Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:48, практическая работа
На переработку поступает нефть (Западно-Сургутская Бх валанжин) следующего качества:
содержание серы 1,73%масс.;
содержание азота 0,16% масс.;
содержание парафина 2,38% масс., температура плавления 52оС;
плотность ρ420 = 0,8806.
Технологическая классификация нефти (необходимая для переработки нефти по топливному варианту):
сернистая;
по содержанию фракций выкипающих до 350оС – тяжелая (40%);
парафинистая.
Характеристика Западно-Сургутской нефти
На переработку поступает нефть (Западно-Сургутская Бх валанжин) следующего качества:
Технологическая
Установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ
Таблица 1
Характеристика бензиновых фракций вырабатываемых на установке ЭЛОУ-АВТ
Температура отбора, оС |
Выход на нефть, % масс. |
Содержание серы, % масс. |
Групповой углеводородный состав, % | |||
ароматических |
нафтеновых |
парафиновых | ||||
нормального строения |
изостроения | |||||
нк – 85 |
3,6 |
0 |
- |
- |
- |
- |
нк – 62 |
1,5 |
- |
0 |
14 |
50 |
36 |
62 – 85 |
2,1 |
0,010 |
1 |
20 |
40 |
39 |
85 – 180 |
9,7 |
0,030 |
2 |
23 |
35 |
40 |
Октановое число фракции нк – 85оС – 59,0. Для увеличения октанового числа легкой бензиновой фракции необходимо фракцию нк – 62оС направить на установку изомеризации, а фракцию 62 – 85оС направить в товарный парк завода.
Таблица 2
Характеристика прямогонной дизельной фракции
Температура отбора, оС |
180 – 320 |
Выход на нефть, % масс. |
23,5 |
Цетановое число |
50 |
Дизельный индекс |
- |
Фракционный состав, оС 10% об. |
182 |
50% об. |
230 |
90% об. |
288 |
96% об. |
300 |
Плотность, ρ420 |
0,8109 |
Кинематическая вязкость, сСт 20 оС |
2,79 |
50 оС |
1,51 |
Температура, оС застывания |
-36 |
помутнения |
-29 |
вспышки |
84 |
Содержание серы, % масс. |
0,33 |
Кислотность, мг КОН/100 мл |
1,87 |
Эти фракции дизельного топлива удовлетворяют по всем параметрам, кроме содержания серы, ТУ 38.401-58-110–94 на экспортное зимнее дизельное топливо. Для получения топлива соответствующего ТУ фракцию 150 - 320оС необходимо направить на установку гидроочистки прямогонного дизельного топлива. Фракцию 320 – 350оС направим на установку гидроочистки легких газойлей вторичного происхождения для получения летнего дизельного топлива.
Мазут – остаток от атмосферной перегонки нефти поступает на разделение в вакуумную колонну для отбора фракции 350 – 490оС – сырье установки легкого гидрокрекинга.
Гудрон – остаток вакуумной перегонки поступает на установку замедленного коксования.
Таблица 3
Характеристика остатков
Показатели |
Мазут (остаток >350оС) |
Гудрон (остаток >490оС) |
Выход на нефть, % масс. |
60,0 |
38,4 |
Плотность ρ420 |
0,9556 |
0,9824 |
Вязкость условная, оВУ 50оС |
65,20 |
- |
80оС |
8,00 |
- |
100оС |
4,20 |
36,08 |
Температура, оС застывания |
15 |
26 |
вспышки |
222 |
322 |
Содержание серы, %масс. |
2,33 |
3,10 |
Коксуемость, % масс. |
8,00 |
16,36 |
Таблица 4
Характеристика вакуумного газойля
Температура отбора, оС |
350 – 490 |
Выход на нефть, % масс. |
21,6 |
Плотность, ρ420 |
0,9064 |
Молекулярная масса |
325 |
Кинематическая вязкость, сСт 50оС |
16,49 |
100оС |
4,78 |
Температура застывания, оС |
22 |
Содержание, % масс. серы |
1,81 |
ванадия |
- |
Коксуемость, % масс. |
0,046 |
Содержание парафиновых углеводородов, % |
53 |
Содержание смолистых веществ, % |
2 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Таблица 5
Характеристика бензинов
Показатели качества |
Нормаль-80 (ГОСТ Р-51107-97) |
А-92 (ТУ 38.001165) |
АИ-95 (ГОСТ 2084-77) |
ОЧММ, н/м |
76 |
83 |
85 |
ОЧИМ, н/м |
80 |
92 |
95 |
Содержание свинца, г/дм3, н/б |
0,01 |
0,013 |
0,013 |
Содержание Mn, г/дм3, н/б |
50 |
- |
- |
