Анализ эффективности коммуникационных процессов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:53, курсовая работа

Краткое описание

Для нормальной эффективной организации труда, для управления совместной координированной деятельностью большое значение имеет все, связанное с приемом, переработкой и передачей информации. Здесь необходимы синхронизированность, правильное и точное понимание передаваемого. Поэтому многое зависит от организации, построения коммуникативной структуры, коммуникативной связи в социальной группе, организации, учреждении, фирме. Процессы коммуникации, в которых участвуют руководители и работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, руководителями одного уровня, внешним окружением.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗНАЧЕНИЕ И ТИПЫ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. .
4
1.1. Понятие, цели, функции организационной коммуникации … … … 4
1.2. Типы коммуникаций… … … … … … … … … … … … … … … .. . 5
1.3. Формы и методы коммуникаций… … … … … … … … … … … .. 7
ГЛАВА 2. СХЕМА КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА… … ….. 10
2.1. Направления коммуникационного процесса… … … … … … … … 10
2.2. Элементы коммуникационного процесса… … … … … … … … … 14
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ … … … … … … … … …
19
3.1. Зависимость эффективности внутриорганизационных коммуникаций от индивидуальных факторов … … … … … … … … …
19
3.2. Зависимость эффективности организационных коммуникаций от организационных факторов … … … … … … … … … … … … … … …
25
3.3. Пути совершенствования информационного обмена в организации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Теория организации. Анализ эффективности коммуникационногопроцесс. Базлов ..doc

— 1.43 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗНАЧЕНИЕ  И ТИПЫ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. .  
4
  1.1. Понятие, цели, функции организационной коммуникации … … … 4
  1.2. Типы коммуникаций… … … … … … … … … … … … … … … .. . 5
  1.3. Формы и методы коммуникаций… … … … … … … … … … … ..   7
ГЛАВА 2. СХЕМА КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА… … ….. 10
  2.1. Направления коммуникационного процесса… … … … … … … … 10
  2.2. Элементы  коммуникационного процесса… … … … … … … … … 14
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ … … … … … … … … …  
19
  3.1. Зависимость эффективности внутриорганизационных коммуникаций от индивидуальных факторов … … … … … … … … …  
19
  3.2. Зависимость эффективности организационных коммуникаций от организационных факторов … … … … … … … … … … … … … … …  
25
  3.3. Пути совершенствования  информационного обмена в организации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 33
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

Для нормальной эффективной организации труда, для управления совместной координированной деятельностью большое значение имеет все, связанное с приемом, переработкой и передачей информации. Здесь необходимы синхронизированность, правильное и точное понимание передаваемого. Поэтому многое зависит от организации, построения коммуникативной структуры, коммуникативной связи в социальной группе, организации, учреждении, фирме. Процессы коммуникации, в которых участвуют руководители и работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, руководителями одного уровня, внешним окружением.

Управление  организационными отношениями входит в сферу деятельности руководителя любого уровня. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей. Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.

Практика  показывает, что неэффективные коммуникации — одна из главных сфер возникновения проблем. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. 
 
 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ ЗНАЧЕНИЕ  И ТИПЫ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 

1.1 Понятие, цели, функции организационной коммуникации

Организационные коммуникации это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.

Она служит необходимым инструментом в координации  деятельности по всей вертикали и  горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.

Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

Организации без коммуникации не существует. При отсутствии коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры не в состоянии отдавать указания. Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.

Организационные отношения включают внутренние и  внешние связи — коммуникации, которые рассматриваются как явление и как процесс.

Коммуникации  как явление представляют собой установленные нормы (правила, инструкции, принципы, закономерности, положения) отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций, процедур и операций, а также систему документооборота.

Коммуникации  как процесс — это фактические отношения работников друг к другу, к клиентам, поставщикам, потребителям и, кроме того, между человеком и информационными отношениями.

Коммуникационный  процесс в организации или  в группе реализуется через следующие  функции:

    информативную — передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия решений;

  мотивационную — побуждение работников к исполнению и улучшению работы с помощью управления поведением, убеждения, внушения, просьбы, приказы и т.д.;

•   контрольную — отслеживание поведения  работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчи-ненности;

  экспрессивную — способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний и отношению к происходящему, а также удовлетворение социальных потребностей.

Коммуникации  важны для руководителей по следующим причинам:

•    руководители тратят большую часть  своего времени на коммуникации, поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;

•  коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности;

•   мастерство коммуникации необходимо для  выражения действенности авторитета и воли руководителя. 
 

