Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа
В данной курсовой работе, я рассмотрела принятие решений в условиях неопределенности.Решение принимается в условиях неопределённости, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учёта факторы настолько новы и сложны, что о них невозможно получить достаточно информации. В итоге вероятность определённого последствия нельзя предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределённость характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3 стр.
1. Управленческие решения……………………………………………………………………………………………………… 5 стр.
1.1 Сущность и классификация управленческих решений……………………………………………………… 5 стр.
1.2 Анализ принятия решений различгыми школами управления………………………………………… 6 стр.
1.3 Технология принятия управленческих решений……………………………………………………………… 14 стр.
2. Управленческий учет……………………………………………………………………………………………………………. 18 стр.
2.1 Определение сущности управленческого учета……………………………………………………………… 18 стр.
2.2 Предмет упавленческого учета, его объекты………………………………………………………………….. 18 стр.
3. Неопределенность………………………………………………………………………………………………………………… 19 стр.
3.1 Правила и критерии принятия решений в условиях неопределенности……………………….. 20 стр.
3.2 Разработка упавленческого решения в условиях еопределенности и риска…………………. 24 стр.
3.3 Неопределенность хозяйственной ситуации…………………………………………………………………… 26 стр.
4. Основные способы борьбы с неопределенностью и рисками на примере торговой организации «Курочка»………………………………………………………………………………………………………. 28 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 31 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
Оценка альтернатив. При выборе альтернатив необходимо их оценить, определить преимущества, недостатки и вероятность реализации каждой альтернативы.
Выбор альтернативы. При правильном определении, тщательной взвешенности каждой альтернативы довольно легко выбрать наиболее рациональную.
Практика американских менеджеров показывает, что принять оптимальное решение при дефиците времени очень трудно, и руководители ограничиваются «удовлетворительным» решением, а не «максимизирующим». Они учитывают, что на процесс принятия решения влияют:
их личные оценки;
уровень риска;
время и изменяющееся окружение;
возможность отрицательных последствий;
взаимозависимость решений на различных уровнях иерархии.
Немецкая школа принятия управленческих решений
Процесс принятия решений рассматривается как составная часть процессов планирования и контроля и включает в себя в идеальном случае следующие этапы
Постановка проблемы (идентификация). На этом этапе изучается и формулируется проблема, воспринимаются неблагополучные симптомы; изучается положение дел и целей, конкретизируются последние; формулируются критерии решений, уясняются условия границ и ограничений; организуется процесс принятия управленческих решений.
Поиск (добывание информации). Определяются возможности решения проблемы, сопоставляются вероятные действия, осуществляется предварительный выбор.
Оценка (оценка возможностей действий по влиянию на цель). Определяются предпосылки для реализации, прогнозируются и классифицируются результаты, анализируется риск.
Принятие решения (установление альтернативы действия, которое следует реализовать). Определяется лучший вариант (акт выбора) и рассматривается в аспекте его реализации (акт решения), выполняется операционный анализ плана (установление сроков, финансирование).
Критерии принятия решения:
полезность решения (в частности, достижимое улучшение результатов);
финансовый аспект решения, особенно в рамках его использования (сумма экономии средств на персонале, материальные и служебные расходы);
удовлетворенность принимаемого решения;
количество и качество решений;
время процесса использования решения.
Японская школа принятия управленческих решений
Специалист в области управления П. Дракер считает, что японцы – единственные, кто наработали методичный и стандартизованный подход к решению, его правильной оценке. Этот подход, по его мнению, опровергает все правила, выдвинутые теоретиками. Тем не менее, их решения на практике оказываются эффективными.
Согласно традиционной теории первой, самой важной стадией является корректная постановка задачи .Эта стадия очевидна и проста, и после неё быстро приходит решение. Вторая стадия – предложение различных вариантов решений и третья – выбор лучшего из них.
Особенности организации работы при принятии решения следующие:
Постановка задачи. В постановке задачи участвуют различные группы. Допустим, есть предложение создать за границей предприятие. Различные группы, представляющие фирму, посещают эту страну. Они тщательно изучают план зарубежного предприятия с различных точек зрения: маркетинга, производственных отношений, планирования производства и т.д. Когда группы достигнут консенсуса, начинается стадия воплощения.
Утверждение. На основе выбора готовится всесторонний доклад, который выносится на суд высшего менеджмента. На этом уровне с привлечением экспертов решение изучается и утверждается.
Воплощение. Осуществляется решение очень быстро, так как каждый аспект был тщательно обсужден при подготовке. Поскольку решение было принято единодушно, все энергично его выполняют.
Классическая теория менеджмента формулирует принцип единоначалия, согласно которому каждый человек в организации должен получать поручения только от старшего администратора и отвечать за работу лишь перед ним. Следовательно, за приказ ответственность несет только один человек. Японская система противоположна: ответственность за принятие решения несет не индивидуум, а вся группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принимать решение.
