Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:29, реферат
План положений механизма является основой для построения кинематических диаграмм линейного перемещения ползуна, или углового перемещения звена. Построение плана положений механизма выполняется в масштабе ml. Схема механизма выполнена в масштабе М 1:1, следовательно, ml = 0,01 м/мм. В этом масштабном коэффициенте вычерчивается кинематическая схема механизма
1
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
МЕХАНИЗМА
Число степеней свободы механизма определяем по формуле П. Л. Чебышева:
где n - число подвижных звеньев механизма;
p5 - число кинематических пар пятого класса;
p4
- число кинематических пар четвертого
класса.
В исследуемом механизме n=5, p5=7, p4=0, т.е.
Следовательно, исследуемый механизм имеет одно, начальное звено и все звенья совершают вполне определённые движения.
Определим класс механизма. Класс механизма определяется высшим классом группы Ассура, входящей в состав механизма. Отделение групп начинается с самой удалённой от начального звена. Отделяем группу второго класса второго вида со звеньями 4 и 5.
Затем отделяем группу второго класса первого вида со звеньями 2 и 3.
В
результате отделения остаётся механизм
первого класса, в состав которого
входит начальное звено 1 и стойка
0.
Формула строения механизма имеет вид:
I (0, 1) | → II (2, 3) |
→ II (4, 5) |
Таким образом, механизм относится ко II классу.
2 КИНЕМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
2.1
Построение плана
положений механизма
План
положений механизма является основой
для построения кинематических диаграмм
линейного перемещения ползуна, или углового
перемещения звена. Построение плана положений
механизма выполняется в масштабе ml.
Схема механизма выполнена в масштабе
М 1:1, следовательно, ml = 0,01 м/мм.
В этом масштабном коэффициенте вычерчивается
кинематическая схема механизма. На траектории
точки В звена CD находим её крайнее положение.
Для этого из точки О радиусом OВ0
= OА + АВ делаем одну засечку на линии y-y
и определяем правое крайнее положение,
а радиусом OВ6 = АВ - OА другую засечку
– левое крайнее положение. Точки В0
и В6 будут крайними положениями
звена CD. За нулевое положение принимается
правое крайнее положение ползуна 5, а
вращение кривошипа – против часовой
стрелки. Начиная с нулевого положения
кривошипа детали делим траекторию точки
А на 12 равных частей и методом засечек
находим остальные положения звеньев
механизма. Для каждого положения находим
точки S2 и S3, соединив последовательно
все положения точки S, мы получим шатунные
кривые.
2.2 Построение планов скоростей
Определение
скоростей точек звеньев
где w1 - угловая скорость кривошипа, рад/с;
lOA - длина звена ОА, м,
n1
- частота вращения кривошипа, об/мин.
Подставим значения из задания:
Скорость точки А будет одинаковой для всех положений механизма. Масштабный коэффициент плана скоростей выбираем стандартным. Вектор pa, изображающий скорость точки А, имеет длину не менее 50-70 мм.
Построим вектор pa это перпендикуляры кривошипу ОА, направлен в сторону его вращения.
Определим скорость точки В, принадлежащей группе Ассура (2, 3). Рассмотрим движение точки В по отношению к точке А, а затем по отношению к точке С (принадлежащей неподвижному звену). Запишем векторные уравнения, которые решаются графически:
Скорость точки S2 и определяем по теории подобия:
Откуда:
Следовательно:
Скорости точек, принадлежащих группе Ассура (2, 3) определены.
Переходим к построению плана скоростей для группы (4, 5). Рассмотрим движение точки E относительно точки D, а затем по отношению к точке E0, принадлежащей неподвижной направляющей. Запишем два векторных уравнения, которые решим графически:
Согласно
первому уравнению через точку
d плана скоростей проводим прямую перпендикулярную
к ED, а для решения второго уравнения необходимо
через полюс р провести прямую параллельную
направляющей х-х. На пересечении этих
линий будет находиться точка e. Величины
скоростей определим, умножая длины векторов
на μv, получим:
Скорость центра масс S4 звена 4 определим по теореме подобия.
Откуда:
Следовательно:
Определим
угловые скорости звеньев из уравнений:
В
указанной последовательности производятся
построения планов для всех 12 положений
механизма. Причём векторы, выходящие
из полюса р, изображают абсолютные
скорости точек, а отрезки соединяющие
концы этих векторов – относительные
скорости точек.
