Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа
Расчет планетарной и волновой передач редуктора, выбор двигателя и датчика.
ЭТАП I Расчет мощности и выбор исполнительного двигателя2
ЭТАП II Проектирование планетарной зубчатой передачи4
ЭТАП III Расчет параметров волновой передачи7
ЭТАП IV Расчет КПД 12
ЭТАП V Расчет сил в зубчатом зацеплении. Расчет валов и подшипников 16
ЭТАП VI Расчет точности модуля18
ЭТАП VII Расчет сил в зацеплениях и реакция опор21
αF = arccos[0,47zF/(0,51zF + 3)] = 0,419
f = 0,1e-1,2Vcp =0,023
VCP = 1,04*10-4kw*m*nг/cosαF = 0,0095
my = m{1,01 +[6 – 2(ha* + c*)]/zF} = 0,254
dВП = 0,5(DГП + dГП) + DW = 195,36
0,039
rВС = 0,47mzC = 77,785
ЭТАП V РАСЧЕТ СИЛ В ЗУБЧАТОМ ЗАЦЕПЛЕНИИ. РАСЧЕТ ВАЛОВ И ПОДШИПНИКОВ.
Расчет тангенциальных сил для зубчатого зацепления «а-g».
Мвх - момент на входном валу планетарного механизма (Нм)
nw - число сателлитов (nw=3)
dWA – диаметр начальной окружности шестерни а (мм)
λ – коффициент неравномерности распределения нагрузки между сателлитами (при nw ≤ 4, λ=1,1)
Mвх = Мвых/(ηпл*UплТ)
Мвых – момент на выходном валу планетарного механизма
ηпл – КПД планетарного механизма (приложения 1: КПД планетарного механизма для силовых машин 0,97÷0,99)
Mвых = 313,083 Нм
Mвх = 313,083/(0,97*9) = 35,863 Нм
Расчет тангенсальных сил для зубчатого зацепления «g-b».
Расчет валов.
(M1)ag = Mвых/(Uag*ηag) = 80,692 Нм
(М2)gb = (M1)ag*Ugb*ηgb = 156,542 Нм
(M1)ag – момент, нагружающий шестерню в зацеплении «а-g»
(М2)gb – момент, нагружающий шестерню в зацеплении «g-b»
- наименьшие диаметры валов для шестерни
= (0,025÷0,03) σв – допускаемое напряжение на кручение (МПа)
σв – предел прочности материала вала (800÷1100) (σв=900 МПа)
Для учета требований по
ограничению упругости «
– допускаемый угол закручивания вала (0,02÷0,03) рад/м
Определим диаметр консольной части вала: dk ≥ dbmin
Величину dk округлим до стандартного значения
dk1 = 25
dk2 = 30
Диаметр цапф вала под подшипники качения dn=1,1dk
Значения округляем до стандартных посадочных диаметров d внутреннего кольца подшипника качения
dn1 = 1,1dk1 = 1,1*25= 27,5 => dn1 = 30
dn2 = 1,1dk2 = 1,1*30 = 33 => dn2 = 35
Выбираем шариковые однорядные подшипники (по ГОСТ 8338-75)
Условное обозначение |
Внутренний диаметр d, мм |
Внешний диаметр D, мм |
Ширина В, мм |
Грузоподъемность, кН | |
С0 |
С | ||||
Сверхлегкая серия | |||||
1000906 |
30 |
47 |
9 |
5,95 |
4,06 |
1000907 |
35 |
55 |
10 |
8,16 |
5,76 |
ЭТАП VI РАСЧЕТ ТОЧНОСТИ МОДУЛЯ
ΔUпл ≤ [ΔU] – условие точности для планетарной передачи.
Погрешность реализации передаточного отношения.
ΔUB ≤ [ΔU] – условие точности для волновой передачи.
Погрешность реализации передаточного отношения.
Минимальная кинематическая погрешность планетарной передачи, характеризующая погрешность изготовления колес.
kn = 6,88/d2 = 6,88/96,25 = 0,071
kn – коэффициент перевода в угловые минуты
d2 – делительный диаметр ведомого колеса (dg = 96 мм)
Сс = 0,71 – коэффициент, учитывающий точность передачи
ks = 0,97 – коэффициент фазовой компенсации
kφ= 0,02 – коэффициент углового положения ведомого колеса (для φ2 =30о)
F1’+F2’ – допуски на кинематическую погрешность колес (мкм)
[для m> 0,5 d1=23 (20÷32), d2=96 (>80) F1’+F2’ = 36+52]
Максимальная кинематическая погрешность, учитывающая погрешность монтажа.
ki – коэффициент фазовой компенсации (z2/z1 = 3÷3,5 => ki=0,75)
Суммарная кинематическая погрешность всей планетарной передачи.
