Информационное обеспечение органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

ктуальность темы исследования. Обязательными предпосылками построения правового государства, создания демократической и эффективной системы управления делами страны, формирования передовой социально ориентированной экономики, подъема нации, образования, культуры являются информационный потенциал, отвечающий самым строгим меркам научно-технического прогресса.
Цель работы − исследование теоретических вопросов в области информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Объект исследования − информационное обеспечение власти.

Предмет исследования − основы информационного обеспечения органов исполнительной власти РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3

1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ………………5

1.1. Описание предметной области……………………………………………………5

1.2. Сущность, значение и особенности информационного обеспечения…………....... 9

1.3. Технология информационной деятельности………………………………………15

1.4. Информатизация органов исполнительной власти -

путь к эффективному управлению …………………………..…………………..19

1.5. Проблемы формирования информационной системы

органов исполнительной власти…………………………………………………..23

1.6. Пути совершенствования информационной системы……………………………..24

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В

РЕДАКТОРЕ MS Power Point …………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

изменён курсовик.doc

— 878.00 Кб (Скачать)

      Следует отметить, что уровень взаимодействия судебной власти и СМИ, в том числе  Интернета, пока не соответствует потребностям общества: "...складываются настороженные, а иногда и конфликтные отношения". С одной стороны, это объясняется позицией судов, склонных к информационной закрытости, а с другой - наличием поверхностных материалов, вытесняющих серьезные материалы, ориентированные на анализ вопросов правосудия, развитие гражданского оборота. Непрозрачность работы судов для СМИ и граждан, которые не всегда могут оперативно и беспрепятственно ознакомиться с решениями и приговорами, вынесенными и публично провозглашенными в судебном заседании, нарушает важные конституционные принципы публичности и гласности правосудия.

      Вступление  России в Совет Европы накладывает  на страну обязательства, связанные  с достижением международных  стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. В целях реализации принципа гласности судопроизводства в европейских странах все судебные процессы транслируются в Интернете в режиме реального времени (в прямом эфире). Любой желающий может следить за ходом разбирательства через персональный компьютер. Причем европейцы активно пользуются такой возможностью, особенно если это касается дел, получивших общественный резонанс. Очевидно, что о скорой реализации этой программы в России говорить пока не приходится. Но ориентироваться нужно на уровень, достигнутый в этом направлении в наиболее развитых странах.

      Таким образом, учитывая функциональную и  структурную стороны реформирования системы органов исполнительной власти, можно определить тенденции  изменения информационного обеспечения этих органов: структурная сторона перестройки системы органов исполнительной власти неизбежно влечет за собой изменение направленности потоков информации, функциональная сторона перестройки вызывает качественные изменения в поступающей информации.

      Информационное  обеспечение становится настолько  насущным условием функционирования любого субъекта государственной власти, что  позволяет говорить об "информационном статусе" субъектов как части  их общего статуса [2.25.с.97]. Информационный статус закрепляется нормами права как на федеральном, так и на республиканском уровнях и включает в себя содержание, виды и системы информации, права и обязанности в информационной сфере и т.д. Однако на сегодня правовое регулирование информационного статуса органов государственной власти весьма недостаточно. 

                    1.3. Технология информационной деятельности 

      Информационные  технологии - это комплекс объектов, действий и правил, связанных с  подготовкой, переработкой и доставкой  информации при персональной, масс-совой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие  перечисленные процессы. Новые информационные технологии позво-ляют использовать при работе с информацией компьютерную технику и телекоммуни-кационные средства связи. Внедрение НИТ существенно изменяет содержание различных видов деятельности, прежде всего управленческой, повышает эффективность управления, выводит на новый, более высокий уровень информационное обеспечение процессов принятия политико-административных решений в органах государственной власти.

      Порядок создания информационных технологий частично регулируется Законом от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" [2.26]. Обеспечение защиты интеллектуальной собственности в сфере использования информационных технологий осуществляется следующим образом. В сфере государственного управления используются программно-технические средства, имеющие соответствующие лицензии. Ответственность за выполнение данного требования несут федеральные органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ.

      Обеспечение использования лицензионных программно-технических  средств в деятельности федеральных  органов государственной власти должно осуществляться на основе:

      - ускоренной разработки отечественных  программно-технических средств  и их применения в государственных  информационных системах и ресурсах;

      - свободного распространения типовых  решений, разработанных в рамках  создания государственных информационных систем и ресурсов за счет средств федерального бюджета;

      - обеспечения открытости и возможности  анализа кода закупаемого готового  программного  обеспечения зарубежного  производства;

      - увеличения финансирования по  статьям бюджета, обеспечивающим возможность лицензионного сопровождения программно-технических средств для нужд федеральных органов государственной власти;

      - централизации проведения закупок  в сфере лицензионного программного  обеспечения в интересах федеральных  органов государственной власти;

      - инвентаризации используемого в  федеральных органах государственной  власти программного обеспечения,  результатов НИОКР, разработанных  за счет средств федерального  бюджета в научно-исследовательских  организациях;

      - закупки лицензионных программно-технических средств, соответствующих открытым стандартам взаимодействия.

      В целях повышения эффективности  работы в этой сфере в ежегодном  докладе об использовании современных  информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти предусматривается представление материалов об объемах применения лицензионных программно-технических средств, а также о выявленных фактах нарушения прав интеллектуальной собственности.

