Развитие логического мышления младших школьников на уроках рационально-логического типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий и подбор упражнений для развития логического мышления младших школьников на уроках технологии.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предметом исследования является процесс развития логического мышления у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза: развитие логического мышления у младших школьников на уроках технологии будет успешным, если учащиеся будут выполнять не только практические задания, но и решать задачи, основанные на умственных действиях: мысленное преобразование (трансформация форм на плоскости и в объёме), мысленное представление конструкции изделия, выделение в нём основных частей и деталей, определение их формы и взаимного расположения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………6
Мышление как познавательный процесс…………………………………..6
Особенности развития логического мышления младших школьников….9
Приемы развития логического мышления………………………………...11
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...13
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………….14
2.1 Роль предметно- практической деятельности в познании и развитии детей младшего школьного возраста………………………………………………….14
2.2 Классификация уроков технологии………………………………………..18
2.3 Анализ программы курса «Художественно - конструкторская деятельность» 2 класс Н. М Конышева………………………………………...28
2.4 Комплекс упражнений на развитие логического мышления……………..31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕХНОЛОГИИ.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

Сравнение-установление признаков сходства (сопоставления) и признаков различия (противопоставления) между предметами и явлениями.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое. Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит.[11]

Синтез (операция, обратная анализу) - практическое или мысленное соединение компонентов (частей) или свойств (сторон) предмета или явления в единое целое.

Абстрагированием (иногда для обозначения этой операции применяется термин «абстракция») называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответствующих объектов не существует.

Обобщение - это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер.

Конкретизация - это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам.[13]

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому, удается быстро найти искомое решение некоторой задачи.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 1 главе.

Проанализировав психолого- педагогическую литературу мы выяснили, что мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.[17]

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.[2]

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.

То есть мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.[10]

Логические операции мышления - это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем - истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим их подробнее с соответствующими примерами.[13]

 

 

 

 

2.1 Роль предметно - практической деятельности в познании и развитии детей младшего школьного возраста.

Отличительная особенность уроков технологии состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности. Известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности. Однако познавательная деятельность на самом деле едина, поэтому можно лишь условно рассматривать изолированно друг от друга сенсорное познание и, например, рациональное.[3]

Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и пр.) - это прежде всего информация для его ума. Более того, никаким другим путем, кроме как через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. И только на базе этого опыта может возникнуть мышление.

Задача обогащения чувственного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего школьного возраста. Учителю приходится вести большую работу по решению этой задачи на базе многих учебных предметов, поскольку бедный запас жизненных впечатлений у детей затрудняет их развитие. Но именно уроки технологии предоставляют для этого совершенно исключительные, уникальные возможности. Здесь ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые и легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т.д.[7]

Однако смысл сенсорного опыта для человека заключается в том, что он дает представление не просто о свойствах и качествах окружающих предметов, но и о значении этих свойств. Формирование сенсорного опыта происходит более успешно в тех случаях, когда ребенку приходится практически использовать чувственно воспринимаемые качества предметов и материалов для решения конкретных задач. В таком случае восприятие заметно активизируется.

Вообще характер ориентировочных действий человека существенно меняется в зависимости от поставленной задачи. Скажем, для простого узнавания предмета нам достаточно самого поверхностного его восприятия. А если будет стоять задача его воссоздания? В этом случае даже то, в каком именно виде должен быть воссоздан объект, определяет глубину и особенности его восприятия. Например, для того чтобы нарисовать башенный кран, достаточно обратить внимание на такие характерные элементы конструкции, как стрела и кабина. Но чтобы изготовить модель того же крана из деталей «Конструктора», ребенок при восприятии объекта должен будет учесть то, что все эти детали (и стрела, и кабина, и колеса) к чему-то прикрепляются; если он не обратит внимания на платформу как основную несущую деталь, то работа не получится (а в рисунке отсутствие этой детали практически ничему не мешает). [3]

Однако такая ситуация для младшего школьника имеет все-таки более абстрактный характер и, главное, совсем непросто оценить, насколько ученик хорошо рассмотрел то, что задал учитель.

В практической же деятельности проверка качества восприятия осуществляется непосредственно по ее результатам и поэтому является объективной и убедительной: не только учителю, но и самому ученику понятно, что если работа не получилась, значит, он недостаточно хорошо рассмотрел предмет, его детали, их расположение, способы соединения и пр.

Таким образом, практика направляет и углубляет процесс восприятия, «заставляет» ребенка рассматривать предметы более внимательно и вдумчиво.[6]

Задача, которую ученику предстоит решить практически, подсказывает ему, на какие именно особенности объекта, на какие свойства материала следует в данном случае обратить внимание.

Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах.[9]

Смысл этих действий состоит в том, что человек просто использует объективно существующую закономерность: мыслительная деятельность облегчается, если она сопровождается моторной, практической деятельностью. Причем на начальных этапах познания моторная, предметно манипулятивная деятельность является преобладающей. Постепенно какая-то часть действий (то, что стало более известным и понятным) уходит из практической области, совершается в уме, но в наиболее затруднительных случаях может вновь возникнуть необходимость в практике. [7]

Таким образом, сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно-практических действий становятся более доступными, легко решаемыми. С другой стороны, подключение практической деятельности позволяет значительно повысить степень сложности заданий, предлагаемых учащимся, и тем самым активизировать их умственное развитие.

