Одноступенчатый редуктор

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи. Указанные механизмы являются наиболее распространенной тематикой курсового проектирования.

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка.doc

— 667.00 Кб (Скачать)

Введение

    Редуктором  называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный  в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи. Указанные механизмы являются наиболее распространенной тематикой курсового проектирования.

        Назначение редуктора — понижение  угловой скорости и соответственно  повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.

         Редуктор состоит из корпуса  (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи — зубчатые колеса, валы, подшипники и т. д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников (например, внутри корпуса редуктора может быть помещен шестеренный масляный насос) или устройства для охлаждения (например, змеевик с охлаждающей водой в корпусе червячного редуктора).

         Редуктор проектируют либо для  привода определенной машины, либо  по заданной нагрузке (моменту  на выходном валу) и передаточному  числу без указания конкретного назначения. Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т. д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические и т. д.); относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью и т. д.).

      В настоящем задании мы рассмотрим проектирование горизонтального цилиндрического редуктора.

     

I. Выбор электродвигателя  и кинематический  расчет

 

     Наибольшее  распространение в промышленности получили трёхфазные асинхронные двигатели  с короткозамкнутым ротором. Эти  двигатели просты в конструкции и обслуживании, надёжны в эксплуатации, имеют небольшую стоимость.

     Расчёт  привода начинают с определения  общего КПД кинематической схемы, общего передаточного числа и выбора электродвигателя.

    КПД пары конических зубчатых  колес ŋ1=0,97; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, ŋ2=0,99 [1, стр.5];  

    Общий  КПД привода:

       ŋ= ŋ1·ŋ2·ŋ2 = 0,97·0,99·0,99= 0,95.

    Требуемая  мощность электродвигателя:

  

 кВт.

     Согласно таблицы электродвигателей выбираем по требуемой мощности Рдв = 13,88 кВт с учетом возможностей привода, состоящего из цилиндрического редуктора, выбираем электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 1500 об/мин 4А160S4 , с параметрами Рдв = 15 кВт и скольжением s = 2,3% (ГОСТ 19523—81). [1, стр.390] 

    Номинальная  частота вращения

       nдв = nc ·(1-s/100) = 1000·(1-0,023) = 1465,5 об/мин, 

 а угловая  скорость:       ωдв = = 153,4 рад/с

    Проверим общее передаточное отношение:

       i = = = 3,26.,что можно признать приемлемым, так как оно находится между 2 и 6. Частные передаточные числа можно принять: для редуктора по ГОСТ 2185—66 up = 3,15 [1, стр.36].

        Уточненная скорость тихоходного (ведомого) вала

     

       
 
 
 
 

       Частоты вращения и угловые скорости валов редуктора:

Вал n об/мин
T,H*M
1 1465,5 153,4 90,5
2 465 48,7 271,1
 

    
 
 

 Вращающие  моменты: 

на валу шестерни

       T1 = = = 90,5 Н·м 

на валу колеса 

       T2 = T1·up = 90,5·3,15·0,96 = 271,1 Н·м. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Расчет зубчатых колес редуктора

Выбираем  материалы со средними механическими  характеристиками:

для шестерни сталь 40Х, термическая обработка — улучшение, твердость НВ 270;

для колеса —  сталь 45, термическая обработка — улучшение, твердость  НВ 200. [1, стр.34, табл.3,3] 

    Допускаемые  контактные напряжения рассчитываем  по формуле:

      

где σHlimb — предел контактной выносливости при базовом числе циклов.                                         

 

    Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением): 

      σHlimb = 2·HB +70=2*230+70=530 МПа;

Cрок службы привода в часах

Число циклов нагружений зубьев колеса

Базовое число  циклов для материала колеса

Коэффициент долговечности

<1

KHL — коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают КHL = 1; коэффициент безопасности [SH] = 1,1. 

