Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа
Расчет планетарной и волновой передач редуктора, выбор двигателя и датчика.
ЭТАП I Расчет мощности и выбор исполнительного двигателя2
ЭТАП II Проектирование планетарной зубчатой передачи4
ЭТАП III Расчет параметров волновой передачи7
ЭТАП IV Расчет КПД 12
ЭТАП V Расчет сил в зубчатом зацеплении. Расчет валов и подшипников 16
ЭТАП VI Расчет точности модуля18
ЭТАП VII Расчет сил в зацеплениях и реакция опор21
CPSБалтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
МЕХАТРОННЫХ МОДУЛЕЙ
Выполнил:
Преподаватель:
Кулемин В. Ю.
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
ЭТАП I Расчет мощности и выбор исполнительного двигателя2
ЭТАП II Проектирование планетарной зубчатой передачи4
ЭТАП III Расчет параметров волновой передачи7
ЭТАП IV Расчет КПД 12
ЭТАП V Расчет сил в зубчатом зацеплении. Расчет валов и подшипников 16
ЭТАП VI Расчет точности модуля18
ЭТАП VII Расчет сил в зацеплениях и реакция опор21
Приложение23
ЭТАП I
РАСЧЕТ МОЩНОСТИ И ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛНОГО ДВИГАТЕЛЯ.
Исходные данные
Максимальный момент нагрузки на выходном звене Мн = 300 [Н*м]
Максимальная частота вращения nn=1 [1/мин]
Время позиционирования приведенное tп=16 [сек]
Приведенный момент инерции нагрузки Jн=300 [кг*м2]
Расчет времени.
tp - время разгона, tт – время торможения, tу – время управления двигателем,
tц – время управления циклом.
tp = tт = 0,15tп = 0,15*16 = 2,4 с
tу = tp+ tt+ tп = 2*2,4 + 16 = 20,8 с
tц = tу/0,8 = 20,8/0,8 = 26 с
t = tц – tу = 26 – 20,8 = 5,2 с
Расчет угловой скорости и ускорений.
ωн = πnн/30 = 3,14*1/30 = 0,105 с-1
εpmax = εpmin = ωн/tp = 0,105/2,4 = 0,044 с-2
Расчет мощности двигателя.
Nт = ωн*( Мн/ηp + Jн’* εpmax)
Jн’ = Jн*kj = 300*2 = 600 кг*м2
(kj – коэффициент, учитывающий неизвестные моменты инерции, принимаем равным 2)
ηp – КПД действия редуктора
ηp = η1* η2* η3
η1 = 0,993*0,969 = 0,52 – КПД подшипников мехатронного модуля;
η2 = 0,8 – КПД волновой передачи;
η3 =0,96 – КПД планетарного механизма.
ηp = η1* η2* η3 = 0,67*0,8*0,96 = 0,52
Nт = ωн*( Мн/ηp + Jн’* εpmax) = 63,123 Вт
Выбор двигателя.
Двигатель СЛ-521
NД Вт |
nД об/мин |
МД * 10-2 Н*м |
МП* 10-2 Н*м |
JД* 10-4 кг* м2 |
Размеры, мм | |||
L |
D |
d |
l | |||||
77 |
3000 |
25 |
1,6 |
148 |
108 |
10 |
16 |
Выбор датчика.
Датчик скорости ДИД-0,3ТА
NД Вт |
nД об/мин |
МД * 10-2 Н*м |
МП* 10-2 Н*м |
JД* 10-4 кг* м2 |
Размеры, мм | |||
L |
D |
d |
l | |||||
0,3 |
14000 |
0,035 |
0,07 |
0,0004 |
45 |
22 |
1,0 |
6 |
Предварительный расчет передаточного отношения.
NMT = nД/nН = 3000/1 = 3000
uпл |
uв |
Причина отклонения |
6 |
500 |
Не выполняется uв <300 |
7 |
428,6 |
Не выполняется uв <300 |
8 |
375 |
Не выполняется uв <300 |
9 |
333,3 |
Передаточные отношения ближе всего к требуемым. Необходимо учесть повышенное отношение на волновой передаче при ее проектировке. |
ЭТАП II
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНЕТАРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Передаточное отношение.
UплТ = UP/UB = 3000/333,3 = 9
Передаточное отношение ступеней.
Uag = 0,5(UплТ – 1) = 0,5(9 – 1) = 4
Ugb = (UплТ – 1)/Uag = (9 – 1)/4 = 2
Расчет числа зубьев шестерни.
za = zamax – (1÷3) = 23,75 – 2 = 21,75 ≤ 40
zamax = c(Uag + 1)/Uag = 19(4 + 1)/4 = 23,75
(с=19 – Сталь 30 цементируемая)
zа = 22.
