Расчет редуктора мехатронного модуля

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Расчет планетарной и волновой передач редуктора, выбор двигателя и датчика.

Оглавление

ЭТАП I Расчет мощности и выбор исполнительного двигателя2
ЭТАП II Проектирование планетарной зубчатой передачи4
ЭТАП III Расчет параметров волновой передачи7
ЭТАП IV Расчет КПД 12
ЭТАП V Расчет сил в зубчатом зацеплении. Расчет валов и подшипников 16
ЭТАП VI Расчет точности модуля18
ЭТАП VII Расчет сил в зацеплениях и реакция опор21

Файлы: 1 файл

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ1.docx

— 90.52 Кб (Скачать)

CPSБалтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова

 

 

 

 

 

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 

КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

МЕХАТРОННЫХ МОДУЛЕЙ

 

 

        Выполнил:

        Студент 

        Непеин Л. П.

        Группа К481

        Преподаватель:

        Кулемин В. Ю.

    

 

 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

 

 ЭТАП I   Расчет мощности и выбор исполнительного двигателя2

ЭТАП II    Проектирование  планетарной  зубчатой   передачи4

ЭТАП III   Расчет параметров волновой передачи7

ЭТАП IV   Расчет КПД 12

ЭТАП V    Расчет сил в зубчатом зацеплении. Расчет валов и подшипников 16

ЭТАП VI   Расчет точности модуля18

ЭТАП VII Расчет сил в зацеплениях и реакция опор21

Приложение23

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАП  I

РАСЧЕТ МОЩНОСТИ И ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛНОГО ДВИГАТЕЛЯ.

 

Исходные  данные

Максимальный момент нагрузки на выходном звене Мн = 300 [Н*м]

Максимальная частота  вращения nn=1 [1/мин]

Время позиционирования приведенное  tп=16 [сек]

Приведенный момент инерции  нагрузки Jн=300 [кг*м2]

 

Расчет времени.

tp - время разгона, tт – время торможения, tу – время управления двигателем,

tц – время управления циклом.

tp = tт = 0,15tп = 0,15*16 = 2,4 с

tу = tp+ tt+ tп = 2*2,4 + 16 = 20,8 с

tц = tу/0,8 = 20,8/0,8 = 26 с

t = tц – tу = 26 – 20,8 = 5,2 с

 

Расчет угловой  скорости и ускорений.

ωн = πnн/30 = 3,14*1/30 = 0,105 с-1

εpmax = εpmin = ωн/tp = 0,105/2,4 = 0,044 с-2

 

Расчет мощности двигателя.

Nт = ωн*( Мнp + Jн’* εpmax)

Jн’ = Jн*kj = 300*2 = 600 кг*м2

(kj – коэффициент, учитывающий неизвестные моменты инерции, принимаем равным 2)

ηp – КПД действия редуктора

ηp = η1* η2* η3

η1 = 0,993*0,969 = 0,52 – КПД подшипников мехатронного модуля;

η2 = 0,8 – КПД волновой передачи;

η3 =0,96 – КПД планетарного механизма.

ηp = η1* η2* η3 = 0,67*0,8*0,96 = 0,52

Nт = ωн*( Мнp + Jн’* εpmax) = 63,123 Вт

 

Выбор двигателя.

Двигатель СЛ-521

NД

Вт

nД

об/мин

МД * 10-2

Н*м

МП* 10-2

Н*м

JД* 10-4

кг* м2

Размеры, мм

L

D

d

l

77

3000

25

 

1,6

148

108

10

16


 

Выбор датчика.

Датчик скорости ДИД-0,3ТА

NД

Вт

nД

об/мин

МД * 10-2

Н*м

МП* 10-2

Н*м

JД* 10-4

кг* м2

Размеры, мм

L

D

d

l

0,3

14000

0,035

0,07

0,0004

45

22

1,0

6


 

Предварительный расчет передаточного отношения.

NMT = nД/nН = 3000/1 = 3000

uпл

uв

Причина отклонения

6

500

Не выполняется uв <300

7

428,6

Не выполняется uв <300

8

375

Не выполняется uв <300

9

333,3

Передаточные отношения  ближе всего к требуемым.

Необходимо учесть повышенное отношение на волновой

передаче при ее проектировке.


 

 

 

 

 

 

ЭТАП  II                 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ПЛАНЕТАРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

 

Передаточное  отношение.

UплТ = UP/UB = 3000/333,3 = 9

 

Передаточное  отношение ступеней.

Uag = 0,5(UплТ – 1) = 0,5(9 – 1) = 4

Ugb = (UплТ – 1)/Uag = (9 – 1)/4 = 2

 

Расчет числа зубьев шестерни.

za = zamax – (1÷3) = 23,75 – 2 = 21,75 ≤ 40

zamax = c(Uag + 1)/Uag = 19(4 + 1)/4 = 23,75

(с=19 – Сталь 30 цементируемая)

zа = 22.