1.2 Типы коммуникаций

В настоящее  время выделяют следующие типы коммуникаций: внутриличностную, межличностную, коммуникацию в малой группе, общественную, внутренне оперативную, внешнеоперативную, личностную и др.

Внутриличностная  коммуникация — это коммуникация, возникающая внутри самого индивидуума. Он является и посылающей, и принимающей стороной, его мысли и чувства создают послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь — это то, что дополняет информацию или отвергает ее.

Межличностная коммуникация — это коммуникация с другим человеком. В этом типе коммуникации индивидуумы действуют и как принимающая, и как посылающая сторона. Посланием является предоставляемая информация, каналом ее передачи служит взгляд или звук, а обратной связью - ответ каждого участника этой коммуникации.

Коммуникация  в малой группе возникает, когда небольшое количество людей собирается вместе с какой-либо целью. В малой группе каждый индивидуум имеет равный шанс участвовать в обсуждении, может быть легко услышан и взаимодействовать с другими. Малые группы состоят из нескольких индивидуумов, посылающих и получающих информацию. В связи с этим возникает большая вероятность недопонимания в группе. Каналы связи более структурированы, чем при межличностном общении, однако каналы обратной связи и возможности для нее те же.

Общественная  коммуникация - это послание выступающего аудитории. Общественная коммуникация возникает тогда, когда группа становится слишком большой. Каналы те же, что и при межличностном общении или общении в малой группе. Однако возможны более громкий голос и экспансивные жесты и др.

Внутренне оперативная коммуникация состоит из структурированной коммуникации в пределах организации, непосредственно направленной на достижение целей организации. Структура подразумевает, что коммуникация представляет собой часть деятельности организации.

Внешнеоперативная коммуникация связана с достижением организацией своих целей или с межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и теми образованиями, которые существуют вне ее.

Личностная  коммуникация определяется как случайный обмен информацией и чувствами, происходящий между людьми всякий раз, когда они встречаются. Люди ощущают постоянную потребность в общении. 
 

1.3 Формы и методы  коммуникаций

Традиционно выделяют две формы коммуникаций — вербальную и невербальную.

При вербальной коммуникации в качестве символа используют слова человеческого языка.

Невербальная  коммуникация предполагает передачу информации при помощи движений человеческого тела.

Вербальная  коммуникация подразделяется на устную и письменную (табл. 1.1).

Таблица 1.1.

Формы и методы коммуникации

Формы коммуникации

Основные  методы (средства) коммуникации

Вербальная:

устная 
 

письменная

Конференции, совещания, доклады, презентации, групповое обсуждение, встречи один на один, неформальные беседы 

Письма, меморандумы, отчеты, письменные доклады,

записки, правила и процедуры, приказы, электронная  почта

Невербальная

Поведение человека, гримасы, взгляд, интонация, тембр голоса, поза, жесты
 

Для взаимодействия со своими сотрудниками руководители выбирают различные коммуникационные методы. Выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, которые дополняют и усиливают друг друга.

Устная  коммуникация наиболее эффективна с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи.

Письменная коммуникация— обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени.

Современные организации используют практически  все доступные методы коммуникации для достижения стоящих перед  ними целей. Наибольшее распространение получили следующие коммуникационные средства: внутриорганизационные правила и процедуры, меморандумы, справочник сотрудника, внутриорганизационные издания, электронная почта.

Внутриорганизационные правила и процедуры представляют собой письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни.

Меморандум  — это формальное письменное обращение одного сотрудника организации к другому (нескольким). Он содержит фамилии адресатов, сотрудников, которым направляются копии, дату написания и тему послания. В форме меморандумов сегодня осуществляется от 60 до 80% письменной коммуникации между руководителями и специалистами компаний в экономически развитых странах.

Справочник сотрудника — брошюра, содержащая основную информацию об организации, в которой работает сотрудник. Сегодня справочники являются неотъемлемым атрибутом коммуникационного процесса большинства организаций развитых стран. Справочники сотрудника преследуют три основные цели:

•  изложить базовые ценности и философию  компании, ее долгосрочные и краткосрочные  цели;

•   объяснить сотрудникам, что руководство  компании ожидает от них и какие обязательства оно берет на себя;

• предоставить справочную информацию, облегчающую сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании.

Внутриорганизационные публикации (многотиражки, газеты, журналы) представляют собой периодические издания, публикующие разнообразные материалы, в основном связанные с организацией и ее деятельностью.

Информация о работе Анализ эффективности коммуникационных процессов в организации