Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:19, практическая работа
Основной частью любой системы производственного процесса является технология производства, при реализации которой достигается цель производства – выпуск продукции. Продукция, ее вид и качество служат основной причиной создания любого производства, реализации любой технологии, поэтому изучение технологии необходимо начинать с характеристики выпускаемой продукции.
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Характеристика сырья и материалов 6
2 Производство фарфора 9
3 Печи для обжига тонкой керамики 15
4 Технологическая блок-схема производства 19
5 Расчёт материального баланса и определение коэффициента расхода сырья 20
6 Уровень технологического баланса 22
7 Динамика трудозатрат при развитии технологического процесса 23
8 Уровень технологического процесса 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
2 Производство фарфора
1) Подбор материалов
Состав
керамической массы и метод ее
подготовки определяют исходя из назначения
из назначения изделия, его формы
и вида сырья. Цель подготовки сырья
- разрушение природной структуры
материалов до мельчайших частиц для
получения однородной массы и
ускорения взаимодействия частиц в процессе
фарфорообразования. Ее проводят в основном
пластическим способом, который обеспечивает
получение равномерной по составу массы.
Пластичные
материалы (глину, каолин) распускают в
воде в лопастных мешалках. Полученную
массу в виде суспензии пропускают через
сито (3600 - 4900 отверстий на 1-2см) и электромагнит
для удаления крупных включений и железистых
примесей.
Отощающие материалы и плавни сортируют,
освобождают от посторонних т вредных
примесей. Кварц, полевой шпат, пегматит
и другие компоненты подвергают обжигу
при температуре 900-1000°С. При этом кварц
претерпевает полиформные изменения,
в результате которых растрескивается.
Это, во-первых, облегчает помол, а во-вторых,
позволяет удалить куски, загрязненные
железистыми примесями, так как при обжиге
кварц с примесями железистых соединений
приобретает желто-коричневый цвет.
Каменистые материалы, в том числе и фарфоровый
бой, промывают, подвергают дроблению
и грубому помолу на бегунах, после чего
просеивают. Тонкий помол производят в
шаровых мельницах с фарфоровыми или уралитовыми
шарами. Для интенсификации помола в мельницу
вводят поверхностно-активную добавку
- сульфитно-спиртовую барду (от 0,5 до 1%),
которая, заполняя микротрещины, оказывает
как бы расклинивающее действие. Помол
ведут до остатка 1-2% на сите с 10 000 отверстий
на 1-2 см.
Пластичные и отощающие материалы, плавни
и фарфоровый бой тщательно смешивают
в мешалке пропеллерного типа. Однородную
массу пропускают через сито и электромагнит
и обезвоживают в специальных фильтр-прессах
или вакуум-фильтрах. Полученную пластичную
массу влажностью 23-25% направляют на две
недели на вылеживание в помещение с высокой
влажностью. При вылеживании происходят
окислительные и микробиологические процессы,
гидролиз полевого шпата и образование
кремниевой кислоты, что способствует
разрыхлению массы, дальнейшему разрушению
природной структуры материалов и повышению
пластических свойств массы. После вылеживания
массу обрабатывают на массомялках и вакуум-прессах
для удаления включений воздуха, а также
пластичности и других физико-механических
свойств, необходимых для формирования
изделий.
2) Формование изделий
Способы
формования
Формуют
керамические изделия в основном пластическим
методом и методом литья, а также полусухим
прессованием. Для формования применяют
гипсовые формы пористостью не менее 25%.
В последнее время формы начали изготавливать
из масс на основе поливинилхлорида.
При пластическом формовании используют
массу влажностью 22-24%, из которой в зависимости
от формы получают заготовки в виде пластов.
Для формования применяют полуавтоматы
или автоматы. При изготовлении плоских
изделий помещают глиняный пласт, который
разравнивают роликом при вращении формы.
Для получения полых изделий, например
чашек, заготовку массы помещают в форму
и раскатывают специальным профильным
роликом. Промежуток между роликом и формой
заполняется слоем массы необходимой
толщины. Наружная поверхность изделия
формуется поверхностью формы, а внутренняя
- роликом. Если на внутренней поверхности
формы имеется углубленный рисунок, то
он точно воспроизводится на наружной
поверхности изделия.
Методом литья в гипсовые формы изготавливают
изделия сложной формы и емкостные, например
чайники, художественно-декоративные
предметы. Для получения изделий сложной
конфигурации используют разъемные формы.
Для формования методом литья готовят
сметанообразную массу - шликер влажностью
34-36%. В шликер добавляют для повышения
текучести при минимальной влажности
0,1-0,2% электролита, что обеспечивает лучшее
заполнение формы. Изделия изготавливают
двумя способами - сливным и наливным.
