Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:47, контрольная работа
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Введение……………………………………………………………………………....3
1.1 Зарождение таможенного дела……………………………………………………....4
1.2 Зарождение таможни в Древней Руси……………………………………………....7
1.3 Мыт и тамга: понятие и содержание………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………...12
Список используемых источников………………………………………………...13
2. Хронологическая таблица………………………………………………………….....14
К этому времени в связи с усилением таможенных сборов в удельных княжествах и отсутствием единых пошлин усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. В этот период времени складывается система наказаний за незаконный провоз товаров и незаконную торговлю таким товаром. Промыта - уклонение от уплаты мыта - наказывалась штрафом, а лицо, совершившее это деяние, наказывалось кнутом. Промыт - наказание за неуплату мыта - составлял сумму в размере двух пошлин. Заповедью назывались пеня за неуплату пошлины при продаже или покупке лошади и штраф, взимаемый с купцов за складирование товара в домах частных лиц, помимо гостиного двора. Величина заповеди составляла 2 рубля (рубль шел государству, второй - таможенникам). Протаможы - штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможню. Протамга - пеня за неявку товара в таможню.
В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами (свободными городами Новгород, Псков, Смоленск и др.).
Оплотом развития предпринимательства на Руси были города, вокруг которых появлялись торговые и промышленные поселения. 'Русские купцы в ноябре отправлялись в глубь страны, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год'.
В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств.
Однако подобные меры
нельзя рассматривать как
1.3 Мыт и тамга: понятие и содержание
Тамга (тюрк.-монг. - знак собственности) - с ХIII в. в Русском государстве пошлина, взимавшаяся за провоз товара, на который накладывалось специальное клеймо - тамга. От этого слова возникло понятие - таможня - учреждение, контролирующее провоз груза через границу и устанавливающее таможенные пошлины как вид косвенного налога по установленным тарифам. В 1493 в Москве был сооружён ров от Боровицкой стрельницы до Москвы-реки. Наряду с оборонительными функциями это сооружение, возможно, выполняло и роль заставы, для сбора таможенных пошлин. Тамга заменила, либо взималась параллельно с мытом. Древнерусский мыт - государственную пошлина с торговли, взимавшуюся мытниками при провозе товаров через заставы. Мытный двор - государственное учреждение по сбору таможенных пошлин с торговли лесом, сеном, скотом, продовольствием (кроме хлеба) и др. Наряду с системой земского самоуправления в Коми крае, как и во всей стране, существовали таможни и кабацкие (кружечные) дворы. В XVII в. в России действовала сеть внутренних таможен, в которых осуществлялся контроль за торговыми операциями, и взималась определённая пошлина. Царь Фёдор Иванович в 1597 повелел поставить крепкие заставы в Обдорске, Кыртасе, Пустозёрске, Чердыни и в Верхотурье, где взимали в казну десятую часть привозимых товаров. В устье р. Собь на Оби был поставлен острог для сбора пошлины, но он существовал недолго. Указами правительства в 1619,1620,1624 был разрешён сухопутный проезд по "чрезкаменному пути" (по Усе, Ельце и Соби) на Обь. Ижемская застава играла роль пограничной таможни м. Россией и Сибирью. Через неё проезжали сибирские воеводы, царские чиновники, торговые и промышленные люди. В Усть-Цилемской и Ижемской слободках также были устроены в 1619-1620 таможни для сбора пошлин с провоза и продажи мехов. Некоторое время существовала Собская застава выше устья Обской Соби, но при царе Василии Шуйском была ликвидирована. Вместо неё построили Обдорскую заставу на месте возникшего Носового городка. Кыртасская застава на Щугорском пути в одно время была ликвидирована, но в 1621 восстановлена вновь и подчинена Березовской таможне. В то же время существовала винная монополия и имелась разветвлённая сеть кабацких (кружечных) дворов. В крупных таможенных и кабацких учреждениях штат состоял из головы (соответственно таможенного и кабацкого), целовальников, отвечавших за работу более мелких учреждений подобного типа, и дьячков (подьячих). Головы и целовальники выбирались на год из среды местных зажиточных горожан или торгующих крестьян. Кроме того, головы наиболее крупных таможен могли выбираться из состава крупного купечества др.городов. И для голов, и для целовальников работа в таможнях и кабаках была бесплатной и представляла собой вид государственной службы-повинности.
Дьячки, осуществлявшие делопроизводственную работу, нанимались и получали жалование из "таможенных и кабацких доходов" и определённую сумму от "мира". Для защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаров, в 1724 был принят Таможенный устав, устанавливавший высокие ввозные тарифы (пошлины) на ввозимые из-за границы товары, которые производились русскими мануфактурами, и наоборот, освобождал от пошлин ввоз необходимого сырья. В 1731 был принят новый таможенный торговый тариф. Внутренние таможни были отменены Шуваловым П.И. 20 ДК 1753. Сами же таможенные пошлины и различные мелочные сборы были отменены в АП 1754. Вместе с тем, указ, отменивший таможенные пошлины, повысил сбор при заключении внешнеторговых сделок до 13 коп. с1 руб. вместо взимавшихся 5 коп. 5 МЙ 1964 был издан указ "Об утверждении Таможенного кодекса СССР".
Заключение
Изучение исторического опыта и пути развития таможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированию таможенной системы, понимание того, как складывалась её историческая сущность и того, какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государства она оказывает.
Таможенные пошлины: мыт, и тамга являлись инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего товарного рынка. Таможенные пошлины призваны были содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу. Также мыт, и тамга играли исключительно важную роль в обеспечении доходной части бюджета Древней Руси.
Таможенное регулирование в современном виде остается недостаточно эффективным. Проблемы эффективного таможенного контроля непосредственно связаны с соблюдением правил доставки товаров от границы до таможенных органов назначения, с несовершенством процедуры представления товаров и транспортных средств в местах доставки для таможенного контроля. Таможенное регулирование, так или иначе, сказывается на свободе обмена, отражаясь в величине транзакционных издержек, как в легальном, так и теневом секторах. Снижение таможенных пошлин и ликвидация дискриминирующих протекционистских мер еще не являются залогом повышения экономической эффективности национальной экономики.
Таможенная служба России, созданная в 1991 году (Государственный таможенный комитет России), а ныне Федеральная Таможенная Служба РФ (согласно Положению о ФТС от 26.07.2006) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, по контролю и надзору в области таможенного дела. ФТС представляет собой разветвленную, многофункциональную структуру, органично вписывающуюся в реформируемую экономическую систему нашего государства. Для усовершенствования и дальнейшего развития таможенного дела, мы должны, уметь опираться и ориентироваться на историю развития таможенного дела с момента его зарождения.
Список используемых источников
Информация о работе Зарождение ТД на Руси в10-12 в. Мыт и тамга: понятие, содержание