Использование компьютерных слайдов на уроках технологии при изучении темы "Конструирование и моделирование швейных изделий"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: создание компьютерных слайд-фильмов для уроков технологии по теме «Конструирование и моделирование швейных изделий», способствующие повышению качества обучения школьниц 5-7 классов.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы создания современных электронных слайд-фильмов для использования в учебном процессе

1.1 Компьютерные слайд-фильмы в учебном процессе

1.2 Возможности использования компьютерных слайд – фильмов при изучении темы «Конструирование и моделирование швейных изделий»

1.3 Создание компьютерных слайд фильмов на основе Шаблона оформления

Выводы по первой главе

Глава 2. Практическая часть работы

Разработка компьютерных слад-фильмов по теме «Конструирование и моделирование швейных изделий»

2.1 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование фартука»

2.2 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование ночной сорочки»

2.3 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование юбки»

2.4 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование рубашки»

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Использование компьютерных слайд.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Основными элементами композиции являются: пропорции, силуэт, цвет и различные виды отделок.

Пропорции –  это соотношения частей изделия  по величине между собой и в  сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем  рукавов, воротника, деталей отделки (оборок, складок и т.д.) влияют на зрительное восприятие фигуры человека в этой одежде, на мысленную оценку ее соразмерности.

Цвет – одно из самых выразительных средств. При создании любой модели обязательно  учитываются свойства цвета. Светлые, чистые теплые тона как бы приближают и увеличивают предмет, но в то же время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.

Все части по величине, форме, цветы, пропорциям, отделке  должны быть уравновешены, соответствовать, «не спорить» между собой. Не следует  перегружать изделие повторами линий, деталей, отделок; в то же время, если какой-то элемент использован однажды, ему требуется «ответ». Например, при круглом воротнике карманы и манжеты должны быть тоже закругленными. Или, если в изделии присутствует контраст черного и белого, его очень оживит третий цвет, точно подобранный и в небольшом количестве и т.д.

Для создания новой  модели необходимо иметь немного  фантазии, чтобы представить себе изделие в пространстве, знать  основы художественного моделирования  и уметь выполнять некоторые  приемы технического моделирования.

Основные элементы технического моделирования:

1) изменение  длины изделия; 

2) изменение  формы выреза горловины; 

3) изменение  длины, ширины рукава.

2.1 Компьютерные  слайд - фильмы по теме «Конструирование  и моделирование фартука» 

В 5 классе в разделе  «Конструирование швейных изделий  с элементами моделирования» на тему «Конструирование фартука» отводится 2ч. И на тему «Моделирование фартука» - 2ч;

Разработанные компьютерные слайд – фильмы помогут  учителю технологии ознакомить учащихся с приёмами художественного конструирования, сформировать знания по расчёту для построения, по нанесению конструктивных линий, выполнять выкройку по пространственному воображению; приучить их к точности, аккуратности при выполнении расчётов и построение чертежа (приложение 1).

Слайды №2-№5 содержат основные теоретические сведения по теме конструирование фартука, которые учащиеся должны будут зафиксировать у себя в рабочей тетради по технологии.

На слайде №6 показаны мерки, используемые в процессе построения чертежа фартука с  нагрудником.  

Мерки № 

п/п  Условные обозначение  Наименование участков  Типовой фигуры, см  Свои мерки

см 

1  Дн  Длина нагрудника   15  

2  Днч  Длина нижней части   35  

3  Ст  Полуобхват талии   31  

3  СБ  Полуобхват бедер   40   

На слайде №7 показаны последовательность и метод  измерения размерных признаков, их условные обозначения. Даны абсолютные величины измерений для размера 152 – 76 и припуски на свободное облегание с их условными обозначениями и абсолютными величинами.