δ∑φ = ∑δφmax/Ui = δφmax/Uag + δφmax/Ugb = 0,071
Минимальный мертвый ход.
jnmin – минимальный гарантированный зазор, зависящий от межосевого расстояния aw (aw = 61,875 (50÷80) => jnmin = 19)
Максимальный мертвый ход.
EHS1,2 – наименьшее смещение инструмента (мкм) EHS1 = 28, EHS2 = 42
TH1,2 – допуск на смещение (мкм) ТН1 = 42, ТН2 = 60
fa – отклонение межосевого расстояний колес aw (мкм) aw=61,875 => fa=35
Суммарный мертвый ход всей передачи.
j∑φ= ∑(jφmax/Ui) = jφmax/Uag + jφmax/Ugb = 6,756 мкм
Кинематическая
погрешность волнового
Погрешность получается по графику поперечной податливости звеньев, полученная на основании экспериментальных данных:
δ∑φ = F’/60 = 200/60 = 3,333 мкм
F’ – экспериментальное значение кинематической погрешности в угловых секундах dF = 165,24 мм => F’=200
Суммарная погрешность механического модуля.
Δ∑ = Δ∑пл + Δ∑вл = (δ∑φ+j∑φ)/Uпл + (δ∑φ + 0)/Uвл = 1,131 мкм
ЭТАП VII РАСЧЕТ СИЛ В ЗАЦЕПЛЕНИЯХ И РЕАКЦИЙ ОПОР
Силы, возникающие в зубчатом зацеплении, определяются в виде двух отдельных составляющих:
Pr – радиальные силы, направленные от точки контакта к центру зубчатого колеса
Pt – окружные силы, направленные по касательной к центру зубчатого колеса
Окружные силы:
МД = 25*10-2 Нм – момент на валу двигателя
nw = 3
λ= 1,1 – коэффициент неравномерного распределения нагрузки между сателлитами (при nw ≤ 4)
Ptg = Pta = 6,667 H
Ptb = Pta = 6,667 H
Радиальные силы:
Pra = 0,36Pta = 2,4 H
Prg = 0,36Pta = 2,4 H
Prb = 0,36Pta = 2,4 H
Реакции RBZ, RAZ определяются из условий равновесия вала в плоскости ZX:
Исходные данные: l1 = 0,250 мм, l3 = 0,150 мм.
∑MBZX = 0
∑MBZX = (Prb + Pra – Prg)*l1 - RAZ*l3 = 0
RAZ = (Prb + Pra – Prg)*l1/l3 = 4 Н
∑PZ = 0
∑PZ = Prb + Pra – Prg + RAZ – RBZ = 0
RBZ = Prb + Pra – Prg + RAZ = 6,4 Н
Реакции RBY, RAY определяются из условий равновесия вала в плоскости YX:
∑MBXY = 0
∑MBXY = (Ptb + Pta – Ptg)*l1 - RAY*l3 = 0
RAY = (Ptb + Pta – Ptg)*l1/l3 = 11,111 Н
∑PY = 0
∑PY = Ptb + Pta – Ptg – RBY + RAY = 0
RBY = Prb + Pra – Prg + RAZ = 17,778 Н
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЭТАП I РАСЧЕТ МОЩНОСТИ И ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Наименование величины |
Значение |
Максимальный момент нагрузки на выходном звене Мн |
300 Нм |
Максимальная частота вращения nn |
1 мин-1 |
Время позиционирования приведенное tп |
16 сек |
Приведенный момент инерции нагрузки Jн |
300 кг*м2 |
Итоговое время |
5,2 с |
Угловая скорость ωн |
0,105 c-1 |
Угловое ускорение εpmax |
0,044 c-2 |
КПД действия редуктора |
0,52 |
Рассчитанная мощность двигателя NT |
63,123 Вт |
Мощность выбранного двигателя NД |
77 Вт |
Передаточное отношение планетарного механизма Uпл |
9 |
Передаточное отношение волнового механизма Uв |
333,3 |
ЭТАП II ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНЕТАРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Наименование величины |
Значение |
Передаточное отношение ступени, «а-g» Uag |
4 |
Передаточное отношение ступени, «g-b» Ugb |
2 |
Число зубьев шестерни, za |
22 |
Число зубьев сателлита, zg |
77 |
Число зубьев внутреннего колеса, zb |
176 |
Минимальный диаметр шестерни по контактной прочности, (dw1)min |
5,419 мм |
Минимальный диаметр шестерни по контактной прочности, (dw2)min |
5,759 мм |
Минимальный диаметр шестерни при изгибе, (dw1)min |
8,861 мм |
Минимальный диаметр шестерни при изгибе, (dw2)min |
13,453 мм |
Модуль передачи, m |
1,25 мм |
Диаметр делительной окружности, da |
27,5 мм |
Диаметр делительной окружности, dg |
96,25 мм |
Диаметр начальной окружности, dwa |
27,5 мм |
Диаметр начальной окружности, dwg |
96,25 мм |
Диаметр окружности вершины колеса а, dab |
