Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:19, практическая работа
Основной частью любой системы производственного процесса является технология производства, при реализации которой достигается цель производства – выпуск продукции. Продукция, ее вид и качество служат основной причиной создания любого производства, реализации любой технологии, поэтому изучение технологии необходимо начинать с характеристики выпускаемой продукции.
РЕФЕРАТ	3
ВВЕДЕНИЕ	4
1 Характеристика сырья и материалов	6
2 Производство фарфора	9
3 Печи для обжига тонкой керамики	15
4 Технологическая  блок-схема производства	19
5 Расчёт материального баланса и определение коэффициента расхода сырья	20
6 Уровень технологического баланса	22
7 Динамика трудозатрат при развитии технологического процесса	23
8 Уровень технологического процесса	26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	28
           
 
2 Производство фарфора
1) Подбор материалов
     Состав 
керамической массы и метод ее 
подготовки определяют исходя из назначения 
из назначения изделия, его формы 
и вида сырья. Цель подготовки сырья 
- разрушение природной структуры 
материалов до мельчайших частиц для 
получения однородной массы и 
ускорения взаимодействия частиц в процессе 
фарфорообразования. Ее проводят в основном 
пластическим способом, который обеспечивает 
получение равномерной по составу массы.  
           Пластичные 
материалы (глину, каолин) распускают в 
воде в лопастных мешалках. Полученную 
массу в виде суспензии пропускают через 
сито (3600 - 4900 отверстий на 1-2см) и электромагнит 
для удаления крупных включений и железистых 
примесей.  
Отощающие материалы и плавни сортируют, 
освобождают от посторонних т вредных 
примесей. Кварц, полевой шпат, пегматит 
и другие компоненты подвергают обжигу 
при температуре 900-1000°С. При этом кварц 
претерпевает полиформные изменения, 
в результате которых растрескивается. 
Это, во-первых, облегчает помол, а во-вторых, 
позволяет удалить куски, загрязненные 
железистыми примесями, так как при обжиге 
кварц с примесями железистых соединений 
приобретает желто-коричневый цвет.  
Каменистые материалы, в том числе и фарфоровый 
бой, промывают, подвергают дроблению 
и грубому помолу на бегунах, после чего 
просеивают. Тонкий помол производят в 
шаровых мельницах с фарфоровыми или уралитовыми 
шарами. Для интенсификации помола в мельницу 
вводят поверхностно-активную добавку 
- сульфитно-спиртовую барду (от 0,5 до 1%), 
которая, заполняя микротрещины, оказывает 
как бы расклинивающее действие. Помол 
ведут до остатка 1-2% на сите с 10 000 отверстий 
на 1-2 см.  
Пластичные и отощающие материалы, плавни 
и фарфоровый бой тщательно смешивают 
в мешалке пропеллерного типа. Однородную 
массу пропускают через сито и электромагнит 
и обезвоживают в специальных фильтр-прессах 
или вакуум-фильтрах. Полученную пластичную 
массу влажностью 23-25% направляют на две 
недели на вылеживание в помещение с высокой 
влажностью. При вылеживании происходят 
окислительные и микробиологические процессы, 
гидролиз полевого шпата и образование 
кремниевой кислоты, что способствует 
разрыхлению массы, дальнейшему разрушению 
природной структуры материалов и повышению 
пластических свойств массы. После вылеживания 
массу обрабатывают на массомялках и вакуум-прессах 
для удаления включений воздуха, а также 
пластичности и других физико-механических 
свойств, необходимых для формирования 
изделий.  
2) Формование изделий
     Способы 
формования 
           Формуют 
керамические изделия в основном пластическим 
методом и методом литья, а также полусухим 
прессованием. Для формования применяют 
гипсовые формы пористостью не менее 25%. 
В последнее время формы начали изготавливать 
из масс на основе поливинилхлорида.  
При пластическом формовании используют 
массу влажностью 22-24%, из которой в зависимости 
от формы получают заготовки в виде пластов. 