Особенности системы принятия решения. Первым этапом является подготовка документа по рассматриваемому вопросу. Далее с ним знакомятся все заинтересованные лица. Получив документ, работник подписывает его и вносит любые замечания, которые считает нужными. В конце концов, документ попадает к руководителю, который его одобряет. Однако решение принадлежит группе.
Единодушие. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если у кого-то возникают возражения, то документ возвращается к его инициатору.
Консенсус. Сущность такой системы состоит в том, что решение должно быть принято путем консенсуса.
Российская школа принятия управленческих решений
Схема принятия решения предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. После выявления проблемы и установления условий и факторов, способствующих ее возникновению, разрабатываются решения, из которых выбирается лучшее.
Более детальная структура процесса принятия решений по этапам и процедурам приведена ниже:
Этап | Процедура |
Постановка проблемы | Возникновение ситуации |
| Появление проблемы |
| Сбор необходимой информации |
| Описание проблемной ситуации |
Разработка вариантов решения | Формулирование требований-ограничений |
| Сбор необходимой информации |
| Разработка возможных вариантов решений |
Выбор решения | Определение критериев выбора |
| Выбор решений, отвечающих критериям |
| Оценка возможных последствий |
| Выбор предпочтительного решения |
Рассмотрев процессы принятия управленческих решений различными управленческими школами, можно сделать некоторые выводы и привести рекомендации лицу, принимающему решения.
1. В основу традиционной японской методологии принятия решений положена система «ринги» (получение согласия на решение путем опроса без созыва совещания или заседания). Привычная иерархическая структура управления переместилась в сферу отношений между людьми, когда внешне существуют неформальные, псевдосемейные отношения, и руководитель осуществляет косвенное управление на основе формальной власти.
Согласно системе принятия решений, рассмотренной ранее, руководитель, принявший решение, составляет документ «рингисе», в котором всесторонне описывает проблему и дает рекомендации по ее решению. Проект решения передается специалистам в отделы и службы, где его рассматривают заинтересованные лица; после изучения – на другой уровень и так до высшего руководителя на подпись «рингисе». Утвержденный проект приобретает характер директивы. Проходя по уровням управления, проект решения не только дорабатывается экспертами, но и одобряется коллективом.
По инициативе руководителя стимулируется отработанный тип поведения персонала, обеспечиваются условия для самоорганизующейся системной деятельности и надлежащего социально-психологического климата. Создавая благоприятную обстановку, творческую атмосферу, учитывая сложившуюся культуру принятия решений, руководитель:
добивается согласия всех членов коллектива, имеющих отношение к решаемой проблеме;
производит экспертную оценку проекта с лицами, заинтересованными в его успешной реализации;
использует механизмы групповой работы по совершенствованию и реализации проекта.
В данной системе работник чувствует себя сопричастным к процессу принятия решений и, генерируя идеи, критикуя их, внося предложения по их исполнению, стимулирует появление нетривиальных решений.
2. В рассмотренных моделях принятия решений, типичных для западной школы управления, варианты коллективной работы характеризуются следующим:
руководителю требуется согласование целей работников, привлеченных к коллективному принятию решений;
необходимо объяснить коллективу, какую проблему требуется решить;
следует организовать коллектив на решение проблемы;
результаты работы зависят от готовности руководителя выполнять роль то модератора, то жесткого автократа, который использует административную власть для пресечения действий тех, кто злоупотребляет демократией;
руководитель должен владеть технологиями: организации информационного обмена среди персонала управления, межличностных и межгрупповых коммуникаций, организации системной деятельности по выработке решения и коллективного принятия решения и т.д.
Принятое решение не становится организующим началом системной деятельности людей, как это характерно для японской системы управления.
3. Для российского работника характерен последний, менее эффективный подход к принятию решения. С учетом национальной и управленческой культуры можно предположить, что в условиях России целесообразно использовать «жесткий менеджмент». Применять в повседневной практике элементы, присущие японской и западным школам управления по принятию решений, необходимо только после их адаптации к конкретной обстановке
Обобщая и анализируя представления различных школ о процессе принятия решения, можно выявить следующие особенности:
принятие решений – это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов;
на всех этапах принятия решений предусматриваются сбор, обработка и оценка информации;
на всех этапах процесса принятия решений основными являются: уяснение проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятие решения;
процесс принятия решения представляется как системная деятельность менеджера, он подчинен законам управления, организации деятельности людей.
Требования к организации принятия решений с учетом предложений сводятся к следующему:
формулирование проблемы, разработка и выбор решения осуществляются на том уровне иерархии управления, где есть для этого информация;
информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
принятие решения должно отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено его выполнение или которые заинтересованы в его реализации;
принятие управленческого решения предполагает использование: иерархии; целевых межфункциональных групп; планов; горизонтальных связей;
принятые решения должны учитывать национальные особенности работников, реализующих эти решения;
при подготовке ЛПР следует учитывать специфику системы управления в организации, особенности национальной культуры управления, менталитет народа страны, где эти решения принимаются и реализуются.[2]