173,5 мм |
Диаметр окружности вершины колеса b, daa |
30,625 мм |
Диаметр окружности вершины колеса g, dag |
99,375 мм |
Диаметр окружности впадины колеса а, dfa |
25 мм |
Диаметр окружности впадины колеса b, dfb |
179,75 мм |
Диаметр окружности впадины колеса g, dfg |
93,75 мм |
Межосевое расстояние зубчатых колес, aw |
61,875 мм |
Ширина зубчатого венца, bwa |
5,5 мм |
Ширина зубчатого венца, bwg |
19,25 мм |
ЭТАП III РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ
Наименование величины |
Значение |
Минимальный внутренний диаметр гибкого колеса, Dгаб |
162 мм |
Минимальный допустимый диаметр гибкого зубчатого колеса исходя из прочностных ограничений, dFП |
105,249 мм |
Модуль волновой передачи, m |
0,25 мм |
Наружный диаметр подшипника, DГП |
200 мм |
Внутренний диаметр подшипника, dГП |
160 мм |
Диаметр шаров подшипника, DW |
15,36 мм |
Число зубьев гибкого колеса, zF |
660 |
Число зубьев жесткого колеса, zC |
662 |
Передаточное отношение механизма, UВ |
331 |
Погрешность передачи, Δ |
0,7% |
Частота вращения генератора, nГ |
331 об/мин |
Коэффициент смещения исходного контура для гибкого колеса, ХF |
9,6 |
Коэффициент смещения исходного контура для жесткого колеса, ХС |
9,633 |
Делительный диаметр, dF |
165 мм |
Делительный диаметр, dC |
165,5 мм |
Диаметр вершин для гибкого колеса, dAF |
170 мм |
Диаметр вершин для жесткого колеса, dAC |
169,05 мм |
Диаметр впадин для гибкого колеса, dfF |
169,05 мм |
Диаметр впадин для жесткого колеса, dfC |
174,816 мм |
Толщина стенки гибкого зубчатого колеса, δсз |
1,652 мм |
Ширина зубчатого венца гибкого колеса, bWF |
33 мм |
Ширина зубчатого венца жесткого колеса, bWC |
36 мм |
Длина стакана гибкого колеса, Icm |
148,7 мм |
Ширина пояска гибкого колеса, b1 |
8,3 мм |
Толщина стакана гибкого колеса, δс |
1,3 мм |
Толщина обода жесткого колеса над зубьями, hоб |
28,1 мм |
ЭТАП IV РАСЧЕТ КПД ПЛАНЕТАРНОЙ ПЕРЕДАЧИ И КПД ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ
Наименование величины |
Значение |
Относительная скорость скольжения профилей зубьев, VS |
2,346 м/с |
Коэффициент трения скольжения, f |
0,023 |
Коэффициент потерь в зацеплении «а-g», ψag |
0,0038 |
Коэффициент потерь в зацеплении «g-b», ψgb |
0,0012 |
Коэффициент потерь в зацеплениях, ψзh |
0,00502 |
Момент трения подшипника сателлита и вала колеса а, МТрА |
116,991 Нм |
Момент трения подшипника сателлита и вала колеса b, МТрB |
136,49 Нм |
Радиальная нагрузка на подшипники, Pr |
334,284 Н |
Коэффициент потерь в подшипниках сателлита, ψпh |
0,0065 |
Коэффициент потерь механизма при неподвижном водиле, ψh |
0,034 |
КПД планетарной передачи, ηпл |
97% |
Угол профиля зуба гибкого колеса, αF |
0,419 |
Коэффициент трения скольжения в зубчатом зацеплении, f |
0,0976 |
Условный модуль зацепления, my |
0,254 |
Диаметр беговой дорожки внешнего кольца гибкого подшипника, dВП |
195,36 мм |
Коэффициент kψc |
0,039 |
Радиус основной окружности жесткого зубчатого колеса, rBC |
77,785 |
Коэффициент потерь, учитывающий потери на трение, ψсFh |
0,000496 |
КПД волновой передачи, ηв |
90% |
ЭТАП V РАСЧЕТ СИЛ В ЗУБЧАТОМ ЗАЦЕПЛЕНИИ. РАСЧЕТ ВАЛОВ И ПОДШИПНИКОВ.
Наименование величины |
Значение |
Момент на входном валу планетарного механизма, Мвх |
35,863 Нм |
Тангенсальная сила для зубчатого зацепления «a-g», Pta=Ptg |
956,345 Н |
Тангенсальная сила для зубчатого зацепления «b-g», Ptb |
956,3458 Н |
Момент, нагружающий шестерню в зацеплении «a-g», (М1)ag |
80,692 Нм |
Момент, нагружающий шестерню в зацеплении «g-b», (М2)gb |
156,542 Нм |
Наименьший диаметр вала шестерни, (db1)agmin |
24,487 мм |
Наименьший диаметр вала шестерни, (db2)gbmin |
30,54 мм |