Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель работы: создание компьютерных слайд-фильмов для уроков технологии по теме «Конструирование и моделирование швейных изделий», способствующие повышению качества обучения школьниц 5-7 классов.
Введение
Глава 1. Теоретические основы создания современных электронных слайд-фильмов для использования в учебном процессе
1.1 Компьютерные слайд-фильмы в учебном процессе
1.2 Возможности использования компьютерных слайд – фильмов при изучении темы «Конструирование и моделирование швейных изделий»
1.3 Создание компьютерных слайд фильмов на основе Шаблона оформления
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая часть работы
Разработка компьютерных слад-фильмов по теме «Конструирование и моделирование швейных изделий»
2.1 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование фартука»
2.2 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование ночной сорочки»
2.3 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование юбки»
2.4 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование рубашки»
Заключение
Список литературы
Основными элементами композиции являются: пропорции, силуэт, цвет и различные виды отделок.
Пропорции – это соотношения частей изделия по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем рукавов, воротника, деталей отделки (оборок, складок и т.д.) влияют на зрительное восприятие фигуры человека в этой одежде, на мысленную оценку ее соразмерности.
Цвет – одно из самых выразительных средств. При создании любой модели обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые теплые тона как бы приближают и увеличивают предмет, но в то же время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.
Все части по величине, форме, цветы, пропорциям, отделке должны быть уравновешены, соответствовать, «не спорить» между собой. Не следует перегружать изделие повторами линий, деталей, отделок; в то же время, если какой-то элемент использован однажды, ему требуется «ответ». Например, при круглом воротнике карманы и манжеты должны быть тоже закругленными. Или, если в изделии присутствует контраст черного и белого, его очень оживит третий цвет, точно подобранный и в небольшом количестве и т.д.
Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить себе изделие в пространстве, знать основы художественного моделирования и уметь выполнять некоторые приемы технического моделирования.
Основные элементы технического моделирования:
1) изменение длины изделия;
2) изменение формы выреза горловины;
3) изменение длины, ширины рукава.
2.1 Компьютерные
слайд - фильмы по теме «
В 5 классе в разделе «Конструирование швейных изделий с элементами моделирования» на тему «Конструирование фартука» отводится 2ч. И на тему «Моделирование фартука» - 2ч;
Разработанные
компьютерные слайд – фильмы помогут
учителю технологии ознакомить учащихся
с приёмами художественного
Слайды №2-№5 содержат основные теоретические сведения по теме конструирование фартука, которые учащиеся должны будут зафиксировать у себя в рабочей тетради по технологии.
На слайде №6
показаны мерки, используемые в процессе
построения чертежа фартука с
нагрудником.
Мерки №
п/п Условные обозначение Наименование участков Типовой фигуры, см Свои мерки
см
1 Дн Длина нагрудника 15
2 Днч Длина нижней части 35
3 Ст Полуобхват талии 31
3 СБ Полуобхват
бедер 40
На слайде №7 показаны последовательность и метод измерения размерных признаков, их условные обозначения. Даны абсолютные величины измерений для размера 152 – 76 и припуски на свободное облегание с их условными обозначениями и абсолютными величинами.
На слайдах № 8 – 12 предоставлен расчет и построение чертежа основы конструкции фартука. Слайды разработаны в виде инструкционной карты и содержат следующие графы:
1.
Наименование отрезков и точек
(в этой графе указывают
2.
Условные обозначения (они
3.
Расчетные формулы (они
4.
Расчет (в этой графе располагаются
итоговые цифровые расчеты
Построение №
п/п Буквенное обозначение Название участков Расчётная формула Расчёт
1 В Построить прямой угол в точки В
2 Вн Длина фартука Дн+Днч 50
3 Вт Длина нагрудника Дн 15
4 ВВ1 Ширина нагрудника Сб:2+6 26
5 ВНН1В1 Построить прямой угол
6 ТТ1ВВ1 Линия талии
Построение нагрудника
7 ВВ2 Ширина верхнего среза 7
8 ТТ2 Ширина нижнего среза ВВ2+1,5 8,5
9 В2Т2 Боковая линия
Построение кармана
10 ТК Положение кармана 7
11 К1К3=К4К2 Карман 15
12 Обвести контур нагрудника, нижней части, кармана
Построение пояса
13 ПП1 Ширина пояса 5
14 ПП2 Длина пояса Ст+30 61
15 ПП2П3П1 Построить прямоугольник и обвести его
Построение бретели
16 ББ1 Ширина бретели 5
17 ББ2 Длина бретели 50
18 ББ2Б3Б1 Построить
прямоугольник и обвести его
На тему «Моделирование фартука» отводится 2 ч.
