Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:00, курсовая работа
Целью работы является определение педагогических условий и подбор упражнений для развития логического мышления младших школьников на уроках технологии.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предметом исследования является процесс развития логического мышления у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза: развитие логического мышления у младших школьников на уроках технологии будет успешным, если учащиеся будут выполнять не только практические задания, но и решать задачи, основанные на умственных действиях: мысленное преобразование (трансформация форм на плоскости и в объёме), мысленное представление конструкции изделия, выделение в нём основных частей и деталей, определение их формы и взаимного расположения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………6
Мышление как познавательный процесс…………………………………..6
Особенности развития логического мышления младших школьников….9
Приемы развития логического мышления………………………………...11
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...13
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………….14
2.1 Роль предметно- практической деятельности в познании и развитии детей младшего школьного возраста………………………………………………….14
2.2 Классификация уроков технологии………………………………………..18
2.3 Анализ программы курса «Художественно - конструкторская деятельность» 2 класс Н. М Конышева………………………………………...28
2.4 Комплекс упражнений на развитие логического мышления……………..31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
- расширение и
- формирование чертежно – графической грамотности;
- расширение сенсорного
опыта, обогащение и уточнение
знаний и впечатлений о
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, восприятия и др.)
-воспитание организованности и культуры труда?
Разумеется, при этом остаются еще весьма актуальными и многие из тех специфических задач, которые учитель решал на первом году обучения.
Основные содержательные компоненты программы:
Логические задачи и задания на пространственное мышление:
Уроки рационально-логического типа, на которых главным является решение в практической форме логических задач (головоломки, основанные на трансформации геометрических фигур, работа с чертежами, симметричное вырезание и т. д) занимают большую часть программы 2 класса. К этим урокам так же могут даваться не один а несколько образцов, но это уже на варианты изделия, а разные образцы.
Если изучить примерное планирование уроков по данной программе, мы можем увидеть, что уроки рационально-логического типа занимают конец 1 и практически всю 2 четверть.
Итак, рассмотрим примерный тематический план уроков 2 класса и выделим уроки рационально – логического типа:
Первая четверть:
Вторая четверть:
Четвертая четверть:
2.4 Комплекс упражнений
по развитию логического
Упражнение № 1
Разметка прямоугольника с помощью угольника.
Каждый ученик имеет лист бумаги (без линеек и желательно неправильной формы), угольник, линейку и простой карандаш.
Задание: построить на листе прямоугольник заданного размера с помощью угольника. Затем задача усложняется учитель просит изобразить на том же листе прямоугольник в несколько раз больше или меньше.
Такое упражнение можно включить в урок по теме: «Культура труда. Построение прямогульника.»
Упражнение № 2
Разметка с помощью циркуля.
Задание: с помощью циркуля нужно построить окружность заданного размера и выполнить разметку так, чтобы потом с помощью линейки начертить правильный шестиугольник.
Такое упражнение можно включить в урок по теме: «Упаковка - елочка» (построение развёртки с помощью линейки и циркуля) в виде
подготавливающего задания,
перед тем как строить
Упражнение № 3
Игры с палочками.
Такие задания развивают у детей умение самостоятельно осуществлять
поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов или треугольников.
Более простыми являются задания на составление фигуры из палочек.
1. Составить из пяти палочек флажок; два равных треугольника и
один четырехугольник.
На втором этапе задания усложняются. Используются те решения, для которых нужно изменить положение палочек, убрав или переложив их. И цель здесь другая: учить детей рациональному способу решения задач (логическому преобразованию). Необходимо проанализировать задачу, высказать предположение, прежде чем действовать практически.
1. В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4
квадрата.
2. Убрать 4 палочки, чтобы получился прямоугольник.
3. Убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
Третий этап обучения направлен на то, чтобы постепенно подводить детей к
решению задач в уме, направлен на развитие мыслительной деятельности. Даются задания на более сложное преобразование путем перекладывания палочек. Например: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 2 палочки, чтобы квадратов стало 5. Игра с палочками развивает у детей самостоятельность мышления, рациональность.