При
сливном способе шликер заливают в разъемную
гипсовую форму и оставляют в ней на определенное
время. Гипс быстро впитывает влагу, и
на стенках формы откладываются твердые
частицы, которые образуют стенки изделия.
Время выдержки определяют опытным путем,
оно зависит от толщины стенки изделия,
толщины стенок гипсовой формы и пористости.
После выдержки шликер сливают, а гипсовую
форму с изделием подвергают медленной
сушке.
Полнотелые изделия сложной формы, например
ручки для чайников, крышки, изготавливают
наливным способом. Шликер наливают в
гипсовую разъемную форму с соответствующими
углублениями на внутренних поверхностях,
где оно полностью затвердевает.
Полусухое прессование применяют для
формирования плоских изделий небольшой
толщины, например тарелок. Подготовленную
пластичную массу высушивают до влажности
2-3%, тонко измельчают и получают порошок,
в который добавляют пластификатор. Из
этого порошка формуют изделие в металлических
пресс-формах под большим давлением (25-30
МПа). Изделия имеют правильную форму,
точные размеры, более высокую механическую
прочность и небольшую влажность, что
значительно сокращает время сушки перед
обжигом.
При формовании вследствие небрежного
обращения, использования изношенных
форм и роликов могут образоваться такие
дефекты, как деформация, волнистый край,
концентрические трещины, неодинаковая
толщина изделий, неровность поверхности,
подрыв носиков и др.
3) Сушка
Для сушки применяют конвейерные, конвекторные (с направленной подачей теплоносителя на изделие), радиационные (с электрическим или газовым обогревом) и комбинированные сушилки, в которых время сушки значительно сокращается.
Теплоносителями являются воздух и лучистая энергия, выделяемая керамическими панелями и другими поверхностями, которые обогреваются газом, реже - лампами накаливания. Все эти сушилки характеризуются высокой производительностью и минимальными затратами ручного труда на загрузку и выгрузку. Наиболее перспективно использование для сушки керамических изделий ультразвука, токов высокой частоты или инфракрасного излучения. Современные методы сушки позволяют регулировать температуру и время процесса в зависимости от толщины изделия.
Сама сушка состоит из двух стадий:
- предварительная стадия (подвяливание) - в гипсовых формах и окончательная - без форм. Плоские изделия сушат только в гипсовых формах. Корпус полых изделий после предварительной сушки до влажности 14-16% вынимают из форм, соединяют с приставными деталями смесью шликера с декстрином;
- во время второй стадии изделия окончательно высушивают.
В процессе сушки могут образоваться трещины (при неравномерной влажности массы), деформация и другие дефекты.
Отметим, что изделия сушат до остаточной влажности 2-4%. При этом изделие приобретает достаточную для обжига прочность, исключается образование внутренних напряжений, приводящих к появлению трещин, деформации и т.д.
Высушенные изделия перед обжигом зачищают наждачной бумагой, удаляют швы от пресс-форм, посторонние примеси и загрязнения. После зачистки изделия обдувают сжатым воздухом для удаления пыли.
4) Обжиг
Керамические
изделия подвергают, как правило,
двукратному обжигу - утильному (до глазурования)
и политому (после глазурования). Применяют
также однократный скоростной и бескапсельный
обжиг. Фарфоровые изделия, декорированные
надглазурными украшениями, подвергают
третьему обжигу - муфельному.
Утельный
обжиг в зависимости от состава черепка
и назначения фарфоровых изделий проводят
при температуре 900-1000°С, а политой - 1350-1400°С.
При утильном обжиге удаляется механически
и химически связанная влага, черепок
приобретает необходимую прочность при
достаточной для впитывания глазури пористости.
Реакции взаимодействия исходных компонентов
массы протекают в твердой фазе.
Для обжига применяют печи непрерывного
действия -
туннельные, конвейерные с шагающим подом
и роликовые щелевые, а также периодического
действия -
горны. В печах непрерывного действия
поддерживается более строгий температурный
режим, сокращается время обжига и обеспечиваются
нормальные условия работы при загрузке
и выгрузке. В качестве топлива используют
нефть, газ и электричество (в электропечах).
После утильного
обжига керамические изделия либо декорируют
послегазурными красками, газурируют
и подвергают политому обжигу, либо глазуруют,
обжигают и декорируют.
Фарфоровые
изделия после утильного обжига чаще всего
глазуруют , а затем обжигают. Тугоплавкую
глазурь в виде суспензии наносят методом
окунания, обливания и пульверизацией.
После глазурования с ножки или верхнего
края форфорого изделия счищают глазурь,
чтобы предупредить сплавление их с подставкой
во время политого обжига или другими
изделиями при обжиге "в спарку".
Это отличительный признак фарфоровых
изделий; фаянсовые изделия полностью
покрывают глазурью.