На слайдах  № 8 – 12 предоставлен расчет и построение чертежа основы конструкции фартука. Слайды разработаны в виде инструкционной карты и содержат следующие графы:

1.         Наименование отрезков и точек  (в этой графе указывают конструктивные  участки и линии чертежа, их  направление и расположение относительно  каких-либо точек);

2.         Условные обозначения (они отражаются  в буквенных обозначениях русского  алфавита, принятых в промышленной  терминологии в соответствии  с государственными стандартами);

3.         Расчетные формулы (они показывают, как производить расчет для определения конструктивных участков и точек);

4.         Расчет (в этой графе располагаются  итоговые цифровые расчеты конструктивных  участков чертежа, выраженные  в сантиметрах) 

Построение № 

п/п  Буквенное обозначение  Название участков  Расчётная формула  Расчёт  

1  В  Построить прямой угол в точки В     

2  Вн  Длина фартука  Дн+Днч  50   

3  Вт  Длина нагрудника  Дн  15   

4  ВВ1  Ширина нагрудника  Сб:2+6  26   

5  ВНН1В1  Построить прямой угол     

6  ТТ1ВВ1  Линия талии     

        Построение нагрудника    

7  ВВ2  Ширина верхнего среза   7   

8  ТТ2  Ширина нижнего среза  ВВ2+1,5  8,5   

9  В2Т2  Боковая линия     

        Построение кармана    

10  ТК  Положение кармана   7   

11  К1К3=К4К2  Карман   15   

12   Обвести контур нагрудника, нижней части, кармана     

        Построение пояса    

13  ПП1  Ширина пояса   5   

14  ПП2  Длина пояса  Ст+30  61   

15  ПП2П3П1  Построить прямоугольник и обвести его     

        Построение бретели    

16  ББ1  Ширина бретели   5   

17  ББ2  Длина бретели   50   

18  ББ2Б3Б1  Построить прямоугольник и обвести его       
 

На тему «Моделирование фартука» отводится 2 ч.

Цель темы: ознакомить учащихся с понятием «моделирование», с приёмами моделирования; сформировать навыки по моделированию фартука, развить творческие способности; воспитать аккуратность, внимательность; привить эстетический вкус. Составленный нами слайд-фильм по моделированию фартука поможет учителю в проведении урока (Приложение 2).

На слайдах  № 3 – 4 показано моделирование нижней части фартука и кармана.

Расположение  карманов по лини низа рекомендуется  производить в укороченных фартуках (длина 30-35 см). глубина кармана берется  равной 15-17 см. длина входа в карман должна быть не менее 14-16 см, поэтому  по линии низа делают 2-3 кармана в зависимости от ширины фартука.

А на слайдах  № 6 - 8 – моделирование фартука  без нагрудника и цельнокроеного фартука.

Все разновидности  фартуков разрабатываются на основе одной конструктивной основе с внесением  модельных особенностей. К ним  относятся: изменение размера и формы карманов, вертикальное и горизонтальное членение нижней части фартука, расположение кармана в нагрудной части.

Технология обработки  изделий предусматривает выполнение работ, соответствующих программному материалу (обработка стачных швов, швов вподгибку с открытым и закрытым срезами).

Любая из моделей  может быть усложнена отделочными  деталями, например, накладным карманом в форме яблока, цветка, листа  и т.п., или за счет изменения формы  линии низа фартука (с закругленными  углами или в форме угла, с фестонами и т.д.).

К усложнению изделий  приводит использование различных  видов отделок – аппликаций, вышивок, рюшей, воланов, кружев, кантов и т.д.

Например, для  модели фартука, у которой линия  низа выполнена в форме угла, необходимо от линии низа отложить 4-8 см по линии бокового края и полученную точку соединить с серединой фартука. В этом случае нижний край кармана должен быть оформлен «углом».

Конспект урока 

Класс: 5 кл.

Тема: Моделирование  фартука 

Цели: 1. Образовательная  – способствовать формированию понятия «моделирование» и знаний по композиции в одежде;

2. Воспитательная  – прививать эстетический вкус, аккуратность при выполнении  заданий. 

3. Развивающая  – формировать умение работать  с лекалами, создавать новые модели  фартуков.

Методы и проведение урока: беседа, объяснение, проблемная ситуация, сам. работа, работа с карточками и с учебниками, методические наглядности.

