Досуг в эпоху языческой Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 19:24, реферат

Краткое описание

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Оглавление

Вступление………………………………………………………………..………3
1. История……………………………………………………………….....…4
2. Праздники…………………………………………………………..…..…5
Велесовы Дни и Турицы…………………………………………….…..5
Аграфена Купальница………………………………………….….…….6
Бабьи каши………………………………………………………….…….6
Велесичи (Кудесы) — День домового…………………………….……7
Велесов день……………………………………………………………….8
Весна………………………………………………………………………..8
Вешнее Макошье (День Земли)……………………………………..….9
Водопол. Именины Водяного……………………………………..…….9
Выборы жертвы Перуну………………………………………….….…10
Громница…………………………………………………………...….…10
День богини Макоши………………………………………………..….11
3. О датах солнцестояния, равноденствия………………………..….…12
4. Подробнее о праздниках равноденствия и солнцестояния…...…...13
Коляда праздник………………………………………………………..13
Праздник Масленица (Комоедица)…………………………………..14
Праздник Купала……………………………………………………….15
Русальная неделя……………………………………………………….17
Радогощь (Таусень, Вересень, Осенины)……………………...…….18

Файлы: 1 файл

DOKLAD Досуг в эпоху языческой Руси .docx

— 52.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Досуг в эпоху языческой Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Вступление………………………………………………………………..………3

  1. История……………………………………………………………….....…4

  1. Праздники…………………………………………………………..…..…5

Велесовы Дни и Турицы…………………………………………….…..5

Аграфена Купальница………………………………………….….…….6

Бабьи каши………………………………………………………….…….6

Велесичи (Кудесы) — День домового…………………………….……7

Велесов день……………………………………………………………….8

Весна………………………………………………………………………..8

Вешнее Макошье (День Земли)……………………………………..….9

Водопол. Именины Водяного……………………………………..…….9

Выборы жертвы Перуну………………………………………….….…10

Громница…………………………………………………………...….…10

День богини Макоши………………………………………………..….11

  1. О датах солнцестояния, равноденствия………………………..….…12

  1. Подробнее о праздниках равноденствия и солнцестояния…...…...13

Коляда праздник………………………………………………………..13

Праздник Масленица (Комоедица)…………………………………..14

Праздник Купала……………………………………………………….15

Русальная неделя……………………………………………………….17

Радогощь (Таусень, Вересень, Осенины)……………………...…….18

 

 

 

Вступление.

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием сопровождались становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда, сменой времен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым содержанием, освящались новыми религиозными представлениями, адекватными потребностям земледельческого населения. Результаты археологических и этнографических исследований, свидетельства древних ученых, произведения устного народного творчества: мифы и легенды, былины, песни, сказания, пословицы, поговорки и т.п. служат доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

 

 

 

 

 

  1. История

В русском языке слово “праздник” произошло от прилагательного “праздный”, что означает “незанятый”, “пустой”, “порожний” (если речь идет о месте) и “праздное время” – период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени. Слово “досуг” также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль раскрывает значение “досуга” как свободного, незанятого времени, гулянки простора от дела.

К моменту возникновения государственности славяне имели уже достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Кстати, во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.

Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и прежде всего в земледелии.

Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря – начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).

Но помимо этих праздников, мы расскажем вам и о других, не менее важных и интересных.

 

 

 

  1. Праздники

Велесовы Дни и Турицы

 

 

Велесовы Дни традиционно отмечаются с 1 по 6 января (просинца, сеченя). Оканчиваются главным праздником - Турицы, который имеет непосредственное отношение к Богу Велесу. Велесовы или Волосовы дни имеют совпадение по датам со святками, которые стали праздновать гораздо позже. Вместе с Колядой, которая отмечается в день зимнего солнцеворота, щедровками (современный Новый Год), Велесовы дни относятся непосредственно к встрече молодого солнца, которое зарождается на Коляду и день за днём начинает набирать силу, поворачивая кологод к весне. Это первые заклички Солнца и задабривание Мороза.

Велесовы Дни также называют Страшными вечерами, Ворожными вечерами и Большими Велесовыми Святками. В эти праздники было принято гадать и заниматься ворожбой. Считается, что после Щедровок (с 31 декабря на 1 января) начинается День Морока или День Мороза. Именно с этого дня и вступают в силу языческие праздники, которые именуют Велесовыми. Страшными вечерами Велесовы дни называются потому, что по поверьям славян - в эту пору духи выходят из Нави гулять по белу свету вместе с живыми.

