Развитие логического мышления младших школьников на уроках рационально-логического типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий и подбор упражнений для развития логического мышления младших школьников на уроках технологии.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предметом исследования является процесс развития логического мышления у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза: развитие логического мышления у младших школьников на уроках технологии будет успешным, если учащиеся будут выполнять не только практические задания, но и решать задачи, основанные на умственных действиях: мысленное преобразование (трансформация форм на плоскости и в объёме), мысленное представление конструкции изделия, выделение в нём основных частей и деталей, определение их формы и взаимного расположения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………6
Мышление как познавательный процесс…………………………………..6
Особенности развития логического мышления младших школьников….9
Приемы развития логического мышления………………………………...11
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...13
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………….14
2.1 Роль предметно- практической деятельности в познании и развитии детей младшего школьного возраста………………………………………………….14
2.2 Классификация уроков технологии………………………………………..18
2.3 Анализ программы курса «Художественно - конструкторская деятельность» 2 класс Н. М Конышева………………………………………...28
2.4 Комплекс упражнений на развитие логического мышления……………..31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕХНОЛОГИИ.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

- расширение и совершенствование  знаний и умений в области  обработки различных материалов  и использования различных инструментов;

- формирование чертежно – графической грамотности;

- расширение сенсорного  опыта, обогащение и уточнение  знаний и впечатлений о предметах  и явлениях окружающего мира;

- развитие познавательных  процессов (мышления, памяти, воображения, восприятия и др.)

-воспитание организованности  и культуры труда?

Разумеется, при этом остаются еще весьма актуальными и многие из тех специфических задач, которые учитель решал на первом году обучения.

Основные содержательные компоненты программы:

  1. О чем рассказывают наши вещи?
  2. Любуемся природой, учимся у природы.
  3. Учимся у народных мастеров.
  4. Новые материалы и технологии.
  5. Чертёжно- графическая грамота.
  6. Организация и культура труда.

Логические задачи и задания на пространственное мышление:

  • Мысленная трансформация плоской развертки в объёмное изделие и наоборот;
  • Вычисление размеров заготовки по объёмному образцу;
  • Вычисление размеров деталей изделия в соответствии с заданными условиями;
  • Выделение в чертеже развертки соответствующих конструктивных частей изделия;
  • Определение пропущенных операций в инструкции;
  • Самостоятельный поиск способов получения нужной формы;
  • Внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей.

Уроки рационально-логического типа, на которых главным является решение в практической форме логических задач  (головоломки, основанные на трансформации геометрических фигур, работа с чертежами, симметричное вырезание и т. д) занимают большую часть программы 2 класса. К этим урокам так же могут даваться не один а несколько образцов, но это уже на варианты изделия, а разные образцы.

Если изучить примерное планирование уроков по данной программе, мы можем увидеть, что уроки рационально-логического типа занимают конец 1 и практически всю  2 четверть.

Итак, рассмотрим примерный тематический план уроков 2 класса и выделим уроки рационально – логического типа:

Первая четверть:

  • Культура труда. Построение прямоугольника с помощью линейки.(1ч)
  • Конструирование приспособлений для удобной работы. Развертка.  (2ч)
  • Симметричное вырезание с одной и двумя осями симметрии (2ч)
  • Симметрия и асимметрия в композиции (2ч)

Вторая четверть:

  • Конструирование на основе симметричного вырезания (2)
  • Бумагопластика, конструирование по образцу. (2ч)
  • Новые приемы бумагопластики (1ч)
  • Конструирование упаковки заданного размера (2ч)
  • Образ и конструкция открытки (2ч)

Четвертая четверть:

  • Простейший переплет(2ч)

 

2.4  Комплекс упражнений  по развитию логического мышления  младших школьников.

Упражнение № 1

Разметка прямоугольника с помощью угольника.

Каждый ученик имеет лист бумаги (без линеек и желательно неправильной формы), угольник, линейку и простой карандаш.

Задание: построить на листе прямоугольник заданного размера с помощью угольника. Затем задача усложняется учитель просит изобразить на том же листе прямоугольник в несколько раз больше или меньше.

Такое упражнение можно включить в урок по  теме: «Культура труда. Построение прямогульника.»

 

Упражнение № 2

Разметка с помощью циркуля.

Задание: с помощью циркуля нужно построить окружность заданного размера и выполнить разметку так, чтобы потом с помощью линейки начертить правильный шестиугольник.

Такое упражнение можно включить в урок по  теме: «Упаковка - елочка» (построение развёртки с помощью линейки и циркуля) в виде

 подготавливающего задания, перед тем как строить развёртку или урок по теме: «изготовление фонарика».

 

Упражнение № 3

Игры с палочками.

Такие задания развивают у детей умение самостоятельно осуществлять

поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов или треугольников.

Более простыми являются задания на составление фигуры из палочек.

1. Составить из пяти палочек флажок; два равных треугольника и

один четырехугольник.

