Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:53, курсовая работа
Для нормальной эффективной организации труда, для управления совместной координированной деятельностью большое значение имеет все, связанное с приемом, переработкой и передачей информации. Здесь необходимы синхронизированность, правильное и точное понимание передаваемого. Поэтому многое зависит от организации, построения коммуникативной структуры, коммуникативной связи в социальной группе, организации, учреждении, фирме. Процессы коммуникации, в которых участвуют руководители и работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, руководителями одного уровня, внешним окружением.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗНАЧЕНИЕ И ТИПЫ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. .
4
1.1. Понятие, цели, функции организационной коммуникации … … … 4
1.2. Типы коммуникаций… … … … … … … … … … … … … … … .. . 5
1.3. Формы и методы коммуникаций… … … … … … … … … … … .. 7
ГЛАВА 2. СХЕМА КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА… … ….. 10
2.1. Направления коммуникационного процесса… … … … … … … … 10
2.2. Элементы коммуникационного процесса… … … … … … … … … 14
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ … … … … … … … … …
19
3.1. Зависимость эффективности внутриорганизационных коммуникаций от индивидуальных факторов … … … … … … … … …
19
3.2. Зависимость эффективности организационных коммуникаций от организационных факторов … … … … … … … … … … … … … … …
25
3.3. Пути совершенствования информационного обмена в организации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗНАЧЕНИЕ И ТИПЫ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. . | 4 | |
1.1. Понятие, цели, функции организационной коммуникации … … … | 4 | |
1.2. Типы коммуникаций… … … … … … … … … … … … … … … .. . | 5 | |
1.3. Формы и методы коммуникаций… … … … … … … … … … … .. | 7 | |
ГЛАВА 2. СХЕМА КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА… … ….. | 10 | |
2.1. Направления коммуникационного процесса… … … … … … … … | 10 | |
2.2. Элементы коммуникационного процесса… … … … … … … … … | 14 | |
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ … … … … … … … … … | 19 | |
3.1. Зависимость эффективности внутриорганизационных коммуникаций от индивидуальных факторов … … … … … … … … … | 19 | |
3.2. Зависимость эффективности организационных коммуникаций от организационных факторов … … … … … … … … … … … … … … … | 25 | |
3.3. Пути совершенствования информационного обмена в организации | 27 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
31 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Для нормальной эффективной организации труда, для управления совместной координированной деятельностью большое значение имеет все, связанное с приемом, переработкой и передачей информации. Здесь необходимы синхронизированность, правильное и точное понимание передаваемого. Поэтому многое зависит от организации, построения коммуникативной структуры, коммуникативной связи в социальной группе, организации, учреждении, фирме. Процессы коммуникации, в которых участвуют руководители и работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, руководителями одного уровня, внешним окружением.
Управление организационными отношениями входит в сферу деятельности руководителя любого уровня. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей. Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.
Практика
показывает, что неэффективные коммуникации
— одна из главных сфер возникновения
проблем. Эффективно работающие руководители
— это те, кто эффективны в коммуникациях.
Они представляют суть коммуникационного
процесса, обладают хорошо развитым умением
устного и письменного общения и понимают,
как среда влияет на обмен информацией.
ПОНЯТИЕ
ЗНАЧЕНИЕ И ТИПЫ
КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, цели, функции организационной коммуникации
Организационные коммуникации — это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.
Она служит необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.
Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Организации без коммуникации не существует. При отсутствии коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры не в состоянии отдавать указания. Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.
Организационные отношения включают внутренние и внешние связи — коммуникации, которые рассматриваются как явление и как процесс.
Коммуникации как явление представляют собой установленные нормы (правила, инструкции, принципы, закономерности, положения) отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций, процедур и операций, а также систему документооборота.
Коммуникации как процесс — это фактические отношения работников друг к другу, к клиентам, поставщикам, потребителям и, кроме того, между человеком и информационными отношениями.
Коммуникационный процесс в организации или в группе реализуется через следующие функции:
• информативную — передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия решений;
• мотивационную — побуждение работников к исполнению и улучшению работы с помощью управления поведением, убеждения, внушения, просьбы, приказы и т.д.;
• контрольную — отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчи-ненности;
• экспрессивную — способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний и отношению к происходящему, а также удовлетворение социальных потребностей.
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
• руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации, поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
• коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности;
•
мастерство коммуникации необходимо для
выражения действенности авторитета
и воли руководителя.
