Зарождение Христовой веры на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 05:39, реферат

Краткое описание

В «Истории Русской Церкви» митрополит Макарий предоставляет большой список причерноморских епархий первых веков

христианства, освященных подвигом многих святых, мучеников и исповедников. А если сопоставить данные историков-современников, на этих землях уже тогда обитали

славянские племена. Конкретных данных подтверждающих принятие ими веры Христовой нет, но

весьма вероятны единичные, вследствие отсутствия единства и

государственности.

Нашествие гуннов в конце 4 – начале 5 века имело отрицательные

последствия для распространения христианства на Руси, так как

была разорвана связь восточных славян с христианскими центрами Византии. В «Повести временных лет» существует сообщение о крещении Руси,

связанное с ее нападением на Константинополь в 860 году и чудесным поражением

росов, не оставляет сомнений о связи этих племён с Византией, а в следствии с христианскими центрами.

Файлы: 1 файл

кн. Владимир.docx

— 20.15 Кб (Скачать)

Зарождение Христовой  веры на Руси.

Зарождение веры на территории Руси ассоциируется с  сказанием о путешествии на Русь святого

апостола Андрея Первозванного, помещенного в недатированной части «Повести

временных лет». О  достоверности этого факта в историческом мире ведутся большие

споры. Но не вызывает сомнений пребывание апостола Андрея на берегах

Северного Причерноморья. Предание об освящении апостолом  киевских холмов в

настоящее время имеет много сторонников , уверенность которых

основана на достоверных исторических материалах.

Церковные писатели, как Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн

Златоуст, Иероним Стридонский называют скифов

в числе народов, между которыми было распространенно христианство. «Гунны изучают Псалтырь, а холода Скифии пылают жаром веры», - говорит Иероним. Последние его слова воспринимаются как гипербола, но факт раннего распространения христианства в Северном

Причерноморье. На этой территории была  раскинута сеть греческих городов–колоний, такие как Ольвия, Тирас, Херсонес,  Феодосия, Пантикапей. Это всё подтверждается не только письменными, но и многочисленными археологическими данными.

В «Истории Русской  Церкви» митрополит Макарий предоставляет большой список причерноморских епархий первых веков

христианства, освященных подвигом многих святых, мучеников  и исповедников. А если сопоставить данные историков-современников, на этих землях уже тогда обитали

славянские племена. Конкретных данных подтверждающих принятие ими веры Христовой нет, но

весьма вероятны единичные, вследствие отсутствия  единства и

государственности.

Нашествие гуннов в  конце 4 – начале 5 века имело отрицательные

последствия для  распространения христианства на Руси, так как 

была разорвана  связь восточных славян с христианскими центрами Византии. В «Повести временных лет» существует сообщение о крещении Руси,

связанное с ее нападением на Константинополь в 860 году и чудесным поражением

росов, не оставляет сомнений о связи этих племён с Византией, а в следствии с христианскими центрами. В основе лежат не

только летописи о том, что во главе этого похода на столицу

Византийской империи  стояли киевские князья Аскольд и  Дир. Важным дополнением

к ним является также  сообщение Бертинских анналов, в которых упоминается о

существовании в  первой половине 9 века государства Рос, что и есть Русь, или русская земля, в Среднем Поднепровье.

Важным доказательством , являются проповеди

Святейшего патриарха  Фотия, датируемое 867 годом. В

этом послании к восточным епископам святитель сообщал, что русские «променяли

эллинское  и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и

неподдельную христианскую веру. и настолько разгорелись у них желание и

ревность веры, что  приняли епископа и пастыря и  лобызают верования христиан с

великим усердием и  ревностью». О том же факте крещения и принятия епископа

россами говорит  и хронограф Кедрина. Согласно хронологии А.В. Карташова, в 855 - 56 гг. трудами «просветителей языков словенских» святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия было положено начало славянской письменности. К этому можно прибавить  известный факт, в 864 году принимает благодать крещения Болгария, с которой Древнерусское государство начинает поддерживать самые тесные отношения с конца IX - начала X века. Именно оттуда, по утверждению ряда историков, на Русь поступали богослужебные книги и богатая духовная литература. Русские христиане уже к началу существования собственной епископии имели на руках большинство богослужебных книг и почти всё Св. Писание на родном языке, что в огромной степени способствовало развитию  христианства, заложенных святыми братьями. Также слова Олегова договора с греками