Межпредметные связи: изобразительное искусство 

Материально-техническое  оснащение:

1. Шаблоны выкроек 1:2 – 1 шт.

1:4 – 12 шт.

2. Шаблоны фигур  девочек 

3. Таблицы –  «Чертеж фартука» 

- детали выкройки  фартука 

- изменение  формы нагрудника 

- изменение  формы кармана 

4. Таблицы с  проблемными заданиями 

5. Учебник технологии  для 5 кл. 1998г. 

6. Таблица «Цветовой круг»

7. Цветная бумага, ножницы 

Литература:

1. Л.В.Мельникова  Методика трудового обучения. М.,1985

2. Программа  трудового обучения (технология) М.,1997

3. Учебник Технология 5 кл.

Тип урока: комбинированный 

Ход урока: Этапы:  Деятельность учителя:  Деятельность учеников:

1. Организационный  момент.

1.1. Приветствие. 

1.2. Проверка  посещаемости.

1.3. Проверка  готовности к уроку.  - Здравствуйте, садитесь.  

2. Повторение  пройденного материала.  Вопросы к учащимся:

1) Какими буквами  обозначаются точки на чертеже фартука, что они обозначают?

2) По какой  формуле рассчитывается отрезок  ВВ1?

3) Из каких  деталей состоит фартук? (показать  таблицу «Детали»)  - Т – талия, Н – низ изделия

ВВ1=Сб:2+6

- нижняя часть,  нагрудник, карманы, бретель, пояс.

3. Подготовка  учащихся к восприятию нового  материала. 

3.1. Сообщение  новой темы.

3.3. Раскрытие  цели урока.  - Тема нашего сегодняшнего урока «Моделирование фартука».

Сегодня на уроке  вы ознакомитесь с понятием и правилами  моделирования, научитесь создавать модели и выполнять конструктивные линии на чертеже. Работу на уроке вы должны проделывать четко, быстро и аккуратно. Все это будет учитываться при выставлении оценок за урок.  

4. Изучение нового  материала. 

4.1. Запись в  тетрадь. 

4.2. Демонстрация образцов фартуков. Объяснение деталей.

4.3. Демонстрация  тесьмы.

Демонстрация  цветового круга.

.4. Компьютерные  слайд - фильмы  По основному чертежу, что вы начертили у себя в тетради и на ватманах можно сшить фартук только самого простого фасона. Для выполнения более сложной модели необходимо определенным образом изменить форму деталей, подумать об использовании отделки.

Изменение формы  деталей одежды и их художественное оформление (отделка вышивкой, тесьмой, тканью другого цвета и др.) называют моделированием.

Напоминаю, что  фасон производственной одежды зависит  от назначения. При моделировании  необходимо учитывать:

1) единство формы,  т.е. если карман скругленной  формы значит, и нижняя часть  фартука и нагрудника должна  быть скругленной формы.

2) единство отделки,  т.е. нельзя применять сразу  несколько видов отделки (тесьма, кружево, шитье).

3) цветовое сочетание.  Так с помощью цветного круга  вы сможете определить родственные  и контрастные цвета. Отделка  должна сочетаться в основном  тканью изделия, следует отметить, что отделка тесьмой с рисунком, пестрой тканью или вышивкой подходит к изделиям, выполненным из гладкокрашеной ткани, а изделием из ткани с рисунком лучше отделывать гладкокрашеной тканью или одноцветной тесьмой, которые должны сочетаться с цветом основной ткани. Для подбора цвета можно использовать цветовой круг.

Демонстрация  слайд – фильмов по данной теме.  Записывают в тетрадь.

5. таблица «Виды  фартука» на доске. 

Задаю вопросы.

5.1. Моделирование 

5.2. Вводный инструктаж.  1) Какие детали фартуков имеют одинаковую форму деталей?

2) Что общего  между фартуками и чем они  отличаются? (таблица на доске) 

Информация о работе Использование компьютерных слайдов на уроках технологии при изучении темы "Конструирование и моделирование швейных изделий"