Чтобы предметно-пракическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития».

Говоря о значительных общеразвивающих возможностях, потенциально присущих практической деятельности, мы, разумеется, не имеем при этом в виду любой урок технологии. Дело в том, что на автоматическое развитие разума через практическую информацию можно рассчитывать лишь в самом младшем школьном возрасте. Малыш приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире просто через анализаторы.[6]

Исходя из этого, нельзя признать отвечающими научным требованиям такие методики трудового обучения, которые разъединяют практическую и умственную деятельность учащихся. Такое разделение бывает в тех случаях, когда ученик механически работает от начала до конца по инструкции, шаг за шагом выполняя разработанные кем-то действия. При этом не имеет существенного значения, даются ли эти инструкции учителем устно (когда он поэтапно руководит изготовлением поделки) или они написаны (нарисованы) на карточке. Главное, что такая организация работы фактически исключает деятельность ученика и ограничивает для него возможность мышления, познания и развития - т.е. того главного, ради чего и существует обучение.[3]

Это может показаться парадоксальным, что значит - нет деятельности, если ребенок весь урок что-то делает - вырезает, приклеивает и т.д.? Тем не менее, далеко не всякие внешние действия можно назвать деятельностью, имеющей педагогический смысл, а лишь те, которые связаны с внутренней активностью личности, прежде всего с мышлением.

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. Мышление - это всегда искание и открытие существенно нового. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.[6]

Заметим , что если задание не вызывает у ребенка вообще никаких затруднений, то для своего выполнения оно не требует мышления.

 

2.2 Классификация уроков технологии.

Систематизация уроков технологии возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, способам организации и т.д.

Если исходить, например, из дидактической цели, то типология уроков ручного труда будет такой же, как и любых других уроков: уроки изучения нового материала, уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений, уроки обобщения, контрольные уроки, и, вероятно, самым распространенным типом (как и по другим учебным предметам в начальных классах) будет комбинированный урок . Безусловно, к этим урокам применима и любая другая принятая в дидактике классификация, поскольку данный учебный предмет строится на тех же принципах, что и все остальные.

В определении видов уроков ручного труда имеет смысл обратиться к тем специфическим основаниям, которые для трудового обучения являются наиболее существенными, определяющими.

 По содержанию работы можно выделить три основные типа уроков:

а) рационально-логические (решение логических задач);

б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);

в) формирующие приемы и навыки практической работы.

Особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из них направляются по-разному.[3]

Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что по преимуществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально: например, аппликации-головоломки (так называемое плоскостное конструирование), объемное конструирование, задачи на симметричное вырезание, переплетные работы, разметочные, расчетно-измерительные построения и вычисления и пр. Многие из них построены по аналогии с математическими задачами или психодиагностическими заданиями, направленными на проверку пространственного конструктивного мышления, аналитических способностей.

Главное в подобных работах - проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем. Творчество, которое здесь проявляют ученики, будет преимущественно интеллектуального свойства. Разумеется, чаще всего встречаются такие работы, в которых рационально-логические задания составляют лишь какую то часть всей деятельности. Достаточно редки изделия, вообще не предполагающие какого-либо художественного разнообразия. Даже те формы и композиции, которые создаются сугубо рассудочным путем, благодаря своей выверенной гармоничности бывают обычно не лишены художественной выразительности, а сама работа учащихся на таких уроках носит эстетический характер. Тем не менее, основным содержанием работы на таких уроках является, как правило, логический анализ устройства изделия.[6]

В отличие от них задания эмоционально-художественные предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Это, например, различные художественные композиции на плоскости, игрушки из яичной скорлупы, лепка животных из пластилина, скульптуры из природных материалов и т.п. В подобных работах нет места жесткой регламентации, они не могут выполняться по единому плану. Более того, едва ли здесь вообще будет уместно какое-либо «планирование работы», поскольку оно противоречило бы самому ее характеру и психологической природе художественного творчества. Каждое такое изделие «сочиняется» путем творческого комбинирования материалов, и по ходу работы направление  поиска может меняться. Вообще, на таких уроках все средства (включая материалы, способы их обработки и пр.) выступают для детей чаще всего во множестве вариантов, поскольку они соотносятся с особым художественным содержанием, которое каждый ученик стремится выразить в своей работе. Если эти средства превратятся только в набор технических приемов и правил, то сразу же, автоматически, станут безразличными к этому содержанию, что лишит работу учащихся всякого смысла. Выполняя задания эмоционально-художественного плана, ребенок по возможности самостоятельно определит цвет, форму отдельных деталей своего изделия, их общую композицию. Он также может самостоятельно подбирать материал и наиболее подходящие способы его обработки. Всеми этими средствами он пытается выразить какую-то идею, передать настроение, отношение, создать образ. Задача учителя на таком уроке - максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.[3]

Информация о работе Развитие логического мышления младших школьников на уроках рационально-логического типа