Для формования применяют полуавтоматы 
или автоматы. При изготовлении плоских 
изделий помещают глиняный пласт, который 
разравнивают роликом при вращении формы. 
Для получения полых изделий, например 
чашек, заготовку массы помещают в форму 
и раскатывают специальным профильным 
роликом. Промежуток между роликом и формой 
заполняется слоем массы необходимой 
толщины. Наружная поверхность изделия 
формуется поверхностью формы, а внутренняя 
- роликом. Если на внутренней поверхности 
формы имеется углубленный рисунок, то 
он точно воспроизводится на наружной 
поверхности изделия.  
Методом литья в гипсовые формы изготавливают 
изделия сложной формы и емкостные, например 
чайники, художественно-декоративные 
предметы. Для получения изделий сложной 
конфигурации используют разъемные формы. 
Для формования методом литья готовят 
сметанообразную массу - шликер влажностью 
34-36%. В шликер добавляют для повышения 
текучести при минимальной влажности 
0,1-0,2% электролита, что обеспечивает лучшее 
заполнение формы. Изделия изготавливают 
двумя способами - сливным и наливным.  
            При 
сливном способе шликер заливают в разъемную 
гипсовую форму и оставляют в ней на определенное 
время. Гипс быстро впитывает влагу, и 
на стенках формы откладываются твердые 
частицы, которые образуют стенки изделия. 
Время выдержки определяют опытным путем, 
оно зависит от толщины стенки изделия, 
толщины стенок гипсовой формы и пористости. 
После выдержки шликер сливают, а гипсовую 
форму с изделием подвергают медленной 
сушке.  
             
Полнотелые изделия сложной формы, например 
ручки для чайников, крышки, изготавливают 
наливным способом. Шликер наливают в 
гипсовую разъемную форму с соответствующими 
углублениями на внутренних поверхностях, 
где оно полностью затвердевает.  
             
Полусухое прессование применяют для 
формирования плоских изделий небольшой 
толщины, например тарелок. Подготовленную 
пластичную массу высушивают до влажности 
2-3%, тонко измельчают и получают порошок, 
в который добавляют пластификатор. Из 
этого порошка формуют изделие в металлических 
пресс-формах под большим давлением (25-30 
МПа). Изделия имеют правильную форму, 
точные размеры, более высокую механическую 
прочность и небольшую влажность, что 
значительно сокращает время сушки перед 
обжигом.  
При формовании вследствие небрежного 
обращения, использования изношенных 
форм и роликов могут образоваться такие 
дефекты, как деформация, волнистый край, 
концентрические трещины, неодинаковая 
толщина изделий, неровность поверхности, 
подрыв носиков и др.
3) Сушка
Для сушки применяют конвейерные, конвекторные (с направленной подачей теплоносителя на изделие), радиационные (с электрическим или газовым обогревом) и комбинированные сушилки, в которых время сушки значительно сокращается.
Теплоносителями являются воздух и лучистая энергия, выделяемая керамическими панелями и другими поверхностями, которые обогреваются газом, реже - лампами накаливания. Все эти сушилки характеризуются высокой производительностью и минимальными затратами ручного труда на загрузку и выгрузку. Наиболее перспективно использование для сушки керамических изделий ультразвука, токов высокой частоты или инфракрасного излучения. Современные методы сушки позволяют регулировать температуру и время процесса в зависимости от толщины изделия.
Сама сушка состоит из двух стадий:
- предварительная стадия (подвяливание) - в гипсовых формах и окончательная - без форм. Плоские изделия сушат только в гипсовых формах. Корпус полых изделий после предварительной сушки до влажности 14-16% вынимают из форм, соединяют с приставными деталями смесью шликера с декстрином;
- во время второй стадии изделия окончательно высушивают.
В процессе сушки могут образоваться трещины (при неравномерной влажности массы), деформация и другие дефекты.
Отметим, что изделия сушат до остаточной влажности 2-4%. При этом изделие приобретает достаточную для обжига прочность, исключается образование внутренних напряжений, приводящих к появлению трещин, деформации и т.д.
