глава I. Типология руководителей……………………………………...............5

1.1 Типология лидерства…………………………………………………..5

1.2 Руководство и лидерство………………………………………………11

Глава II. Этика управленческого общения руководителя…………....19

2.1. Понятие управленческого общения………………………………....19
2.2 Функции управленческого общения……………………………….…22
2.3 Культура речи руководителя как психологический фактор управления……………………………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

1.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст.

     Контекст  лидерства это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.

     Неотъемлемой  составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен властью, принимать решения, в отношении других людей группы, организаций, который несет ответственность за последствия любых своих решений.

     В социально-психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров: “игроки” и “открытые”.

     Первые  внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами.

     “Открытые”  лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.5  
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Руководство и лидерство 

     Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

     Понятие же руководства относится к организации  деятельности группы к процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина:

     1. Лидер в основном призван осуществлять  регуляцию межличностных отношений  в группе, в то время как  руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.

     2. Лидерство можно констатировать  в условиях микросреды (ею и  является малая группа). Руководство  - это элемент макросреды, т.е.  оно связано системой общественных отношений.

     3. Лидерство возникает стихийно, руководитель  всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Но, так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

     4. Явление лидерства менее стабильно,  выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.

     5. Руководство подчиненными, в отличие  от лидерства, обладает гораздо  более определенной системой  различных санкций, которых нет  в руках лидера.

     6. Процесс принятия решений руководителем  более сложен и опосредован  множеством различных обстоятельств,  в то время как лидер принимает  более непосредственные решения,  касающиеся групповой деятельности.

     7. Сфера деятельности лидера - в  основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.6

     В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

     1. Руководство и лидерство - средства  координации отношений членов социальной группы.

     2. Оба феномена реализуют процессы  социального влияния в коллективе.

     3. Руководству, как и лидерству  присуща определенная субординация  отношений. В первом случае  отношения четко определены и  закреплены должностными инструкциями, а во втором - отношения никак не очерчены.

     Нередко лидерство способно переходить в  руководство, а руководство часто становится лидерством.

     Лоутон  А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.7

     В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать  на себя ответственность - дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство  на государственной службе - логическая несообразность в условиях демократии (Лоутон, Роуз). Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.

     Следует добавить, что лидеры должны иметь  четкое представление о том, что  заключается в руководстве, чтобы  оказывать на остальных направляющее воздействие.

     Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что руководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.

     Многие  трудности в государственных  учреждениях обусловлены формальной неразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются эти взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль руководства, если структура не допускает соучастия и неформального руководства.

     Говоря  о руководстве, можно привести точку  зрения американских исследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его как “основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой”8. Определяя задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие. Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.

     Функции руководства эти авторы определяют следующим образом:

     1. Планирование - включает в себя выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

     2. Организация - направлена на объединение  людей и материальных, финансовых  и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Включает в себя: определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.

     3. Управление - обеспечивает работу  различных подсистем в соответствии  с планом. Заключается в контроле  деятельности подсистем с последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации.

     4. Связь - передача информации между  центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информацией с внешним миром.

     Выполнение  каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается  в интеграции всех четырех функций  для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

     Существует  и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, что функции руководства следует рассматривать через управленческие процессы - планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

  • администраторская (прежде всего этап контроля);
  • стратегическая (планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);
  • экспертно-консультативная;
  • представительская;
  • воспитательная;
  • коммуникативная, регулирующая;
  • инновационная;
  • дисциплинарная.

     Важную  роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

     Большую роль в планировании и прогнозировании  играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.

     В управленческом руководстве каждому  руководителю, лидеру необходимы также  знания и умение коммуникативно-регулирующего  общения. Каждый руководитель обязан создавать  коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами  добиться желаемого результата.

     Если  говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого  фактора, коммуникацию необходимо рассматривать  особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.

  • Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.9

     В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение, поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу.

     Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого  процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

     Г.Кунц и О`Доннел определяют контроль как  сравнение полученных результатов  с нормативами.

     Важным  способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник  желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.

     Контроль  тесно связан с другими этапами  управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.

     При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.

     Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования не может  быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.

     Делегирование (в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма  разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Деловая этика и этика руководителя. Типология руководителей