1.2 Типы коммуникаций
В настоящее время выделяют следующие типы коммуникаций: внутриличностную, межличностную, коммуникацию в малой группе, общественную, внутренне оперативную, внешнеоперативную, личностную и др.
Внутриличностная коммуникация — это коммуникация, возникающая внутри самого индивидуума. Он является и посылающей, и принимающей стороной, его мысли и чувства создают послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь — это то, что дополняет информацию или отвергает ее.
Межличностная коммуникация — это коммуникация с другим человеком. В этом типе коммуникации индивидуумы действуют и как принимающая, и как посылающая сторона. Посланием является предоставляемая информация, каналом ее передачи служит взгляд или звук, а обратной связью - ответ каждого участника этой коммуникации.
Коммуникация в малой группе возникает, когда небольшое количество людей собирается вместе с какой-либо целью. В малой группе каждый индивидуум имеет равный шанс участвовать в обсуждении, может быть легко услышан и взаимодействовать с другими. Малые группы состоят из нескольких индивидуумов, посылающих и получающих информацию. В связи с этим возникает большая вероятность недопонимания в группе. Каналы связи более структурированы, чем при межличностном общении, однако каналы обратной связи и возможности для нее те же.
Общественная коммуникация - это послание выступающего аудитории. Общественная коммуникация возникает тогда, когда группа становится слишком большой. Каналы те же, что и при межличностном общении или общении в малой группе. Однако возможны более громкий голос и экспансивные жесты и др.
Внутренне оперативная коммуникация состоит из структурированной коммуникации в пределах организации, непосредственно направленной на достижение целей организации. Структура подразумевает, что коммуникация представляет собой часть деятельности организации.
Внешнеоперативная коммуникация связана с достижением организацией своих целей или с межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и теми образованиями, которые существуют вне ее.
Личностная
коммуникация
определяется как случайный обмен информацией
и чувствами, происходящий между людьми
всякий раз, когда они встречаются. Люди
ощущают постоянную потребность в общении.
1.3 Формы и методы коммуникаций
Традиционно выделяют две формы коммуникаций — вербальную и невербальную.
При вербальной коммуникации в качестве символа используют слова человеческого языка.
Невербальная коммуникация предполагает передачу информации при помощи движений человеческого тела.
Вербальная коммуникация подразделяется на устную и письменную (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Формы коммуникации | Основные методы (средства) коммуникации |
Вербальная:
устная письменная |
Конференции, совещания,
доклады, презентации, групповое обсуждение,
встречи один на один, неформальные
беседы Письма, меморандумы, отчеты, письменные доклады, записки, правила и процедуры, приказы, электронная почта |
Невербальная |
Поведение человека, гримасы, взгляд, интонация, тембр голоса, поза, жесты |
Для взаимодействия со своими сотрудниками руководители выбирают различные коммуникационные методы. Выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, которые дополняют и усиливают друг друга.
Устная коммуникация наиболее эффективна с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи.
Письменная коммуникация— обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени.
Современные организации используют практически все доступные методы коммуникации для достижения стоящих перед ними целей. Наибольшее распространение получили следующие коммуникационные средства: внутриорганизационные правила и процедуры, меморандумы, справочник сотрудника, внутриорганизационные издания, электронная почта.
Внутриорганизационные правила и процедуры представляют собой письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни.
Меморандум — это формальное письменное обращение одного сотрудника организации к другому (нескольким). Он содержит фамилии адресатов, сотрудников, которым направляются копии, дату написания и тему послания. В форме меморандумов сегодня осуществляется от 60 до 80% письменной коммуникации между руководителями и специалистами компаний в экономически развитых странах.
Справочник сотрудника — брошюра, содержащая основную информацию об организации, в которой работает сотрудник. Сегодня справочники являются неотъемлемым атрибутом коммуникационного процесса большинства организаций развитых стран. Справочники сотрудника преследуют три основные цели:
• изложить базовые ценности и философию компании, ее долгосрочные и краткосрочные цели;
• объяснить сотрудникам, что руководство компании ожидает от них и какие обязательства оно берет на себя;
• предоставить справочную информацию, облегчающую сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании.
Внутриорганизационные публикации (многотиражки, газеты, журналы) представляют собой периодические издания, публикующие разнообразные материалы, в основном связанные с организацией и ее деятельностью.
Информация о работе Анализ эффективности коммуникационных процессов в организации