Высушенные изделия перед обжигом зачищают наждачной бумагой, удаляют швы от пресс-форм, посторонние примеси и загрязнения. После зачистки изделия обдувают сжатым воздухом для удаления пыли.
4) Обжиг
     Керамические 
изделия подвергают, как правило, 
двукратному обжигу - утильному (до глазурования) 
и политому (после глазурования). Применяют 
также однократный скоростной и бескапсельный 
обжиг. Фарфоровые изделия, декорированные 
надглазурными украшениями, подвергают 
третьему обжигу - муфельному.  
          Утельный 
обжиг в зависимости от состава черепка 
и назначения фарфоровых изделий проводят 
при температуре 900-1000°С, а политой - 1350-1400°С. 
При утильном обжиге удаляется механически 
и химически связанная влага, черепок 
приобретает необходимую прочность при 
достаточной для впитывания глазури пористости. 
Реакции взаимодействия исходных компонентов 
массы протекают в твердой фазе.  
Для обжига применяют печи непрерывного 
действия - 
туннельные, конвейерные с шагающим подом 
и роликовые щелевые, а также периодического 
действия - 
горны. В печах непрерывного действия 
поддерживается более строгий температурный 
режим, сокращается время обжига и обеспечиваются 
нормальные условия работы при загрузке 
и выгрузке. В качестве топлива используют 
нефть, газ и электричество (в электропечах).  
          После утильного 
обжига керамические изделия либо декорируют 
послегазурными красками, газурируют 
и подвергают политому обжигу, либо глазуруют, 
обжигают и декорируют.  
          Фарфоровые 
изделия после утильного обжига чаще всего 
глазуруют , а затем обжигают. Тугоплавкую 
глазурь в виде суспензии наносят методом 
окунания, обливания и пульверизацией. 
После глазурования с ножки или верхнего 
края форфорого изделия счищают глазурь, 
чтобы предупредить сплавление их с подставкой 
во время политого обжига или другими 
изделиями при обжиге "в спарку". 
Это отличительный признак фарфоровых 
изделий; фаянсовые изделия полностью 
покрывают глазурью.                               
          В процессе 
обжига формируется черепок с необходимыми 
физическими и химическими свойствами. 
При политом обжиге происходят расплавление 
глазури, равномерное ее распределение 
по всей поверхности изделия и сплавливание 
с черепком. Строгое соблюдение определенного 
режима температуры, скорости ее подъема, 
времени выдержки и газовой среды 
         Политой обжиг 
можно разделить на ряд периодов, каждый 
из которых протекает при определенном 
температурном режиме и газовой среде, 
что обеспечивает постепенное формирование 
черепка с необходимыми свойства.  
          Первый 
период протекает при температуре до 900-940°С; 
скорость подъема температуры 100-140°С в 
час. Из массы удаляется остаток гигроскопической 
влаги, происходит разложение глинистых 
веществ, карбонатов, выгорание органических 
примесей. В этот период поддерживает 
окислительная газовая среда. Реакция 
протекает в твердой фазе, в этот период 
начинается спекание черепка, которое 
сопровождается усадкой. На поверхности 
пористого черепка, который обладает высокий 
каталитический и адсорбционной способностью, 
осаждается углерод, выделяющийся при 
сгорании топлива. Углерод придает черепку 
серый цвет.  
          Второй 
период обжига протекает в сильно окислительной 
среде при температуре 940-1040°С. Он является 
подготовительным к самому ответственному 
этапу - обжигу в восстановительной среде. 
В этот период выравнивается температура, 
завершается выделение остатков гидратной 
воды и полностью выгорает сажистый углерод. 
Если углерод не выгорит до расплавления 
глазури в третьем периоде, то изделие 
будет иметь серую или буроватую окраску 
либо покроется мельчайшими кратерообразными 
точками - наколами. Вследствие расплавления 
полевого шпата образуется жидкая фаза, 
которая цементирует твердые частицы 
и обуславливает повышение механической 
прочности черепка. Происходит процесс 
кристаллизации глинозема и начинает 
образовываться муллит.  