Как и на Коляду, в эти дни было принято готовить традиционные блюда, например, обрядовое печенье в виде тотемных животных, принято гадать о замужестве, о суженом, о богатстве, урожае, об удачах в предстоящем году и так далее. В Велесовы Дни рядились в шкуры животных, праздничные маски, которые представляли духов, одевали вывороченные наизнанку тулупы. Надо сказать, что Велесовы дни праздновали не только в Древней Руси времён язычества, но и других странах, например, древней Болгарии. Даже гораздо позже принятия христианства, когда церковь наложила запрет на всякое языческое верование, Святки всегда сопровождались старинными обрядами и обычаями, которые были характерны для Велесовых дней. По сёлам водили быка, носили маски, которые так и называли - туры.

Считается, что Турицы (6 января, сеченя) не просто общеславянский праздник. Особым образом он относится к пастухам. Община или поселение в этот день приглашали к себе пастуха, чтобы договориться с ним о выгуле их стад на целый год.  Этот договор сопровождался праздничным столом, а пастух, как главный "виновник" торжества на этом празднике, носил особую роль. В этот  день он представлял человеческую ипостась Велеса. Для данной общины именно пастух являлся покровителем их скота.

Также интересен обычай бросать на Турицы снег в колодец. Считается, что собранный в этот день снег, который кидается в колодец, способен сохранить в нём воду на целый год. В праздник Турицы проводиться традиционный ритуал кормления Мороза (Деда Мороза, Велеса) кутьей (каша из пшеничных зёрен с фруктами и мёдом).

Аграфена Купальница

 

 

Праздник Аграфена Купальница отмечается 23 июня по старому стилю или 6 июля (Липеня) по-новому. Канун праздника Купалы. Уже из самого названия можно догадаться, с чем связан этот праздник. Славянские народы отмечали этот день начало купального сезона. Общее купание, которое являлось первым в году, сопровождалось обрядовыми песнями. Так же, кроме купания, как мы его понимаем, в этот день чествуются мытьё в бане и вообще всё, что связано с водой.

На Аграфену Купальницу заготавливались банные веники на целый год вперёд. Веников тогда и сейчас существует большое множество – из берёзы, ольхи, рябины, ивы и даже, если можно так сказать, мультивеники, которые состоят из различных пород деревьев и растений. К тому же, веники использовались не только для бани, но и для различных ритуалов, бросали через голову или на крышу бани, что бы узнать будущее. Банными вениками наряжали отелившихся коров и т.д. Украшали дома цветами, травами, букетами.

Как уже говорилось, так как праздник Аграфена Купальница связан с водой, то в этот день нужно обязательно помыться в бане, ну, или, наконец, в современной ванной, за неимением возможности. В языческой Руси, во время мыться в бане, использовали различные лечебные травы, что бы в этот день с подачи Аграфены, исцелить свои болезни. По аналогии с праздниками Ивана Травника славянские язычники снимали с себя рубахи и в полночь искали в лесу целебные коренья и растения (купальницу), обладающее в этот день волшебными, колдовскими свойствами – это уже ночь Купалы. Весь день Аграфены является как бы подготовительным перед ночью Купалы, который наступает вечером

Одно время в Вологодской губернии в это день собирали нищих и неимущих, и для них ставились столы с обетными кашами. Все нищие, что собирались, а иногда их доходило до нескольких сотен, ели на Аграфену за счёт деревни. В окрестностях города Кириллова был также довольно интересный обычай, когда девушки ходили по домам и просили – Умойте. Умойте могло означать – подайте что-нибудь из украшений.

 

 

Бабьи каши

 

 

 Праздник Бабьи Каши отмечается 8 января (просинца) (26 декабря по старому стилю). В этот день язычники чествуют повивальных бабок и рожениц. Корнями этот праздник уходит к почитанию богинь-матерей Ладе, Макошь и т.д. В праздник им приносили подарки и различные угощения. К повивальным бабкам ходили будущие мамы и водили своих детей.

По своей сути повивальная бабка в деревне есть родня каждому, так как большинство прошли своё рождение именно с её помощью. Повитуха могла сделать наговор и делала процесс рождения по всем обычаям. Доброе слово, банька, целебные травы и нужные заговоры делали рождение младенца не таким болезненным, а ребёнка крепким с самого рождения. Кроме того, каждая повитуха знала приметы и по верованиям общалась с добрыми духами, оттого она считалась одним из самых главных и уважаемых членов общества.