Такое упражнение можно включить в урок по теме: «Короб (прямое плетение)»
Упражнение № 4
«Путешествие бабочки»
Данное задание развивает пространственное
мышление, развивает внимание, сообразительность.
Каждому ребенку дается карточка,
расчерченная на 4 пронумерованных квадрата
и фишка-бабочка.
Учитель говорит детям, а они
выполняют задания: «Ситуация: бабочка
находится в правом нижнем квадрате . Передвигаем
фишки вниз , вверх, налево , направо СТОП
! Где оказалась бабочка?
Такое упражнение можно включить в любой урок конструирования, перед тем как дети начнут делать разметку.
Упражнение № 5
«Какая геометрическая фигура исчезла?»
Эта игра проста с логической точки зрения, но важна с психологической
точки зрения, так как содействует развитию внимания, более точному
представлению о геометрических фигурах и запоминанию терминологии.
На доске карточки со следующими геометрическими фигурами: треугольник,
отрезок, квадрат, прямой угол, прямоугольник, круг. Дети стараются их запомнить в течение 15 секунд. Затем они отворачиваются или закрывают глаза, а учитель в это время убирает одну из фигур. Дети поворачиваются и пытаются определить, какая из фигур исчезла, изображают ее в тетрадях, а потом дают ответы. Затем задание можно усложнить, убирая сразу несколько фигур.
Такое упражнение можно включить в урок по теме: «Аппликация из бумаги»
Упражнение № 6
«Что объединяет?»
Это задание формирует такие логические операции, как сравнение, классификация по переменному признаку, обобщение.
Для выполнения задания берём, например, 3 фигурки листочка разных деревьев: клена, березы и дуба. Спрашиваем ребят: «Что объединяет лист березы и клёна и отличает от листочка дуба? «Что объединяет листок дуба и листок клёна и отличает их от листа березы?»
Такое упражнение можно включить в урок по теме: «Симметричное вырезание».
Вывод по 2 главе.
Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и пр.) - это прежде всего информация для его ума. Более того, никаким другим путем, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. И только на базе этого опыта может возникнуть мышление.
Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах.
Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.
По содержанию работы можно выделить три основные типа уроков:
а) рационально-логические (решение логических задач);
б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);
в) формирующие приемы и навыки практической работы.
Заключение.
Проанализировав психолого- педагогическую литературу мы выяснили, что мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.[16]
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.[14]
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.
То есть мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.[2]
Логические операции мышления - это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем - истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим их подробнее с соответствующими примерами.[4]
Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и пр.) - это прежде всего информация для его ума. Более того, никаким другим путем, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. И только на базе этого опыта может возникнуть мышление.
Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах.[12]
Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.
По содержанию работы можно выделить три основные типа уроков:
а) рационально-логические (решение логических задач);
б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);
в) формирующие приемы и навыки практической работы.[3]
Таким образом, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выполнили задачи нашего исследования и достигли цели исследования, а именно определили педагогические условия и подобрали упражнения для развития логического мышления младших школьников на уроках технологии.
Список литературы:
1. Балдина Е. С. Педагогические условия развития мышления младших школьников на уроках технологии (труда) и подготовка учителя //Методическая подготовка учителя начальных классов к работе в условиях модернизации столичного образования. –М.: МГПУ, 2003.
2. Большой психологический словарь /Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004.
3. Видовская Т.Б. Организация уголков технологии в начальной школе: методические рекомендации для студентов. – Анжеро-Судженск: ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж, 2008 – 41 с
4. Волков Б. С. Психология младшего школьника. –М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Спб.: Лань, 2003
6. Конышева Н. М. Проблемы современного урока практического труда //Начальная школа, 2001 №4.
7. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007.
8. Конышева Н. М. Чудесная мастерская: учебник для учащихся 2 класса начальной школы. -М.: Ассоциация 21 век, 2000.
9. Конышева Н. М. художественно – конструкторская деятельность. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2001.
10. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника //Хрестоматия по возрастной психологии. -М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1998.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: УРАО, 1997.
12. Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2002.
13. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1990.
14. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Авт.-сост. Е. Е. Данилова; Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 1999.
16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.
17. Уроки в начальной школе. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 2 класс, 2-я четверть. – М.: Начальная школа, 2002.