          Третий период 
ведется при температуре 1040-1250°С в восстановительной 
среде, которая необходимая для перевода 
окисного железа в закисную формы. Закись 
железа образует силикаты, который придают 
черепку голубоватую оттенок. На этом 
этапе вначале образуется силиманитоподобный 
ангидрид, а затем муллит и кремнезем в 
виде кристобалита. Продолжается спекание 
черепка, сопровождающие интенсивной, 
так как кристаллические частицы соединяют 
вязким расплавом. При температуре выше 
1200°С вязкость расплава снижается, и на 
границе твердой и жидкой фаз сближаются 
под действием поверхностных сил частицы 
кварца, продукты разложения каолинита 
и кристаллы муллита. Образование легкоплавкого 
силиката закиси железа способствует 
развитию жидкой фазы. На этом этапе начинается 
расплавление глазури. Скорость подъема 
температуры - 30-35°С в час.  
         Четвертый 
этап, завершающий формирование черепка, 
начинается при температуре 1250°С и заканчивается 
при 1380-1410°С, протекает он в нейтральной 
среде. Происходят окончательное спекание 
черепка, разлив глазури и сплавление 
с черепком. Активнее протекает процесс 
взаимодействия полешпатовго стекла и 
аморфного кремнезема из каолинитового 
остатка, что способствует заполнению 
промежутков между кристаллами муллита. 
Одновременно укрупняются кристаллы муллита 
в полешпатовом стекле и уменьшаются размеры 
остаточного кварца. Протекают диффузионные 
процессы, обуславливающие равномерное 
распределение кристаллических новообразований 
в черепке.  
Период заканчивается выдержкой изделий 
при максимальной температуре в течение 
1,5-3 ч. Чем продолжительнее выдержка изделий, 
тем больше образуется кристалла муллита. 
Игольчатые кристаллы муллита, переплетаясь, 
способствуют повышению механической 
прочности и термической стойкости черепка. 
При этом ускоряется процесс муллитизации 
за счет растворения кварца в стекле и 
насыщения его кремнеземности. Образующиеся 
кристаллы муллита как бы врастают в стекло, 
в нерастворившихся зерна кварца.  
          При повышении 
температуры обжига уменьшается пористость 
черепка, так как пустоты заполняются 
стекловидной массой и другими структурными 
элементами. Однако при повышении температуры 
выделяются газы из полевошпатового стекла, 
вспучивается черепок и снижается качество 
изделий.  
          Пятый, диффузионный, 
период обжига соответсвует выдержке 
изделий при максимальной температуре 
обжига.  
После обжига начинается процесс охлаждения. 
До температуры 600-530°С охлаждение проводят 
со скоростью 250-200°С в час. Затем процесс 
резко замедляется, при этом происходят 
ионные модификации, сопровождающиеся 
большими изменениями объемов, в результате 
чего возникают внутренние напряжения. 
Помимо этих напряжений, возникают напряжения 
вследствие перехода стекловидной массы 
из пластического состояния в упругое.  
          Продолжительность 
политого обжига в туннельных печах от 
18-22 до 32-34ч. На некоторых предприятиях 
керамические изделия, в том числе и фарфоровые, 
подвергают однократному бескапсельному 
обжигу. При этом цикл производства сокращается 
до 3-5ч, значительно снижается расход топлива, 
повышается производительность труда, 
уменьшает себестоимость готовой продукции. 
Главная задача однократного обжига - 
обеспечение непромакаемости черепка 
при глазуровании изделий, высушенных 
до содержания влаги 1%. С этой целью в массу 
вводят высушенные до 4-7% трошковской глины 
или специальных пластифицирующих добавок, 
способствующих повышению водостойкости, 
в том числе и некоторые виды пластических 
масс.  
Однократному обжигу подвергают в основном 
толстостенные изделия - кружки, салатники, 
масленки, сахарницы, которые при глазуровании 
без утельного обжига не размокают, не 
деформируются и не разрушаются.  