 Бабьими кашами называют это праздник потому, что повитуха готовила специальную кашу из проса, которому отводилась обрядовая роль при рождении ребёнка. Угощение для повитух, также называется бабьими кашами.

 

Велесичи (Кудесы) — День домового

 

Кудесы, Велесичи или День Домового отмечается 10 февраля. В некоторых областях отмечается 28 января. В этот день славится домовой дух, который постоянно живёт рядом с нами и помогает в разных делах. Славяне называют этот день также Днём угощения домового. Естественно, что домовой, который живёт в каждом доме и охраняет наш покой, является практически нашим близким родственником и тоже имеет право на свой праздник. Кудесы или Бубны в честь дедушки-соседушки сопровождался дарением гостинцев, музыкой и всем тем, чем обычно обладает любой другой важный праздник.

Домовой или запечник, прибаутник, сверчковый заступник был и является существом из верований язычников. Так же как и полевик, русалки, водяной, леший, банник – он является реальным существом, в которого верили, с которым говорили, а некоторые даже видели. В этот день говорили:

 

Дедушка-суседушка!

Кушай кашу, да избу храни нашу!

Или:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

И ешь пироги — наш дом береги!

 

Горшочек каши обязательно оставляли за печью и обкладывали горячими углями, для того, что бы гостинец не остыл до полуночи. Именно в полночь домовой приходил ужинать. Если же этого не делать и относится к своему домовому плохо, то он может разозлиться и превратиться в злого духа, который не даст покоя жильцам дома, пока его не умилостивить, что является очень сложным делом, порой даже невыполнимым.

Но на самом деле домовой  - добрый дух. Он является незримым хорошим хозяином, помогает семье, иногда шалит или вредничает.

Домовой, как и другие существа помогающие человеку, является подчинённым бога Велеса, поэтому его и называют велесичем. Так банник следит за баней, овинник за хлевом в котором живёт домашняя скотина, а домовой следит непосредственно за домом, жилищем человека. Домовой следит за порядком, может предупредить о надвигающейся беде воем в трубе, поскрёбыванием, стуками и т.д, нянчит детей. Поэтому на Кудесы, Велесичи славили и бога Велеса – главу небесных и земных воинств.

 

 

Велесов день

 

Велесов День прямо посередине зимы традиционно отмечается 11 февраля. Считается, что бог Велес ходит по лесам, сёлам и городам, дудит в волшебную дудочку, несмотря на все козни Марены-зимы, которая напускает на него холод и стужу. Несмотря на все свои отчаянные попытки одолеть Велеса, Марене ничего не удаётся, а он продолжает помогать людям в их делах.

Велес считается не только заступником людей, их божественным отцом, но и покровителем домашнего скота, потому что именно скот помогает человеку выжить. В этот праздник женщинам принято пить крепкий мёд и бить мужа доской для прядения льна. Это сулило коровам быть ласковыми и послушными. Так же на требе приносят коровье масло.

В Велесов День женщины совершают ряд обрядов.

Одним из таких обрядов на праздник считается отгон коровьей смерти. Для этого выбирается Повещалка. Она ходит по домам и сообщает: “Пора унять лихость коровью!”. Все девушки моют руки водой и вытирают их специальным рушником, который приносит повещалка. Мужчинам же она говорит: “Не выходить из избы ради беды великия”. Затем все женщины выходят из села. Повещалка сильно бьёт в сковороду и кричит “Ай!Ай!Ай!”, за ней следом девушки с дубинами, топорами, серпами, ухватами и т.д.   Женщины должны быть в одних рубахах и с распущенными волосами. После того, как повещалка произносит клятву на коровью смерть, ей одевают самый настоящий хомут, соху и запрягают. Зажигают лучины. Далее ей нужно трижды опахать селение или капище.

Во время этого обряда интересно и то, что нельзя попадаться процессии навстречу. Если же таковой попался, то его будут нещадно бить палками, будь то человек или животное. Считается, что именно он то и является воплощением коровьей смерти, которую пытаются выгнать.

После окончания всей церемонии, делался постановочный бой Велеса и Марены. Под крики “Велес, сшиби рог с зимы!” ряженый Велесом должен был сшибить рог с богини зимы и смерти Марены. В это праздник, и, в частности, на последующем пиру, запрещалось употреблять в пищу говядину.

Информация о работе Досуг в эпоху языческой Руси