Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 19:24, реферат
Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.
Вступление………………………………………………………………..………3
1. История……………………………………………………………….....…4
2. Праздники…………………………………………………………..…..…5
Велесовы Дни и Турицы…………………………………………….…..5
Аграфена Купальница………………………………………….….…….6
Бабьи каши………………………………………………………….…….6
Велесичи (Кудесы) — День домового…………………………….……7
Велесов день……………………………………………………………….8
Весна………………………………………………………………………..8
Вешнее Макошье (День Земли)……………………………………..….9
Водопол. Именины Водяного……………………………………..…….9
Выборы жертвы Перуну………………………………………….….…10
Громница…………………………………………………………...….…10
День богини Макоши………………………………………………..….11
3. О датах солнцестояния, равноденствия………………………..….…12
4. Подробнее о праздниках равноденствия и солнцестояния…...…...13
Коляда праздник………………………………………………………..13
Праздник Масленица (Комоедица)…………………………………..14
Праздник Купала……………………………………………………….15
Русальная неделя……………………………………………………….17
Радогощь (Таусень, Вересень, Осенины)……………………...…….18
Самым известным обрядом на масленицу является сжигание чучела. Несмотря на то, что данный ритуал сохранился до сих пор и происходит везде, где празднуется данный праздник, очень мало людей знают - кого они сжигают. На самом деле сжигают Марену. Марена, Мара, Морана - богиня смерти и зимы, которая властвует всё холодное время года. К наступлению весны Марена становится дряхлой старухой и уже не может совладать с молодыми Богами, которые пришли ей на замену. Ритуал, носящий образный характер, представляет всё это в точности. Чучело вяжут из соломы, наряжают в разные лохмотья. В некоторых местах принято тащить марену к костру волоком, в других же местах её везут на соломенной кобыле, в третьих торжественно несут к костру. Важным моментом является не просто сжигание и поругание тёмной Богини, но и её почитание. Мара придёт уже скоро - с приходом следующей зимы и всем, кто не почитал её в масленицу, придётся столкнуться с ней в её время года. Чучело сжигают. Часто, вместе с этим действом произносятся магические заклятия, магические ритуалы, бросаются в огонь старые вещи, наузы с наговорами, что бы вместе со своим уходом Марена забрала с собой и всё плохое, что накопилось за зиму у людей. Также традиционным считается водить вокруг чучела хороводы. После того, как Марена сгорела, её остатки кидают в воду.
Так как это один из самых долгожданных, весёлых праздников, то и различных игрищ здесь тоже предостаточно, вероятно даже больше, чем на Коляду. В древности традиционными играми, без которых не обходился данный праздник, было: заливание гор или склонов берегов водой, что бы получились горки для катания, постройки снежных крепостей, городков и т.д. Всеобщее веселье, сопровождалось взятием снежных построек, которые символизировали победу весенних Богов над Зимними. Как и на Коляду, Комоедица сопровождалась ряжением. Ещё одной традицией были Кулачные Бои. Две группы мужчин сходились стенка на стенку и бились всерьёз, на кулаках, без всякой имитации. Одной из обрядовых игр можно считать подкидывание блина, которое также является и гаданием: румяный блин подкидывают в небо, и кто поймает его - тому будет счастье в грядущем году.
Работать в этот светлый день поминания Предков и почитания Богов запрещалось. Также перед праздником считалось правильным сходить в баню и смыть все следы, которые остались от лютой Зимы. В этот день не пряли и не вязали, что бы мыши не грызли нитки и холсты.
Неотъемлемый атрибут купальской ночи, когда принято разводить очищающие костры. Зажигали их только от живого бессмертного источника огня – пламени, добытого путем трения дерева об дерево. Вокруг очищающих костров плясали, и прыгали через них, чтобы быть счастливыми. Считалось, что в таком огне сгорают хворь и порча. Поэтому матери бросали в костер белье болевших ребятишек, а между кострами многие проводили скот. В некоторых местностях, помимо очищающих костров, поджигали бочки или колеса, и, надев на шесты, носили их – яркая символика солнца.