    Для косозубых колес расчетное  допускаемое контактное напряжение по формуле [1, стр.35] 

     [σH] =0,45·([σH1] + [σH2]); 

для шестерни:

H1] =

=
= 482 (МПа);

      для колеса:

      [σH2] = =   = 427,3 (МПа); 

Тогда расчетное  допускаемое контактное напряжение 

      [σH] = 0,45·(482 + 427) = 409 (МПа). 

    Требуемое  условие [σH]  ≤ 1,23 [σH2] выполнено. 

      Выбор коэффициента ширины венца и межосевое  расстояние 

    Коэффициент К, примем равным К = 1,15 для симметричного расположение колес относительно опор. [1, стр.32, табл.3,1]  

    Принимаем для косозубых колес  коэффициент ширины венца по  межосевому расстоянию ψba = = 0,4.    

Межосевое расстояние из условия контактной прочности активной поверхности зубьев рассчитываются по формуле [1, стр.32, Ф.3,7],:

  

     aw = =142,8(мм). 

где для  косозубых колес Ка = 43, а передаточное число нашего редуктора

u =3,15

Ближайшее  значение  межосевого  расстояния по ГОСТ 2185-66 aw = 140ММ 

      Нормальный  модуль зацепления 

 Нормальный  модуль зацепления принимаем  до следующей рекомендации:                                        

        mn = (0.01 0.02)·аw = (0.01 0.02)·140 = 1,4÷2,8 (мм); 

принимаем по ГОСТ 9563-60* mn = 2 мм  

    Примем предварительно угол наклона  зубьев β = 10° и определим  числа зубьев шестерни и колеса: 

       = = 33,2.

Принимаем Z1=33;

   

     Z2 = = 33,2 *3.15=103.95.

    Принимаем  Z2=104;

    Уточненное  значение угла наклона зубьев: 

      

         

             β = 11º88` 

    Основные размеры шестерни и колеса: 

диаметры делительные:

 

       d1 = = = 67.45 (мм);

 

       d2 = = = 212.55 (мм) 

    Проверка:

 

       аw = =   = 140 (мм); 
 

диаметры вершин зубьев: 

      da1 = d1 + 2·mn = 67.45 + 2 *2= 71.45(мм); 

       da2 = d2 + 2·mn = 212.55 + 2·2 = 216.55 (мм); 

Ширина колеса:  

       b2 = ψba·aw = 0,4·140 = 56 (мм); 

Ширина шестерни: 

       b1 = b2 + 5 = 56 + 5 = 61(мм). 

Определяем коэффициент  ширины шестерни по диаметру: 

        ψbd = =   = 0.9 
 

    Окружная скорость колес и  степень точности передачи: 

      ν = = = 5,2 (м/c). 

    При такой скорости для косозубых  колес следует принять 8-ю степень точности [1, стр.32]. KHν  =1-1,05 

   Проверочный расчет зубьев на контактную прочность: 

Коэффициент нагрузки:

 

      KH = K·K·K.      

    При твердости НВ ≤ 350 и симметричном  расположении колес относительно  опор К = 1,04. При ν = 5,2 м/с и 8-й степени точности К = 1,09. Для косозубых колес при ν > 5 м/с имеем K = 1,01. [1, стр.38] 

Таким образом: 

      KH = 1,04·1,09·1,01 = 1,145

Проверка контактных напряжений по формуле: 

σH =

=
= 385,36 (МПа) < [σH]

      Условие выполнено. 

     Силы, действующие в зацеплении [1, стр.158]:

   

   Окружная: Ft = =   = 2683,5 (H);

  

   Радиальная: Fr = = =998,1(H); 

   Осевая: Fa = Ft· tg b`=564,5(H).

  Проверочный расчет на контактную статическую прочность при пиковой нагрузке. 
 
 
 

Расчетные контактные напряжения 

       МПа

Допускаемое контактное напряжение при действии пиковой  нагрузки для стальных колец с улучшением

Где предел текучести  для стали 45 и диаметра заготовки  свыше 120 мм

Условие прочности  выполняется. 

 Проверка  зубьев на выносливость по  напряжениям изгиба 

Информация о работе Одноступенчатый редуктор