Расчет числа зубьев сателлита – g и внутреннего колеса – b.
zb = za(UплТ – 1) = 22(9 – 1) = 176
zg = (zb – za)/2 = (176 – 22)/2 = 77
Передаточное отношение планетарного механизма.
Uпл = Uahb = 1 + zb/za = 1 +176/22 = 9
Определение минимального диаметра шестерни по условию обеспечения контактной прочности зубьев.
(dw1)min ≥ = = = 5,419 мм
(dw2)min ≥ = = = 5,759 мм
- коэффициент ширины зубчатого венца шестерни (для компактных конструкций 0,1 ÷ 0,2)
- максимальный момент на валу шестерни [Нм]
– допускаемое контактное напряжение
YF - коэффициент формы зуба (3,8 ÷ 4,0)
– допускаемое напряжение на изгиб
Определение минимального диаметра шестерни по условию обеспечения прочности зубьев при изгибе.
(dw1)min ≥ = = 8,861 мм
(dw2)min ≥ = = 13,453 мм
Расчет модуля передачи.
m = (dw1)min/za = 0,403
da = m1 * za ≥ (2 ÷ 2,3)dДВ
da – диаметр делительной окружности колеса «а»
dДВ – диметр исходной вала двигателя [10]
da = 0,5*22 = 11 ≤ 2,3*10 = 23 мм
Для собираемости вала с шестерней назначим (dw1)min = 23 мм
m = (dw1)min/za = 1,045
Ближайшее большее значение – 1,25 мм
Расчет конструктивных параметров зубчатых колес.
m=1,25 мм: ha* = 1,25, с* = 0,25
Диаметр делительной окружности:
da = m*za = 27,5 мм
dg = m*zg = 96,25 мм
Диаметр начальной окружности:
dwa =da = 27,5 мм
dwg =dg = 96,25 мм
Диаметр окружности вершин всех трех колес a, b, с:
dab = db – 2(ha* – c*)m = 173,5 мм
daa= da + 2ha*m =30,625 мм
dag= dg + 2ha*m = 99,375 мм
Диаметр окружности впадин:
dfa = da – 2(ha* – c*)m =25 мм
dfg = dg – 2(ha* – c*)m = 93,75 мм
dfb = db + 2(ha* + c*)m = 179,75 мм
Межосевое расстояние зубчатых колес:
a = 0,5m(zg + za) = 61,875 мм
Ширина зубчатого венца:
bwa = ψd * dwa = 5,5 мм
bwg = ψd * dwg = 19,25 мм
Проверим условие сборки
(za + zb)/nw = k (nw ≥ 2, k – целое число)
(za + zb)/nw = (22+176)/3 = 66
ЭТАП III РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ
Минимальный внутренний диаметр гибкого колеса
Dгаб ≥ DДВ + 2DДАТ + 2Δ3
DДВ, DДАТ – габаритные размеры электродвигателя и датчика скорости
Δ3 – необходимый конструктивный запас (3÷10 мм)
Dгаб ≥ 108 + 2*22+2*5 =162мм
Минимальный допустимый диаметр гибкого зубчатого колеса исходя из габаритных соединений
dFГ = Dгаб + 2δсз = 1,02 Dгаб = 165,24 мм
δсз – толщина стенки гибкого колеса под зубьями
Минимальный допустимый диаметр гибкого зубчатого колеса исходя из прочностных ограничений
dFП = = 105,249 мм
Мвых – максимальный момент нагрузки на выходном звене [Нм]
Мвых = Мн + Jн’*εpmax
Правило: при dFП > dFГ: dF* = dFП = 165,24 мм
при dFП < dFГ: dF* = dFГ
Модуль волновой передачи
m= dF*/zF = dF*/2uв = 0,248
Ближайший больший – 0,25 мм
Принимаем параметры исходного контура m=0,25 мм, α = 20о, hc* = 1, с*=0,5
Проектный диаметр гибкого подшипника генератора волн:
DГП* = dF* + 0,99m[6 – 2(ha* + c*)] = 165,983 мм
Наружный диаметр гибкого подшипника DГП ≥ DГП*
Выбираем подшипник ГОСТ 23179-78
DГП = 200 мм – наружный диаметр
dГП = 160 – внутренний диаметр
ВГП = 30 мм – ширина подшипника
Dw = 15.36 – диаметр шаров подшипника
Число зубьев гибкого колеса.
zFP = DГП/m – 5,88 + 1,96(ha* + c*) = 660.99
Значение округляем до ближайшего меньшего значения (желательно четного): zFP = 660
Число зубьев жесткого колеса.
zс = zF + j = 660 + 2 = 662
j – число волн деформации (2)
Передаточное отношение механизма.
uВ = uh-cF = zc/(zc – zF) = 331
Погрешность передачи.