В процессе
обжига формируется черепок с необходимыми
физическими и химическими свойствами.
При политом обжиге происходят расплавление
глазури, равномерное ее распределение
по всей поверхности изделия и сплавливание
с черепком. Строгое соблюдение определенного
режима температуры, скорости ее подъема,
времени выдержки и газовой среды
Политой обжиг
можно разделить на ряд периодов, каждый
из которых протекает при определенном
температурном режиме и газовой среде,
что обеспечивает постепенное формирование
черепка с необходимыми свойства.
Первый
период протекает при температуре до 900-940°С;
скорость подъема температуры 100-140°С в
час. Из массы удаляется остаток гигроскопической
влаги, происходит разложение глинистых
веществ, карбонатов, выгорание органических
примесей. В этот период поддерживает
окислительная газовая среда. Реакция
протекает в твердой фазе, в этот период
начинается спекание черепка, которое
сопровождается усадкой. На поверхности
пористого черепка, который обладает высокий
каталитический и адсорбционной способностью,
осаждается углерод, выделяющийся при
сгорании топлива. Углерод придает черепку
серый цвет.
Второй
период обжига протекает в сильно окислительной
среде при температуре 940-1040°С. Он является
подготовительным к самому ответственному
этапу - обжигу в восстановительной среде.
В этот период выравнивается температура,
завершается выделение остатков гидратной
воды и полностью выгорает сажистый углерод.
Если углерод не выгорит до расплавления
глазури в третьем периоде, то изделие
будет иметь серую или буроватую окраску
либо покроется мельчайшими кратерообразными
точками - наколами. Вследствие расплавления
полевого шпата образуется жидкая фаза,
которая цементирует твердые частицы
и обуславливает повышение механической
прочности черепка. Происходит процесс
кристаллизации глинозема и начинает
образовываться муллит.
Третий период
ведется при температуре 1040-1250°С в восстановительной
среде, которая необходимая для перевода
окисного железа в закисную формы. Закись
железа образует силикаты, который придают
черепку голубоватую оттенок. На этом
этапе вначале образуется силиманитоподобный
ангидрид, а затем муллит и кремнезем в
виде кристобалита. Продолжается спекание
черепка, сопровождающие интенсивной,
так как кристаллические частицы соединяют
вязким расплавом. При температуре выше
1200°С вязкость расплава снижается, и на
границе твердой и жидкой фаз сближаются
под действием поверхностных сил частицы
кварца, продукты разложения каолинита
и кристаллы муллита. Образование легкоплавкого
силиката закиси железа способствует
развитию жидкой фазы. На этом этапе начинается
расплавление глазури. Скорость подъема
температуры - 30-35°С в час.
Четвертый
этап, завершающий формирование черепка,
начинается при температуре 1250°С и заканчивается
при 1380-1410°С, протекает он в нейтральной
среде. Происходят окончательное спекание
черепка, разлив глазури и сплавление
с черепком. Активнее протекает процесс
взаимодействия полешпатовго стекла и
аморфного кремнезема из каолинитового
остатка, что способствует заполнению
промежутков между кристаллами муллита.
Одновременно укрупняются кристаллы муллита
в полешпатовом стекле и уменьшаются размеры
остаточного кварца. Протекают диффузионные
процессы, обуславливающие равномерное
распределение кристаллических новообразований
в черепке.
Период заканчивается выдержкой изделий
при максимальной температуре в течение
1,5-3 ч. Чем продолжительнее выдержка изделий,
тем больше образуется кристалла муллита.
Игольчатые кристаллы муллита, переплетаясь,
способствуют повышению механической
прочности и термической стойкости черепка.
При этом ускоряется процесс муллитизации
за счет растворения кварца в стекле и
насыщения его кремнеземности. Образующиеся
кристаллы муллита как бы врастают в стекло,
в нерастворившихся зерна кварца.
При повышении
температуры обжига уменьшается пористость
черепка, так как пустоты заполняются
стекловидной массой и другими структурными
элементами. Однако при повышении температуры
выделяются газы из полевошпатового стекла,
вспучивается черепок и снижается качество
изделий.
Пятый, диффузионный,
период обжига соответсвует выдержке
изделий при максимальной температуре
обжига.
После обжига начинается процесс охлаждения.
До температуры 600-530°С охлаждение проводят
со скоростью 250-200°С в час. Затем процесс
резко замедляется, при этом происходят
ионные модификации, сопровождающиеся
большими изменениями объемов, в результате
чего возникают внутренние напряжения.
Помимо этих напряжений, возникают напряжения
вследствие перехода стекловидной массы
из пластического состояния в упругое.