При обжиге на изделиях могут образоваться 
следующие дефекты: искажение размеров 
и формы, щербины, задувка, прыщи, пузыри, 
засорка, желтоватый оттенок и т.д. После 
обжига изделия проверяют для выявления 
дефектов. Изделия, отвечающие предъявляемым 
к ним требованиям, декорируют.
5) Декорирование изделий
Эта самая последняя стадия производства фарфора. Она заключается в украшении изделий подглазурными и надглазурными красками, препаратом золота, растворами солей, красящих окислов и декоративными глазурями с последующим обжигом.
В зависимости от характера поверхности декорирование изделий может быть:
1). Рельефное декорирование - это нанесение на поверхность изделий выпуклых ил заглубленных украшений. К выпуклым относится рельеф, получаемый при формовании путем лепки, к заглубленным - врезывание, сверление и вдавливание на поверхности.
     В 
зависимости от назначения и природы изделий 
выбирают вид разделки, при этом необходимо 
учитывать естественную красоту черепка, 
украшение должно сочетаться с его естественными 
особенностями и подчеркивать их, а не 
затушевывать. Для фарфора в основном 
применяют гладкое надглазурное декорирование, 
иногда рельефное и подглазурное. 
 
3 Печи для обжига тонкой керамики
В технике обжига наряду с режимами имеет значение организация производства. Расход топлива и капитальные затраты на сооружение печей должны быть по возможности низкими, срок службы и надежность в работе высокими. Раньше самыми целесообразными были камерные печи (горны) с многодневным режимом обжига, которые не соответствуют современному уровню развития теплотехники.
Современные типы печей — непрерывнодействующие туннельные и камерные периодического действия с выкатным подом. Разновидностью туннельных печей являются щелевые, разновидностью камерных печей с выкатным подом — колпаковые.
Туннельные печи. Недостаточно широкое распространение туннельных печей в керамической промышленности в предшествующий период объясняется их особенностями. Туннельные печи не отличаются такой гибкостью изменения режима обжига, как например горны. Это значит, что для туннельной печи нужен приблизительно одинаковый ассортимент и достаточно большое количество изделий, подаваемых на загрузку постоянно. Поэтому туннельные печи стали применять только с развитием концентрации производства на больших предприятиях. Годовая производительность средней туннельной печи длиной 85 м, высотой и шириной садки по 1 м 1500— 1800 т.
Туннельную печь делят на три зоны: подогрева — от входа в печь до первых горелок; обжига — средняя часть, в которой находятся горелки; охлаждения — от конца зоны обжига до выхода из печи.
В первой зоне изделия нагреваются поступающими из зоны обжига продуктами горения, которые перемещаются навстречу движению печной вагонетки. Продукты горения отсасываются из туннеля через расположенные в боковых стенках каналы и выводятся к дымовой трубе или вытяжному вентилятору. В оснащенной горелками (до 90 шт.) зоне обжига изделия нагреваются до температуры спекания.
В зоне охлаждения вагонетка и садка должны отдать тепло, что осуществляется с помощью рекуператоров, представляющих собой систему труб или каналов, через которые продувается воздух. Полученный таким образом нагретый воздух передается для других технологических процессов, например для сушки, или возвращается в туннельную печь (вдувание нагретого воздуха в зону подогрева, нагревание воздуха, подаваемого для горения в зону обжига). При выходе из печи садка должна быть охлаждена до температуры 100—150 °С.
     Во 
всех трех зонах туннельной печи требуется 
равномерное распределение 
     В 
настоящее время для улучшения 
равномерности распределения 
     Благодаря 
многочисленным техническим 
Контроль обжига осуществляется с помощью обширной измерительной системы.
Канал обжига должен быть хорошо закрыт от влияния внешней среды. Снизу это обеспечивается плотным смыканием платформ вагонеток (в поперечном направлении), а у стен (в продольном направлении) специальными устройствами — лабиринтами, песочным уплотнением. В начале печи для уплотнения раньше часто устанавливали жалюзи. Теперь их заменили воздушными завесами.
Информация о работе Технология производства бытового фарфора