Деловая этика и этика руководителя. Типология руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3

Глава I. Типология руководителей……………………………………...............5

1.1 Типология лидерства…………………………………………………..5

1.2 Руководство и лидерство………………………………………………11

Глава II. Этика управленческого общения руководителя…………....19

2.1. Понятие управленческого общения………………………………....19
2.2 Функции управленческого общения……………………………….…22
2.3 Культура речи руководителя как психологический фактор управления……………………………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

1.doc

— 136.50 Кб (Скачать)
 
 

    Тема: «Деловая этика и этика руководителя. Типология руководителей» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Оглавление 

Введение………………………………………………………………………......3

Глава I. Типология руководителей……………………………………...............5

     1.1 Типология лидерства…………………………………………………..5

    1.2 Руководство и лидерство………………………………………………11

Глава II. Этика управленческого общения              руководителя…………....19

    2.1. Понятие управленческого  общения………………………………....19

    2.2 Функции управленческого общения……………………………….…22

    2.3 Культура речи руководителя как психологический фактор управления……………………………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………27

Список  литературы……………………………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.

    Этикет  — важнейшая сторона морали профессионального поведения руководителя Знание его — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал: "Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85—от его умения общаться с людьми". Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невоспитанности.

     Личная  этика обычно складывается под влиянием воспитания в семье, социальной среды, моральных качеств, системы ценностей и выбора, который совершается в наиболее важные моменты жизни. В отличие от личной, этика руководителя предписывает ему нормы поведения на работе. Этика определяет сферу компетенции руководителя, обязывает его заниматься такими вопросами, как отношение организации к сотрудникам и сотрудников к организации.

     В рамках организации на этические  мерки личности оказывают огромное влияние руководители высшего звена. Их поведение подает пример для подражания и создает культурный контекст, гораздо более действенный, чем специальные занятия по этике, установленные нормы или формальные поведенческие и этические коды, которые ввели у себя многие организации.

     Чтобы удовлетворить чувство социальной ответственности, руководство может делать много или почти ничего - в зависимости от своего понимания управленческой этики.

     Перед любым предприятием, организацией стоит  задача повышения эффективности  своей деятельности. Успешное  решение  этой задачи во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

        Руководитель должен понимать, что  чем лучше у него сложатся  отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей. Вот это я и попытаюсь раскрыть в своей контрольной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Типология руководителей

     1.1 Типология лидерства 

     Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.

     Концепции лидерства могут быть разделены  в зависимости от их теоретических оснований на три группы:

     1. Исходящие из того, что лидерство  - универсальный феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.

     2. Отождествляющие лидерство с  руководством и управлением, при  этом формальное обладание властью  рассматривается как необходимое  и достаточное условие лидерства;  деятельность лидера предстает  как необходимое и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти.

     3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам. Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма - одного из необходимых политических институтов.1

     Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.

     В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного  индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”.

     В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности  к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

     В современном обществе лидерство  представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных  социальных групп посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.

     Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение  длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

     Существуют  различные классификации феномена лидерства.

     В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров  подразделяют на:

  1. традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
  2. рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
  3. харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф. Кастро.

     В основе первого типа лидерства лежит  привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.

     “Харизмой”  следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря  которому она оценивается как  одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами”.

     Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две  категории: преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на будущее.

     Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”.

     Анализ  Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях.

     Существует  также деление лидеров на обычных (“реальных”) и великих (как великих “героев, так и великих “злодеев”). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои (либо злодеи) определяют ход истории.2

     На  основе характера лидеров разделяют  на “активно - позитивных” и “активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-негативных”.

     В современной политологии нередко  называются четыре собирательных образа лидера:

     1. Лидера - знаменосца отличает собственное  видение действительности, наличие идеи, увлекающей массы.

     2. Лидер - служитель стремится выступать  в роли выразителя интересов  своих сторонников, ориентируется  на их мнение и действует  от их имени.

     3. Лидер - торговец способен привлекательно  преподнести свои идеи и убедить  людей в их преимуществе.

     4. Лидер - пожарный ориентируется  на решение наиболее актуальных  проблем в обществе, насущные  требования момента.

     В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в  сочетании у различных людей  в разных пропорциях.

     Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.3

     1. Лидерство “лицом к лицу”  осуществляется в небольших группах, где все участники процесса имеют возможность взаимодействовать между собой.

     2. “Отдаленное” лидерство - это  лидерство вождей, за которыми  идут многочисленные массы.

     При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный момент времени.

     1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря  которому он стал лидером.

     2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер.

     3. Характер взаимоотношений между  лидером и теми, кем он руководит.

     4. Контекст или условия, в которых  осуществляется его руководящая  роль.

     5. Результаты взаимодействия между  лидером и теми, кем он руководит.

     Какого  рода лидерство мы получим при  этом, зависит от характера и сочетания  всех этих пяти факторов. Данное определение  природы лидерства предложил  американский политолог М.Г.Херманн  в своей работе “Составные части лидерства”.4

     М.Г.Херманн  также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:

  1. наличие и характер формализованных правил для принятия решений;
  2. степень подотчетности руководителя руководимым;
  3. сила и тип оппозиции;
  4. характер любых разделяемых убеждений;
  5. ресурсы, доступные для руководителя;
  6. организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.

Информация о работе Деловая этика и этика руководителя. Типология руководителей