Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 16:10, курсовая работа
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи. Указанные механизмы являются наиболее распространенной тематикой курсового проектирования.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи. Указанные механизмы являются наиболее распространенной тематикой курсового проектирования.
Назначение редуктора —
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи — зубчатые колеса, валы, подшипники и т. д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников (например, внутри корпуса редуктора может быть помещен шестеренный масляный насос) или устройства для охлаждения (например, змеевик с охлаждающей водой в корпусе червячного редуктора).
Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания конкретного назначения. Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т. д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические и т. д.); относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью и т. д.).
В настоящем задании мы рассмотрим проектирование горизонтального цилиндрического редуктора.
Наибольшее
распространение в
Расчёт привода начинают с определения общего КПД кинематической схемы, общего передаточного числа и выбора электродвигателя.
КПД пары конических зубчатых
колес ŋ1=0,97; коэффициент, учитывающий
потери пары подшипников качения, ŋ2=0,99
[1, стр.5];
Общий КПД привода:
ŋ= ŋ1·ŋ2·ŋ2 = 0,97·0,99·0,99= 0,95.
Требуемая мощность электродвигателя:
Согласно таблицы
Номинальная частота вращения
nдв = nc ·(1-s/100) = 1000·(1-0,023) = 1465,5
об/мин,
а угловая скорость: ωдв = = 153,4 рад/с
Проверим общее передаточное отношение:
i = = = 3,26.,что можно признать приемлемым, так как оно находится между 2 и 6. Частные передаточные числа можно принять: для редуктора по ГОСТ 2185—66 up = 3,15 [1, стр.36].
Уточненная скорость тихоходного (ведомого) вала
Частоты вращения и угловые скорости валов редуктора:
Вал | n об/мин | T,H*M | |
1 | 1465,5 | 153,4 | 90,5 |
2 | 465 | 48,7 | 271,1 |
Вращающие
моменты:
на валу шестерни
T1
=
=
= 90,5 Н·м
на валу колеса
T2
= T1·up = 90,5·3,15·0,96 = 271,1 Н·м.
Выбираем материалы со средними механическими характеристиками:
для шестерни сталь
40Х, термическая обработка —
для колеса —
сталь 45, термическая обработка — улучшение,
твердость НВ 200. [1, стр.34, табл.3,3]
Допускаемые
контактные напряжения
где σHlimb
— предел контактной выносливости при
базовом числе циклов.
Для углеродистых сталей с твердостью
поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической
обработкой (улучшением):
σHlimb = 2·HB +70=2*230+70=530 МПа;
Cрок службы привода в часах
Число циклов нагружений зубьев колеса
Базовое число циклов для материала колеса
Коэффициент долговечности
<1
KHL — коэффициент
долговечности; при числе циклов нагружения
больше базового, что имеет место при длительной
эксплуатации редуктора, принимают КHL
= 1; коэффициент безопасности [SH]
= 1,1.
Для косозубых колес расчетное
допускаемое контактное напряжение по
формуле [1, стр.35]
[σH]
=0,45·([σH1] + [σH2]);
для шестерни:
[σH1]
=
для колеса:
[σH2] =
=
= 427,3 (МПа);
Тогда расчетное
допускаемое контактное напряжение
[σH] = 0,45·(482 + 427) = 409 (МПа).
Требуемое
условие [σH] ≤ 1,23 [σH2]
выполнено.
Выбор
коэффициента ширины венца и межосевое
расстояние
Коэффициент КHβ, примем равным
КHβ = 1,15 для симметричного расположение
колес относительно опор. [1, стр.32, табл.3,1]
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию ψba = = 0,4.
Межосевое расстояние из условия контактной прочности активной поверхности зубьев рассчитываются по формуле [1, стр.32, Ф.3,7],:
aw
=
=
=142,8(мм).
где для косозубых колес Ка = 43, а передаточное число нашего редуктора
u =3,15
Ближайшее
значение межосевого расстояния
по ГОСТ 2185-66 aw
= 140ММ
Нормальный
модуль зацепления
Нормальный
модуль зацепления принимаем
до следующей рекомендации:
mn = (0.01
0.02)·аw = (0.01
0.02)·140 = 1,4÷2,8 (мм);
принимаем по ГОСТ
9563-60* mn = 2 мм
Примем предварительно угол
= = 33,2.
Принимаем Z1=33;
Z2 = = 33,2 *3.15=103.95.
Принимаем Z2=104;
Уточненное
значение угла наклона зубьев:
β = 11º88`
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
d1 = = = 67.45 (мм);
d2 =
=
= 212.55 (мм)
Проверка:
аw =
=
= 140 (мм);
диаметры вершин
зубьев:
da1 = d1 + 2·mn = 67.45 + 2 *2= 71.45(мм);
da2 = d2 + 2·mn = 212.55 + 2·2 =
216.55 (мм);
Ширина колеса:
b2 = ψba·aw = 0,4·140 = 56 (мм);
Ширина шестерни:
b1 = b2 + 5 = 56 + 5 = 61(мм).
Определяем коэффициент
ширины шестерни по диаметру:
ψbd =
=
= 0.9
Окружная скорость колес и
степень точности передачи:
ν =
=
= 5,2 (м/c).
При такой скорости для
Проверочный
расчет зубьев на контактную прочность:
Коэффициент нагрузки:
KH = KHβ·KHα·KHν.
При твердости НВ ≤ 350 и симметричном
расположении колес
Таким образом:
KH = 1,04·1,09·1,01 = 1,145
Проверка контактных
напряжений по формуле:
σH
=
Условие выполнено.
Силы, действующие в зацеплении [1, стр.158]:
Окружная: Ft = = = 2683,5 (H);
Радиальная:
Fr =
=
=998,1(H);
Осевая: Fa = Ft· tg b`=564,5(H).
Проверочный расчет на контактную статическую
прочность при пиковой нагрузке.
Расчетные контактные
напряжения
МПа
Допускаемое контактное напряжение при действии пиковой нагрузки для стальных колец с улучшением
Где предел текучести для стали 45 и диаметра заготовки свыше 120 мм
Условие прочности
выполняется.
Проверка
зубьев на выносливость по
напряжениям изгиба