Вода в этот день приобретала магические свойства, как считалось в народе. С этого дня можно было купаться в источниках, так как из них выходила вся нечистая сила. Целебной считалась и утренняя роса. На рассвете люди выходили босиком на траву, умывались росой, стремясь сохранить (или возвратить) здоровье, красоту. Незамужние девушки умывались росой трижды, произнося специальные приговоры, чтобы поскорей выйти замуж.
Союз воды и огня, характерный для праздника Купалы, считался источником природной силы. Поэтому костры нередко разжигались на берегах рек. Так же в Иванову ночь гадали на венках, опущенных в воды рек.
Множество обычаев и приданий на Ивана Купала связано с растительностью. Собранные в праздничную ночь травы считались особенно целебными, своеобразными оберегами. Центральное место среди растительности в эту ночь занимал папоротник. Считалось, что цветок папоротника, расцветающий лишь на мгновение в полночь, точно укажет, где зарыт клад.
Травы и цветы собирали девушки, плели из них венки, а обережные растения крепили на поясе. Парни заранее готовили невысокое деревце березы или вербы – «марены» или «купалы». Девушки украшали деревце цветами и разноцветными лоскутками. Рядом водружался Ярило, изготовленный из соломы или глины, наряженный и украшенный венком, лентами. Кроме этого, кукле приделывали деревянный символ мужского достоинства, окрашенный в красный цвет. Перед Ярилой раскладывали на блюде или ткани различные яства. Неподалеку разводили два костра: большой Купалец – для веселья, и малый погребальный костер для сожжения куклы Ярилы.
Или, например, существовало поверье, что в праздничную ночь потусторонние силы более активны, и ведьмы становятся особенно могучими. Их боялись. От их вредительства защищались: у окон и дверей раскладывали крапиву, скот запирали и стерегли. Считалось так же, что растения и животные беседуют между собой, а деревья переходят с одного места на другое. В полночь некоторые девушки срывали, не глядя, цветы и травы, клали под подушку, а утром гадали: если среди растений набиралось 12 видов, то суждено было в грядущем году девице замуж выйти. А если хотелось, чтобы исполнилось желание, то нужно было в праздничный день перелезть через ограды 12 огородов, и тогда все загаданное должно было сбыться.
Радогощь (Таусень, Вересень, Световит, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Осенины) - название праздника, связанного с осенним равноденствием. Одними из самых главных древнеславянских праздников считались именно даты солнечные: два солнцестояния и два равноденствия. Как мы уже могли узнать - это зимняя Коляда, весенняя Масленица, летний праздник Купала и осенний Радогощь. Осеннее равноденствие празднуется 22-23 сентября, но это зависит ещё и от года, потому что в разные годы даты равноденствия могут отличаться.
На праздник Таусень день и ночь равны по времени. Следующая ночь уже начинает набирать обороты и становится длиннее на воробьиный скачок. Кроме того, этот праздник связан ещё и с окончанием сельскохозяйственных работ, что, несомненно, было большой радостью для древних славян.
В этот день существовали различные традиции, связанные именно с окончанием сельскохозяйственных работ. Местный жрец, а после христианизации ещё долгое время глава или старейшина, прятался за собранным урожаем и спрашивал: "Видите ли вы меня?". Если жреца видно не было, значит урожай был богатым и люди просили Богов дать им такой же обильный урожай в следующем году или больше. Если же жрец был виден, тогда просили Богов не обижать людей поселения и дать им больший урожай в следующем году.
Как и в другие солнечные праздники, традиционными считались застолья, зачин, различные гадания, магические ритуалы и ворожба, многолюдные игрища. К этому празднику печётся специальный медовый пирог, а стол ломится от яств, которые ставят горкой.
Радогощь, Таусень, Осенины или Вересень можно сравнить с кельтским праздником урожая Самхейном, который и в кельтской и в славянской традициях был ещё и праздником умерших, которые приходили в этот день веселиться вместе с живыми. На столах в Радогощь по обычаю ставили блюда и для умерших предков. Самхейн (Самайн) был началом или преддверием ещё и праздника Хэллоуин, который известен, как День всех Святых, а в нашей традиции, после Таусеня начинался праздник "Осенние Деды" (1-2 ноября), когда также чтились и почитались умершие предки. По традиции, христиане подменили данный праздник Рождеством пресвятой богородицы.