 

Расчет числа  зубьев сателлита – g и внутреннего колеса – b.

zb = za(UплТ – 1) = 22(9 – 1) = 176

zg = (zb – za)/2 = (176 – 22)/2 = 77

 

Передаточное  отношение планетарного механизма.

Uпл = Uahb = 1 + zb/za = 1 +176/22 = 9

 

 

Определение минимального диаметра шестерни по условию обеспечения контактной прочности зубьев.

(dw1)min ≥ = =      = 5,419 мм

(dw2)min ≥ = =       = 5,759 мм

 

- коэффициент ширины зубчатого венца шестерни (для компактных конструкций 0,1 ÷ 0,2)

 - максимальный момент на валу шестерни [Нм]

– допускаемое контактное напряжение

YF - коэффициент формы зуба (3,8 ÷ 4,0)

 – допускаемое напряжение на изгиб

 

 

Определение минимального диаметра шестерни по условию  обеспечения прочности зубьев при  изгибе.

(dw1)min ≥ = = 8,861 мм

(dw2)min ≥ = = 13,453 мм

 

 

 

Расчет модуля передачи.

m = (dw1)min/za = 0,403

d = m1 * za ≥ (2 ÷ 2,3)dДВ

da – диаметр делительной окружности колеса «а»

dДВ – диметр исходной вала двигателя [10]

d = 0,5*22 = 11 ≤ 2,3*10 = 23 мм

Для собираемости вала с  шестерней назначим (dw1)min = 23 мм

m = (dw1)min/za = 1,045

Ближайшее большее значение – 1,25 мм

 

Расчет конструктивных параметров зубчатых колес.

m=1,25 мм: ha* = 1,25,  с* = 0,25

Диаметр делительной окружности:

da = m*za = 27,5 мм

dg = m*zg = 96,25 мм

Диаметр начальной окружности:

dwa =da = 27,5 мм

dwg =dg = 96,25 мм

Диаметр окружности вершин всех трех колес a, b, с:

dab = db – 2(ha* – c*)m = 173,5 мм

daa= da + 2ha*m =30,625 мм

dag= dg + 2ha*m = 99,375 мм

Диаметр окружности впадин:

dfa = da – 2(ha* – c*)m =25 мм

dfg = dg – 2(ha* – c*)m = 93,75 мм

dfb = db + 2(ha* + c*)m = 179,75 мм

 

Межосевое расстояние зубчатых колес:

a = 0,5m(zg + za) = 61,875 мм

Ширина зубчатого венца:

bwa = ψd * dwa = 5,5 мм

bwg = ψd * dwg = 19,25 мм

Проверим условие сборки

(za + zb)/nw = k (nw ≥ 2, k – целое число)

(za + zb)/nw = (22+176)/3 = 66

 

ЭТАП III РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ

 

Минимальный внутренний диаметр гибкого колеса

Dгаб ≥ DДВ + 2DДАТ + 2Δ3

DДВ, DДАТ – габаритные размеры электродвигателя и датчика скорости

Δ3 – необходимый конструктивный запас (3÷10 мм)

Dгаб ≥ 108 + 2*22+2*5 =162мм

 

Минимальный допустимый диаметр гибкого зубчатого  колеса исходя из габаритных соединений

dFГ = Dгаб + 2δсз = 1,02 Dгаб = 165,24 мм

δсз – толщина стенки гибкого колеса под зубьями

Минимальный допустимый диаметр гибкого зубчатого  колеса исходя из прочностных ограничений

 

dFП = = 105,249 мм

Мвых – максимальный момент нагрузки на выходном звене [Нм]

Мвых = Мн + Jн’*εpmax

Правило: при dFП > dFГ: dF* = dFП = 165,24 мм

                          при dFП < dFГ: dF* = dFГ

 

Модуль волновой передачи

m= dF*/zF = dF*/2uв = 0,248

Ближайший больший – 0,25 мм

Принимаем параметры исходного  контура m=0,25 мм, α = 20о, hc* = 1, с*=0,5

 

Проектный диаметр  гибкого подшипника генератора волн:

 

DГП* = dF* + 0,99m[6 – 2(ha* + c*)] = 165,983 мм

Наружный диаметр гибкого  подшипника DГП ≥ DГП*

Выбираем  подшипник ГОСТ 23179-78

DГП = 200 мм – наружный диаметр

dГП = 160 – внутренний диаметр

ВГП  = 30 мм – ширина подшипника

Dw = 15.36 – диаметр шаров подшипника

 

Число зубьев гибкого колеса.

zFP = DГП/m – 5,88 + 1,96(ha* + c*) = 660.99

Значение округляем до ближайшего меньшего значения (желательно четного): zFP = 660

Число зубьев жесткого колеса.

zс = zF + j = 660 + 2 = 662

j – число волн деформации (2)

 

Передаточное  отношение механизма.

uВ = uh-cF = zc/(zc – zF) = 331

 

Погрешность передачи.