Δ = (uВ – uВ’)/uВ*100% = 0,7%
Момент, нагружающий механизм генератора волн
MГ = Mвых/uв*ηв = 0,751 Нм
ηв = 0,8 - КПД волновой передачи (для волнового зубчатого механизма h-F-C, с передаточным отношением u = 80÷300)
Частота вращения генератора.
nГП = nГ ≤ [nГП]
nГ – частота вращения генератора
nГП – частота вращения гибкого подшипника
[nГП] = 3000 об/мин – предельная частота вращения гибкого подшипника
nГ = nвых * uв = 1*331 = 331 об/мин
Коэффициент смещения исходного контура для гибкого колеса:
XF = 3 + 0,01zF = 9,6
Коэффициент смещения исходного контура для жесткого колеса:
XC = XF - 1 + kW(1 + 5*10-5kW*zF) = 9,633
kw - коэффициент радиальной деформации гибкого колеса (1,0 ÷ 1,2 кратный 0,05 kw = 1)
Делительные диаметры:
dF = zF*m = 296*0,4 = 165 мм
dC = zC*m = 298*0,4 = 165,5 мм
Диаметры окружности вершин:
для гибкого колеса
dAF = dF + (XF + KF)m = 170 мм
kW – коэффициент, характеризующий глубину захода зубьев колеса
для жесткого колеса
dac = dc + 2(XC – ha*)m = 169,05 мм
Диаметры окружностей впадин.
dfF = dF + 2(XF – ha* - c*)m = 169,05 мм
dfC = dac + 2hc = 174,816 мм
hc ≥ (ha* + c* + kF)m = 2,5 (hc – высота зуба жесткого колеса)
Толщина стенки гибкого зубчатого колеса.
δсз = 0,01dF = 1,652 мм
Ширина зубчатого венца гибкого колеса.
bWF = 0,2dF = 33,048 мм
Ширина зубчатого венца жесткого колеса.
bWC = bWF + 3 = 36,048 мм
Длина стакана гибкого колеса.
Icm = 0,9dF = 148,716 мм
Ширина пояска гибкого колеса.
b1 = 0,05dF = 8,262 мм
Толщина стакана гибкого колеса.
δс = 0,8δсз = 0,8*1,2 = 1,322 мм
Толщина обода жесткого колеса над зубьями.
hоб = 0,17dC = 28,135 мм
ЭТАП IV РАСЧЕТ КПД
Расчет КПД планетарной передачи.
Ψh - коэффициент потерь механизма при неподвижном водиле
- коэффициент потерь в зацеплениях
- коэффициент потерь в подшипниках сателлита
Коэффициент потерь в зацеплениях.
vS = 0,34 * 10-4n1dw1 = 2,346 м/с
vS – относительная скорость скольжения профилей зубьев
f = 0,025 – 0,05(1 – vS/50) = 0,023
f – коэффициент трения скольжения
fЗ = 1,25f = 1,25*0,023 = 0.028
fЗ - коэффициент трения в зацеплении
Ψзh = ψag + ψgb
ψag, ψgb – коэффициенты потерь в зацеплениях «a-g» и «g-b»
ψag = 2,3fЗ(1/za + 1/zg) = 0,0038
ψgb = 2,3fЗ(1/zg + 1/zb) = 0,0012
Ψзh = ψag + ψgb = 0,00502
Коэффициент потерь в подшипниках.
MТрА, MТрВ – моменты трения подшипника сателлита и вала колеса a и b соответственно.
MТрА = 0,5Pr*dA*f = 116,991 Нм
MТрВ = 0,5Pr*dВ*f = 136,49 Нм
dA, dB – внутренние диаметры подшипников
Pr – радиальная нагрузка на подшипники
Pr = 0,36Ptg = 344,284 Н
0,0065
= 0.034
Расчет КПД волнового механизма.
c – поправочный коэффициент, учитывающий деформации (с = 1,02÷1,05)
- коэффициент потерь, учитывающий потери на трение
- радиус основной окружности жесткого зубчатого колеса
- угол профиля зуба гибкого колеса
f – коэффициент трения скольжения в зубчатом зацеплении
j – число волн деформации (j = 2)
my – условный модуль зацепления
μ – коэффициент трения качения шаров в гибком подшипнике (0,007÷0,01)
kw –коэффициент радиальной деформации гибкого колеса (1,0 ÷1,2)
dВП – диаметр беговой дорожки внешнего кольца гибкого подшипника (мм)
DW – диаметр шаров гибкого подшипника
ВГП, dГП – диаметры колец гибкого подшипника