Продолжительность
политого обжига в туннельных печах от
18-22 до 32-34ч. На некоторых предприятиях
керамические изделия, в том числе и фарфоровые,
подвергают однократному бескапсельному
обжигу. При этом цикл производства сокращается
до 3-5ч, значительно снижается расход топлива,
повышается производительность труда,
уменьшает себестоимость готовой продукции.
Главная задача однократного обжига -
обеспечение непромакаемости черепка
при глазуровании изделий, высушенных
до содержания влаги 1%. С этой целью в массу
вводят высушенные до 4-7% трошковской глины
или специальных пластифицирующих добавок,
способствующих повышению водостойкости,
в том числе и некоторые виды пластических
масс.
Однократному обжигу подвергают в основном
толстостенные изделия - кружки, салатники,
масленки, сахарницы, которые при глазуровании
без утельного обжига не размокают, не
деформируются и не разрушаются.
При обжиге на изделиях могут образоваться
следующие дефекты: искажение размеров
и формы, щербины, задувка, прыщи, пузыри,
засорка, желтоватый оттенок и т.д. После
обжига изделия проверяют для выявления
дефектов. Изделия, отвечающие предъявляемым
к ним требованиям, декорируют.
5) Декорирование изделий
Эта самая последняя стадия производства фарфора. Она заключается в украшении изделий подглазурными и надглазурными красками, препаратом золота, растворами солей, красящих окислов и декоративными глазурями с последующим обжигом.
В зависимости от характера поверхности декорирование изделий может быть:
1). Рельефное декорирование - это нанесение на поверхность изделий выпуклых ил заглубленных украшений. К выпуклым относится рельеф, получаемый при формовании путем лепки, к заглубленным - врезывание, сверление и вдавливание на поверхности.
В
зависимости от назначения и природы изделий
выбирают вид разделки, при этом необходимо
учитывать естественную красоту черепка,
украшение должно сочетаться с его естественными
особенностями и подчеркивать их, а не
затушевывать. Для фарфора в основном
применяют гладкое надглазурное декорирование,
иногда рельефное и подглазурное.
3 Печи для обжига тонкой керамики
В технике обжига наряду с режимами имеет значение организация производства. Расход топлива и капитальные затраты на сооружение печей должны быть по возможности низкими, срок службы и надежность в работе высокими. Раньше самыми целесообразными были камерные печи (горны) с многодневным режимом обжига, которые не соответствуют современному уровню развития теплотехники.
Современные типы печей — непрерывнодействующие туннельные и камерные периодического действия с выкатным подом. Разновидностью туннельных печей являются щелевые, разновидностью камерных печей с выкатным подом — колпаковые.
Туннельные печи. Недостаточно широкое распространение туннельных печей в керамической промышленности в предшествующий период объясняется их особенностями. Туннельные печи не отличаются такой гибкостью изменения режима обжига, как например горны. Это значит, что для туннельной печи нужен приблизительно одинаковый ассортимент и достаточно большое количество изделий, подаваемых на загрузку постоянно. Поэтому туннельные печи стали применять только с развитием концентрации производства на больших предприятиях. Годовая производительность средней туннельной печи длиной 85 м, высотой и шириной садки по 1 м 1500— 1800 т.
Туннельную печь делят на три зоны: подогрева — от входа в печь до первых горелок; обжига — средняя часть, в которой находятся горелки; охлаждения — от конца зоны обжига до выхода из печи.
В первой зоне изделия нагреваются поступающими из зоны обжига продуктами горения, которые перемещаются навстречу движению печной вагонетки. Продукты горения отсасываются из туннеля через расположенные в боковых стенках каналы и выводятся к дымовой трубе или вытяжному вентилятору. В оснащенной горелками (до 90 шт.) зоне обжига изделия нагреваются до температуры спекания.
В зоне охлаждения вагонетка и садка должны отдать тепло, что осуществляется с помощью рекуператоров, представляющих собой систему труб или каналов, через которые продувается воздух. Полученный таким образом нагретый воздух передается для других технологических процессов, например для сушки, или возвращается в туннельную печь (вдувание нагретого воздуха в зону подогрева, нагревание воздуха, подаваемого для горения в зону обжига). При выходе из печи садка должна быть охлаждена до температуры 100—150 °С.
Во
всех трех зонах туннельной печи требуется
равномерное распределение
В
настоящее время для улучшения
равномерности распределения
Благодаря
многочисленным техническим
Контроль обжига осуществляется с помощью обширной измерительной системы.
Канал обжига должен быть хорошо закрыт от влияния внешней среды. Снизу это обеспечивается плотным смыканием платформ вагонеток (в поперечном направлении), а у стен (в продольном направлении) специальными устройствами — лабиринтами, песочным уплотнением. В начале печи для уплотнения раньше часто устанавливали жалюзи. Теперь их заменили воздушными завесами.
Информация о работе Технология производства бытового фарфора