Δ = (uВ – uВ’)/uВ*100% = 0,7%

 

Момент, нагружающий механизм генератора волн

MГ = Mвых/uвв = 0,751 Нм

ηв = 0,8 - КПД волновой передачи (для волнового зубчатого механизма h-F-C, с передаточным отношением u = 80÷300)

 

Частота вращения генератора.

nГП = nГ ≤ [nГП]

nГ – частота вращения генератора

nГП – частота вращения гибкого подшипника

[nГП] = 3000 об/мин – предельная частота вращения гибкого подшипника

nГ = nвых * uв = 1*331 = 331 об/мин

 

Коэффициент смещения исходного контура для  гибкого колеса:

XF = 3 + 0,01zF = 9,6

 

 

Коэффициент смещения исходного контура для  жесткого колеса:

XC = XF - 1 + kW(1 + 5*10-5kW*zF) = 9,633

 

kw -  коэффициент радиальной деформации гибкого колеса (1,0 ÷ 1,2 кратный 0,05 kw = 1)

 

Делительные диаметры:

dF = zF*m = 296*0,4 = 165 мм

dC = zC*m = 298*0,4 = 165,5 мм

 

Диаметры  окружности  вершин:

 для гибкого  колеса

dAF = dF + (XF + KF)m = 170 мм

kW – коэффициент, характеризующий глубину захода зубьев колеса

для жесткого колеса

dac = dc + 2(XC – ha*)m = 169,05 мм

 

Диаметры  окружностей впадин.

dfF = dF + 2(XF – ha* - c*)m = 169,05 мм

dfC = dac + 2hc = 174,816 мм

hc ≥ (ha* + c* + kF)m = 2,5 (hc – высота зуба жесткого колеса)

 

 

Толщина стенки гибкого зубчатого колеса.

 δсз = 0,01dF = 1,652 мм

 

 

Ширина зубчатого  венца гибкого колеса.

bWF = 0,2dF = 33,048 мм

 

Ширина зубчатого  венца жесткого колеса.

 bWC = bWF + 3 = 36,048 мм

 

Длина стакана  гибкого колеса.

Icm = 0,9dF = 148,716 мм

 

Ширина пояска гибкого колеса.

b1 = 0,05dF = 8,262 мм

 

Толщина стакана  гибкого колеса.

δс = 0,8δсз = 0,8*1,2 = 1,322 мм

 

Толщина обода  жесткого колеса над зубьями.

hоб = 0,17dC = 28,135 мм

 

 

ЭТАП IV  РАСЧЕТ КПД

Расчет  КПД планетарной передачи.


 

 

 

Ψh - коэффициент потерь механизма при неподвижном водиле

 


 

- коэффициент потерь в зацеплениях

-  коэффициент  потерь в подшипниках сателлита

 

Коэффициент потерь в зацеплениях.


 

 

vS = 0,34 * 10-4n1dw1 = 2,346 м/с

vS – относительная скорость скольжения профилей зубьев

 

f = 0,025 – 0,05(1 – vS/50) = 0,023

f – коэффициент трения скольжения

 

fЗ = 1,25f = 1,25*0,023 = 0.028

fЗ - коэффициент трения в зацеплении

 

Ψзh = ψag + ψgb

ψag, ψgb – коэффициенты потерь в зацеплениях «a-g» и «g-b»

ψag = 2,3fЗ(1/za + 1/zg) = 0,0038

ψgb = 2,3fЗ(1/zg + 1/zb) = 0,0012

Ψзh = ψag + ψgb = 0,00502

 

Коэффициент потерь в подшипниках.


 

 

 

MТрА, MТрВ – моменты трения подшипника сателлита и вала колеса a и b соответственно.

MТрА = 0,5Pr*dA*f = 116,991 Нм

MТрВ = 0,5Pr*dВ*f = 136,49 Нм

dA, dB – внутренние диаметры подшипников

Pr – радиальная нагрузка на подшипники

Pr = 0,36Ptg = 344,284 Н

 

 0,0065

 

= 0.034

 

 

 

                                                 

Расчет  КПД волнового механизма.


 

 

c – поправочный коэффициент, учитывающий деформации (с = 1,02÷1,05)

- коэффициент  потерь, учитывающий потери на  трение


 

 

 

- радиус основной окружности жесткого зубчатого колеса

 

 - угол профиля зуба гибкого колеса

f – коэффициент трения скольжения в зубчатом зацеплении

j – число волн деформации (j = 2)

 my – условный модуль зацепления

μ – коэффициент трения качения шаров в гибком подшипнике (0,007÷0,01)

kw –коэффициент радиальной деформации гибкого колеса (1,0 ÷1,2)

dВП – диаметр беговой дорожки внешнего кольца гибкого подшипника (мм)

DW – диаметр шаров гибкого подшипника

ВГП, dГП – диаметры колец гибкого подшипника

Информация о работе Расчет редуктора мехатронного модуля