На втором этапе задания усложняются. Используются те решения, для которых нужно изменить положение палочек, убрав или переложив их. И цель здесь другая: учить детей рациональному способу решения задач (логическому преобразованию). Необходимо проанализировать задачу, высказать предположение, прежде чем действовать практически.

1. В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4

квадрата.

2. Убрать 4 палочки, чтобы получился прямоугольник.

3. Убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

Третий этап обучения направлен на то, чтобы постепенно подводить детей к

решению задач в уме, направлен на развитие мыслительной деятельности. Даются задания на более сложное преобразование путем перекладывания палочек. Например: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 2 палочки, чтобы квадратов стало 5. Игра с палочками развивает у детей самостоятельность мышления, рациональность.

Такое упражнение можно включить в урок по  теме: «Короб (прямое плетение)»

 

Упражнение № 4

«Путешествие бабочки»  

Данное задание развивает пространственное мышление, развивает внимание, сообразительность. 
Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка. 
Учитель говорит детям, а они выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в правом нижнем квадрате . Передвигаем фишки вниз , вверх, налево , направо СТОП ! Где оказалась бабочка?

Такое упражнение можно включить в любой урок конструирования, перед тем как дети начнут делать разметку.

 

Упражнение № 5

«Какая геометрическая фигура исчезла?»

Эта игра проста с логической точки зрения, но важна с психологической

точки зрения, так как содействует развитию внимания, более точному

представлению о геометрических фигурах и запоминанию терминологии.

На доске карточки со следующими геометрическими фигурами: треугольник,

отрезок, квадрат, прямой угол, прямоугольник, круг. Дети стараются их запомнить в течение 15 секунд. Затем они отворачиваются или закрывают глаза, а учитель в это время убирает одну из фигур. Дети поворачиваются и пытаются определить, какая из фигур исчезла, изображают ее в тетрадях, а потом дают ответы. Затем задание можно усложнить, убирая сразу несколько фигур.

Такое упражнение можно включить в урок по  теме: «Аппликация из бумаги»

 

Упражнение № 6

«Что объединяет?»

Это задание формирует такие логические операции, как сравнение, классификация по переменному признаку, обобщение.

Для выполнения задания берём, например, 3 фигурки листочка разных деревьев: клена, березы и дуба. Спрашиваем ребят: «Что объединяет лист березы и клёна и отличает от листочка дуба? «Что объединяет листок дуба и листок клёна и отличает их от листа березы?»

Такое упражнение можно включить в урок по  теме: «Симметричное вырезание».

 

 

Вывод по 2 главе.

Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и пр.) - это прежде всего информация для его ума. Более того, никаким другим путем, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. И только на базе этого опыта может возникнуть мышление.

Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах.

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

По содержанию работы можно выделить три основные типа уроков:

а) рационально-логические (решение логических задач);

б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);

в) формирующие приемы и навыки практической работы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проанализировав психолого- педагогическую литературу мы выяснили, что мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.[16]

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.[14]

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.

То есть мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.[2]

Логические операции мышления - это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем - истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим их подробнее с соответствующими примерами.[4]

Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и пр.) - это прежде всего информация для его ума. Более того, никаким другим путем, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. И только на базе этого опыта может возникнуть мышление.

Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах.[12]

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

По содержанию работы можно выделить три основные типа уроков:

а) рационально-логические (решение логических задач);

б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);

в) формирующие приемы и навыки практической работы.[3]

Таким образом, изучив  и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выполнили задачи нашего исследования и достигли цели исследования, а именно определили  педагогические условия и подобрали упражнения для развития логического мышления младших школьников на уроках технологии.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Балдина Е. С. Педагогические условия развития мышления младших школьников на уроках технологии (труда) и подготовка учителя //Методическая подготовка учителя начальных классов к работе в условиях модернизации столичного образования. –М.: МГПУ, 2003.

2. Большой психологический словарь /Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004.

3. Видовская Т.Б. Организация уголков технологии в начальной школе:  методические рекомендации для студентов. – Анжеро-Судженск: ГОУ  СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж, 2008 –     41  с

4. Волков Б. С. Психология младшего школьника. –М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Выготский Л.С.  Основы дефектологии.- Спб.: Лань, 2003

6. Конышева Н. М. Проблемы современного урока практического труда //Начальная школа, 2001 №4.

7. Конышева Н.М.  Теория и методика преподавания технологии в начальной школе.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007.

8. Конышева Н. М. Чудесная мастерская: учебник для учащихся 2 класса начальной школы. -М.: Ассоциация 21 век, 2000.

9. Конышева Н. М. художественно – конструкторская деятельность. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2001.

10. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника //Хрестоматия по возрастной психологии. -М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1998.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: УРАО, 1997.

12. Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2002.

13.    Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1990.

14. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Авт.-сост. Е. Е. Данилова; Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 1999.

16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.

17. Уроки в начальной школе. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 2 класс, 2-я четверть. – М.: Начальная школа, 2002. 

Информация о работе Развитие логического мышления младших школьников на уроках рационально-логического типа