911 года говорят о том, что зарождение христианства на Руси произошло намного раньше чем официальная дата крещения Руси, «от многих лет межю христаны и Русью бывшою любовь».Существует ещё более серьёзное доказательство, позволяющее высказать уверенно  о очень раннем распространении грамотности на Руси, является древнейшая русская надпись на глиняном горшке, найденном под Смоленском в 1949 году. Будучи древнейшим русским памятником письменности, дошедшим до нас в подлинном виде, она, бесспорно, означает, что грамотность на Руси уже в начале X века была не только книжной, но и бытовой. Русские князья до Владимира были больше вождями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа. Походы и добыча их привлекали больше, чем забота о их подданных. Многие племена были еще на весьма низкой степени нравственного и культурного развития; среди некоторых из них обычным было даже «умыкание», т.е. похищение девушек, чтобы делать их своими женами.

Приблизилось время когда правители земли русской должны были обратить своё внимание на христианство, как веру истинную. Мудрая российская княгиня Ольга, видя чистую жизнь киевских христиан, убедилась в истинности их веры и приняла святое крещение (957 г.). Святая равноапостольная княгиня Ольга дала огромный толчок для распространения веры на территории Руси и его глубокое проникновение в сознание народа. Она с большой свитой ездила в Византию и от самого Константинопольского патриарха получила св. крещение и была наречена Еленою. Также чтобы понять, что способствовало поменять людям свою точку зрения и наставника в жизни, то есть бога (богов) надо окунуться в события, происходившие в тот момент. Как всякие уважающие себя боги, славянские тоже требовали почитания, но не человеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, бога войны и громовержца, с приходом которого земля покрылась кровью жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Перуна обострилась. Случаи человеческих жертв только подталкивали многих к крещению - ведь никому не хотелось быть принесенным в жертву, а это угрожало каждому. Жрецы, выбрав жертву, убивали ее, оставшиеся же в живых должны были ликовать. В столь острой ситуации столкновение полярных мировоззрений (а вернее, мироощущений) было неизбежным. Началась долгая и упорная борьба Ярополка со сторонниками Перуна, которых возглавлял сводный брат Ярополка Владимир. Владимир, который в будущем будет «крёстным отцом» всея Руси, изначально был убеждённым язычником, который всеми силами пытался восстановить авторитет языческих богов. После восхождения князя Владимира на пристол в Киеве, после переворота и убийства своего брата Ярополка. Временное торжество язычества на Руси вряд ли было лишь политической игрой Владимира на религиозных антипатиях с целью оказать давление на «Ольгинско-Ярополкову» христианскую верхушку.

В результате в Киеве  наряду с традиционными славянскими  идолами князь-«варяг» стал вводить культ бога войны и громовержца Перуна.. В 983 г. после удачно осуществлённого похода на ятвягов (литовское племя, жившее в районе совр. Гродно) Владимир решил принести благодарственные жертвы богам, на что старейшины и бояре постановили бросить жребий на отрока и на девицу, и на кого падёт жребий, того и принести в жертву. Жребий отрока пал на сына одного варяга, бывшего христианином. Сына он, конечно же, не отдал и заперся у себя дома. Тогда пришла толпа и растерзала их обоих — и осквернися кровьми земля руська, как передаёт древнейшая летопись (ПВЛ). Источники того времени не сохранили имён наших первых мучеников и места их погребения: и не свесть никтоже, где положиша их, но позднейшие святцы называют их — Феодор и Иоанн варяги (память чтится 12 июля).Главное, не надо все обвинения в содеянном  возлагать на кн. Владимира . В принципе, идол Перуна стоял в Киеве и задолго до него, а человеческие жертвоприношения были делом вполне обычным у норманнов, да и для славян не слишком уж диковинным. К тому же, идея кровопролития принадлежала вовсе не Владимиру, а озлобленной на христиан за многолетнее правление христианских князей жреческой верхушке — старейшинам, а исполнительская миссия, как всегда возлагалась на толпу, традиционно отличающейся животным фанатизмом. Как ни парадоксально, но именно Владимиру Русская земля оказалась впоследствии обязана своим христианским Крещением.

Информация о работе Зарождение Христовой веры на Руси