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более на месте производства |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
на месте потребления |
- |
- |
10,0 |
Индукционный период, мин., н/м |
360 |
600 |
900 |
Содержание общей серы, %мас, н/б |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
Содержание меркаптановой S, %мас., н/б |
- |
0,001 |
- |
Доля бензола, %об., н/б |
5 |
- |
- |
Испытание на медной пластинке |
Выдерживает | ||
Внешний вид |
Чистый, прозрачный | ||
Плотность при 15оС |
700-750 |
- |
- |
Плотность при 20оС, не более |
- |
770 |
- |
Фракционный состав, оС НК, не менее |
- |
35 |
30 |
10%, не менее |
65 |
75 |
75 |
50%, не менее |
110 |
120 |
120 |
90%, не менее |
180 |
190 |
180 |
КК, не более |
215 |
215 |
205 |
Остаток в колбе, %об., н/б |
2 |
1,5 |
1,5 |
Остаток в колбе и потери, %об, н/б. |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
ДНП, кПа (мм.рт.ст.), не более |
55-90 |
79,9 (600) |
66,7 |
Кислотность, мг КОН/100мл, не более |
- |
3,0 |
2,0 |
Цвет |
- |
Бесцветный или бледно-желтый |
- |
Докторская проба |
- |
Отрицательная |
- |
Индекс испаряемости, не более |
1100 |
- |
- |
Таблица 6
Средние компонентные составы автомобильных бензинов | |||||||
Компонент |
А-76 (А-80) |
А-76* |
АИ-91 |
А-92 |
А-92* |
АИ-95 |
АИ-98 |
Бензин каталитического | |||||||
мягкого режима |
40-80 |
70-60 |
60-90 |
60-88 |
50-100 |
- |
- |
жесткого режима |
- |
- |
40-100 |
40-100 |
10-40 |
5-90 |
25-88 |
Ксилольная фракция |
- |
- |
10-20 |
10-30 |
- |
20-40 |
20-40 |
Бензин каталитического |
20-80 |
10-60 |
10-85 |
10-85 |
10-85 |
10-50 |
10-20 |
Бензин прямой перегонки |
20-60 |
40-100 |
10-20 |
10-20 |
10-80 |
- |
- |
Алкилбензин |
- |
- |
5-20 |
5-20 |
- |
10-35 |
15-50 |
Бутаны+изопентан |
1-7 |
1-5 |
1-10 |
1-10 |
1-7 |
1-10 |
1-10 |
Газовый бензин |
5-10 |
5-10 |
5-10 |
5-10 |
5-10 |
- |
- |
Толуол |
- |
- |
0-7 |
0-10 |
- |
8-15 |
10-15 |
Бензин коксования |
1-5 |
5-10 |
- |
- |
- |
- |
- |
Гидростабилизированный бензин пиролиза |
10-35 |
10-20 |
10-30 |
10-30 |
10-30 |
10-20 |
10-20 |
МТБЭ |
<=8 |
- |
5-12 |
5-12 |
- |
10-15 |
10-15 |
* - Этилированный. |
Таблица 7
Октановые числа бензиновых фракций полученных в различных процессах
Процесс |
Выход бензиновой фракции, % мас. |
Октановое число | ||
на нефть |
на сырье |
ИМ |
ММ | |
Прямогонная фракция 62 – 85оС |
67 |
62 | ||
Изомеризат |
901 |
88 | ||
Риформат |
95 |
85 | ||
Бензин каталитического крекинга |
93 |
83 | ||
Алкилбензин |
96 |
92 | ||
Полимербензин |
97 |
83 |
Дизельные топлива это одни из самых массовых моторных топлив для наземного и водного транспорта, вырабатываемые в количестве 28 – 30% от общего количества перерабатываемой нефти. Используют их для ДВС с воспламенением от сжатия.
В зависимости от назначения вырабатывают дизельные топлива двух групп: для быстроходных (более 800 об/мин) дизелей (легкие топлива) и малооборотных, тихоходных (150-500 об/мин).
Отечественным стандартом
предусмотрена выработка
зимнее, предназначено для применения в средней полосе страны при температуре воздуха выше минус 20оС;
зимнее, для северных районов при температуре воздуха минус 30оС и выше;
Каждая из этих марок вырабатывается двух видов по содержанию серы – малосернистые (н/б 0,2% S) и сернистые (н/б 0,5% S).
Для тихоходных двигателей (судовые мощные дизели и дизели стационарные) вырабатываются две марки тяжелых топлив ДТ и ДМ, получаемые как смесь тяжелых дистиллятов 300-500оС с остаточными продуктами переработки нефти.
В топлива марок Л, З и А вводят присадки улучшающие воспламеняемость, антиокислительные и противоизносные. Кроме того некоторые фирмы (западные) вводят противодымные, противонагарные и биоцидные присадки.