Вычисленные
таким образом значения заносим
в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 - Данные графических построений планов скоростей
Va | Vba | Vd | Ved | Ve | Vb | Vs2 | Vs3 | Vs4 | ω1 | ω2 | ω3 | ω4 | |
0 | 12,06 | 12,06 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6,03 | 0 | 0 | 50,26 | 30,15 | 0,0 | 0,0 |
1 | 12,06 | 35,12 | 71,28 | 29,12 | 73,96 | 31,4 | 16,04 | 35,64 | 70,92 | 50,26 | 87,8 | 54,0 | 48,5 |
2 | 12,06 | 18,16 | 66,28 | 30,8 | 49,68 | 29,2 | 20,36 | 33,12 | 56,52 | 50,26 | 45,4 | 50,2 | 51,3 |
3 | 12,06 | 10,84 | 3,06 | 2,24 | 1,22 | 1,36 | 6,66 | 1,54 | 2,04 | 50,26 | 27,1 | 2,3 | 3,7 |
4 | 12,06 | 13,68 | 5,54 | 3,88 | 2,44 | 2,44 | 5,38 | 2,76 | 3,8 | 50,26 | 34,2 | 4,2 | 6,5 |
5 | 12,06 | 13,52 | 9,48 | 5,76 | 5,42 | 4,18 | 5,98 | 4,74 | 7,16 | 50,26 | 33,8 | 7,2 | 9,6 |
6 | 12,06 | 12,2 | 13,48 | 6,58 | 9,76 | 5,94 | 7,3 | 6,74 | 11,3 | 50,26 | 30,5 | 10,2 | 11,0 |
7 | 12,06 | 9,96 | 18,32 | 6,24 | 15,88 | 8,08 | 8,98 | 9,16 | 16,86 | 50,26 | 24,9 | 13,9 | 10,4 |
8 | 12,06 | 7,06 | 23,52 | 3,62 | 22,74 | 10,36 | 10,68 | 11,76 | 23,06 | 50,26 | 17,65 | 17,8 | 6,0 |
9 | 12,06 | 3,92 | 27,38 | 2,04 | 27,54 | 12,06 | 11,9 | 13,78 | 27,44 | 50,26 | 9,8 | 20,7 | 3,4 |
10 | 12,06 | 0,64 | 27,84 | 8,98 | 28,36 | 12,26 | 12,16 | 13,92 | 27,74 | 50,26 | 1,6 | 21,1 | 15,0 |
11 | 12,06 | 3,6 | 19,78 | 11,24 | 21,44 | 9,62 | 10,76 | 9,9 | 19,86 | 50,26 | 9 | 15,0 | 18,7 |
Направление угловой скорости звена
АB определится, если вектор аb
перенести относительно точки А параллельно
самому себе в точку B на схеме механизма
и установить направление вращения звена
АB относительно точки А под действием
этого вектора.
2.3
Построение планов ускорений
Последовательность построения плана ускорений также определяется строением механизма. Вначале найдём ускорение ведущей точки А. При ω1 = const начального звена, точки А и B имеют только нормальное ускорение:
Ускорение точки А изобразим на плане ускорений вектором πа, который направлен по звену ОА от точки А к точке О. Масштабный коэффициент выбираем стандартным и таким, чтобы длина вектора πа была в пределах 50 – 80 мм.
Вектор πа и есть план ускорений начального звена ОА. Теперь построим план ускорений группы (2, 3). Рассмотрим движение точки B относительно А и точки C.
Ускорение точки B определяется графическим решением следующих двух уравнений:
где аBAn - нормальное ускорение точки B по отношению к точке А;
аBAτ
- тангенциальное ускорение точки B по
отношению к точке А;
В первом уравнении нормальное ускорение аBАn направлено по шатуну АB (от точки B к А). Величина ускорения:
Тангенциальное ускорение аBАτ перпендикулярно к звену и определяется из построения плана ускорений.
В соответствии с первым уравнением на плане ускорений через точку а проводим прямую, параллельную звену АB и откладываем на ней в направлении от точки B к точке А вектор аn1, представляющий в масштабе μа ускорение аBAn.
Через точку n1 проводим прямую в направлении вектора тангенциального ускорения аBАτ перпендикулярно звену АB.
В соответствии со вторым уравнением через полюс π и совпадающую с ним точку C проводим прямую аBCn в направлении ускорения параллельно звену BC. Величина ускорения:
Тангенциальное ускорение аBСτ перпендикулярно к звену и определяется из построения плана ускорений.
Точка пересечения этих прямых даст точку b, определяющую конец вектора абсолютного ускорения точки B.
Ускорение центра масс S2 звена AB определяется из пропорции:
Тогда ускорение точки S2 найдём по формуле:
А сейчас определим ускорения точек звеньев 5 и 4. Запишем два векторных уравнения, рассматривая движение точки E относительно точки D и по отношению к точке D0.
Через точку n4 проводим прямую в направлении вектора тангенциального ускорения аEDτ перпендикулярно звену ED.
В соответствии со вторым уравнением через полюс π и совпадающую с ним точку E0 проводим прямую в направлении ускорения аEEo параллельно направляющей x-x. Точка пересечения этих прямых даст точку e, определяющую конец вектора абсолютного ускорения точки E.
Ускорение центра масс S4 звена ED определяется с помощью теоремы подобия.