Цель темы: ознакомить учащихся с понятием «моделирование», с приёмами моделирования; сформировать навыки по моделированию фартука, развить творческие способности; воспитать аккуратность, внимательность; привить эстетический вкус. Составленный нами слайд-фильм по моделированию фартука поможет учителю в проведении урока (Приложение 2).
На слайдах № 3 – 4 показано моделирование нижней части фартука и кармана.
Расположение
карманов по лини низа рекомендуется
производить в укороченных
А на слайдах № 6 - 8 – моделирование фартука без нагрудника и цельнокроеного фартука.
Все разновидности фартуков разрабатываются на основе одной конструктивной основе с внесением модельных особенностей. К ним относятся: изменение размера и формы карманов, вертикальное и горизонтальное членение нижней части фартука, расположение кармана в нагрудной части.
Технология обработки
изделий предусматривает
Любая из моделей может быть усложнена отделочными деталями, например, накладным карманом в форме яблока, цветка, листа и т.п., или за счет изменения формы линии низа фартука (с закругленными углами или в форме угла, с фестонами и т.д.).
К усложнению изделий приводит использование различных видов отделок – аппликаций, вышивок, рюшей, воланов, кружев, кантов и т.д.
Например, для модели фартука, у которой линия низа выполнена в форме угла, необходимо от линии низа отложить 4-8 см по линии бокового края и полученную точку соединить с серединой фартука. В этом случае нижний край кармана должен быть оформлен «углом».
Конспект урока
Класс: 5 кл.
Тема: Моделирование фартука
Цели: 1. Образовательная – способствовать формированию понятия «моделирование» и знаний по композиции в одежде;
2. Воспитательная – прививать эстетический вкус, аккуратность при выполнении заданий.
3. Развивающая – формировать умение работать с лекалами, создавать новые модели фартуков.
Методы и проведение урока: беседа, объяснение, проблемная ситуация, сам. работа, работа с карточками и с учебниками, методические наглядности.
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Материально-техническое оснащение:
1. Шаблоны выкроек 1:2 – 1 шт.
1:4 – 12 шт.
2. Шаблоны фигур девочек
3. Таблицы – «Чертеж фартука»
- детали выкройки фартука
- изменение формы нагрудника
- изменение формы кармана
4. Таблицы с проблемными заданиями
5. Учебник технологии для 5 кл. 1998г.
6. Таблица «Цветовой круг»
7. Цветная бумага, ножницы
Литература:
1. Л.В.Мельникова Методика трудового обучения. М.,1985
2. Программа трудового обучения (технология) М.,1997
3. Учебник Технология 5 кл.
Тип урока: комбинированный
Ход урока: Этапы: Деятельность учителя: Деятельность учеников:
1. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка посещаемости.
1.3. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, садитесь.
2. Повторение
пройденного материала.
1) Какими буквами обозначаются точки на чертеже фартука, что они обозначают?
2) По какой
формуле рассчитывается
3) Из каких деталей состоит фартук? (показать таблицу «Детали») - Т – талия, Н – низ изделия
ВВ1=Сб:2+6
- нижняя часть, нагрудник, карманы, бретель, пояс.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
3.1. Сообщение новой темы.
3.3. Раскрытие цели урока. - Тема нашего сегодняшнего урока «Моделирование фартука».
Сегодня на уроке вы ознакомитесь с понятием и правилами моделирования, научитесь создавать модели и выполнять конструктивные линии на чертеже. Работу на уроке вы должны проделывать четко, быстро и аккуратно. Все это будет учитываться при выставлении оценок за урок.
4. Изучение нового материала.
4.1. Запись в тетрадь.
4.2. Демонстрация образцов фартуков. Объяснение деталей.
4.3. Демонстрация тесьмы.
Демонстрация цветового круга.
.4. Компьютерные слайд - фильмы По основному чертежу, что вы начертили у себя в тетради и на ватманах можно сшить фартук только самого простого фасона. Для выполнения более сложной модели необходимо определенным образом изменить форму деталей, подумать об использовании отделки.
Изменение формы деталей одежды и их художественное оформление (отделка вышивкой, тесьмой, тканью другого цвета и др.) называют моделированием.
Напоминаю, что фасон производственной одежды зависит от назначения. При моделировании необходимо учитывать:
1) единство формы, т.е. если карман скругленной формы значит, и нижняя часть фартука и нагрудника должна быть скругленной формы.
2) единство отделки,
т.е. нельзя применять сразу
несколько видов отделки (
3) цветовое сочетание.
Так с помощью цветного круга
вы сможете определить
Демонстрация слайд – фильмов по данной теме. Записывают в тетрадь.
5. таблица «Виды фартука» на доске.
Задаю вопросы.
5.1. Моделирование
5.2. Вводный инструктаж. 1) Какие детали фартуков имеют одинаковую форму деталей?
2) Что общего между фартуками и чем они отличаются? (таблица на доске)