      Только  на федеральном уровне (Дума, Президент, Правительство, федеральные ведомства) ежегодно выпускается до 35000 документов нормативного характера. По данным, обнародованным на Совещании руководителей юридических служб федеральных органов государственной власти и их аппаратов, в России сейчас действует около полутора миллионов нормативных актов, включая акты субъектов Федерации. Порядок обязательного опубликования нормативных актов (ст. 15 Конституции РФ и другие документы) по различным причинам нарушается, реально публикуется не более 40% действующих документов, причем зачастую с большим опозданием. Остальное поступает по рассылке только государственным органам, причем не все и не всем. На ведомственном уровне существует тенденция ограничения доступа к собственной информации для прочих государственных органов и ее полного закрытия для негосударственных структур. Электронные справочно-правовые системы (Эталон, Контур, Кодекс, Гарант, КонсультантПлюс, всего их в России порядка 30), каждая в отдельности, не решают проблемы полного, оперативного, достоверного получения информации. Существующие методики оценки справочно-правовых систем указывают на орфографические и смысловые ошибки в текстах нормативно-правовых актов, от 3 до 18 ошибок на 100 страниц текста.

      В рамках создания единого мирового хозяйства  в настоящий момент закладывается

фундамент международной информационной магистральной  системы, в которой, как в зеркале, должны найти отражение все основные виды человеческой деятельности при  условии реализации принципа взаимного  доверия на мировом, государственном, региональном, местном уровнях.

      Инструментом  или фильтром для адекватного  представления видов человеческой деятельности в мировой информационной магистральной системе может  стать технология использования  мировых информационных ресурсов, количественный и качественный состав которой меняется с развитием информационно-лингвистических технологий. Для получения максимального положительного эффекта реализацию принципа взаимного доверия и задачи по определению зон риска необходимо совместить с технологией использования мировых информационных ресурсов.

      Доктрина  информационной  безопасности от 9 сентября 2000 г. [1.3] включила информационные технологии как третью составляющую (информационные ресурсы) национальных интересов в России в информационной сфере.

      В практике политико-административной деятельности довольно часто входной информационный поток не обрабатывается, и все  поступающие данные считаются "значимой" информацией. Отсюда – представление о входном потоке информации преимущественно как о "лавинообразном", не поддающемся охвату и осмыслению. Более того, руководителям при выработке решений зачастую умело преподносится "удобная" – хорошо вписывающаяся в сложившуюся ситуацию, "нужная" – для лоббирования личных интересов узкого круга лиц, – неполная, "желательная" информация, в результате чего и возникают административные и политические решения, не принимаемые, не понимаемые и не поддерживаемые гражданским обществом и даже – нелегитимные. В последние годы с подобными решениями россияне сталкивались неоднократно. Для того чтобы преградить путь потоку избыточных данных, необходимо определить информационные потребности управленческого персонала [2.23. с. 97].

      Информационная  потребность – динамически изменяющаяся система показателей. Однако при ее определении необходим разумный компромисс между широтой интересом пользователя и узкой специализацией его работы по выполнению возложенных на нею функций. К сожалению, на практике этот компромисс не только не достигается, но не рассматривается даже вопрос о том, может ли руководитель принять эффективное решение, используя ту информацию, которую ему представляют. [2.11. c.43]

      Дополнительные  сложности в процесс переработки  управленческой информации вносят и  излишние структурные подразделения  аппарата управления, порождающие избыточную информацию для внутренних потребностей.

      В настоящее время для информационного  потока в государственных структурах характерны дублирование сведений, отсутствие распределения второстепенных и  первоочередных сообщений, рассогласование в сроках и скорости поступления данных, что снижает степень их обработки. Кроме того, при обработке данных в органах государ-ственной власти, при подготовке информации для должностного лица всегда присутствует политический компонент, и этот фактор также нужно учитывать при формировании информационного потока. Ограниченные возможности человека, недоверие управленцев к некоторым данным (в первую очередь полученным с помощью компьютеров), умышленное введение фальсифицированных данных в информационный поток не позволяют на практике качественно переработать нужное количество данных в срок.

      Таким образом, основные функции информационной технологии управления в органах  государственной власти видятся  в следующем:

      1) обеспечение лица, принимающего  решение, достоверной и своевременной  информацией;

      2) осуществление качественного преобразования  информации, т.е. доведение ее до вида и объема, которые способен осмыслить человек;

      3) создание условий, при которых  руководитель может принимать  и реализовывать решения, основываясь  одновременно и на объективной  информации, и на факторах субъективного  характера – личном опыте, интуиции, мотивации, ценностях.

      Исполнение  этих функций позволит оптимизировать информационное обеспече-ние процесса политико-административного управления современной России.

      1.4.  Информатизация  органов исполнительной власти  - путь  к эффективному    

              управлению 

      Важнейшим фактором, определяющим эффективность  государственной власти, является уровень  ее информационного обеспечения, степень  оснащенности современными техническими, технологическими и телекоммуникационными системами. Основу информационного обеспечения органа государственной власти составляют информацион-ные ресурсы, под которыми понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах  [2.27. с.87].

      Информационные  ресурсы являются центральной частью информационных систем. Соответствие информационных ресурсов потребностям органов государственной власти в значительной части определяет эффективность создаваемых информационных систем. Если назначение информационной системы состоит в предоставлении государственным органам или руководителям информации, обеспечивающей принятие обоснованных и эффективных решений, то информационные ресурсы предоставляют данные, которые обрабатываются технологическими процедурами, персоналом и преобразуются в информацию для подготовки и принятия управленческих решений.

      Информационные  ресурсы государства – это  его национальное достояние. Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяют уровень развития государства, его статус в мировом сообществе, влияют на положение и политику государства и, бесспорно, станут определяющим фактором политического развития в XXI веке. В связи с этим важнейшее значение приобретает разработка и развитие информационных систем, обеспечивающих информационными ресурсами высшие органы власти.

Информация о работе Информационное обеспечение органов исполнительной власти