Внешнеэкономическая деятельность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 05:05, курсовая работа

Краткое описание

На рубеже XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Оглавление

Введение
Значение внешнеэкономических связей для экономики России
Место и роль России в мировой торговле, как главная форма внешнеэкономических связей
Внешняя торговля России в середине 90-х
Стратегическое направление внешнеэкономической политики
Перспективы развития внешней торговли в период 2000 – 2002
Главные направления во внешнеэкономических связях
3.1. Россия – Запад
3.2. Россия – Восток
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Экономика+ТД.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Экспорт природного газа (205 млрд. куб. м стоимостью около 11 млрд. дол.) увеличился всего на 1 %. Перспективы расширения этой статьи экспорта связаны с планами  осуществления проекта «Голубой поток», имеющего целью увеличить поставки в Турцию. Большой потенциал спроса на газ существует в странах СНГ, но их платежеспособность очень низкая. Правда, в ряде районов и самой России в 1999г. ощущалась нехватка газа. Вообще, для расширения производства и сбыта энергоносителей, потребность в которых должна возрасти в условиях возобновившегося роста экономики, фактически требуются не только новые рынки, но и серьезные инвестиции в развитие производственно-технической базы, запущенной в последние годы. Это касается и угля, экспорт которого в 1999 г. возрос в натуральных показателях на 15 %. /10, c. 17/.

Доля экспорта основных энергоресурсов (как и ряда других товаров) в объеме их производства в России продолжает оставаться на высоком уровне (табл. 3).

Экспорт черных металлов и изделий из них в 1999 г. сократился на 15 %, чему немало способствовали нетарифные ограничения, практикуемые многими западными странами. В частности, по этой причине в 1999г. был в значительной части потерян американский рынок. Однако российским производителям удалось переориентировать поставки на восстанавливающиеся после кризиса экономики  
Юго-Восточной Азии, в которых сейчас находит себе сбыт почти половина российского экспорта черных металлов.

Из цветных металлов экспорт  алюминия возрос на 11,5 % и меди - на 15 %, продажи никеля незначительно сократились. Прогнозируемое увеличение общемирового потребления этих металлов в 2000г. вместе с начавшимся расширением производства (особенно военного) в нашей стране создает хорошие стимулы для наращивания размеров их выпуска и продаж.

Использовав благоприятную конъюнктуру  на мировых рынках и фактор девальвации, предприятия лесной и целлюлозно-бумажной промышленности в 1999г. существенно расширили экспорт (в расчете по физическому объему) лесоматериалов необработанных (на 38 %) и обработанных (на 15 %), целлюлозы (на 31 %), бумаги газетной (на 10 %). Продолжает расширяться экспорт минеральных удобрений, тоже порой наталкивающийся на нетарифные барьеры, применяемые некоторыми странами для защиты своих рынков;

растет экспорт некоторых других химических товаров.

В рамках укрупненной товарной классификации  положение выглядит следующим образом. Удельный вес основных энергоносителей в экспорте увеличился с 40,2 % в 1998 г. до 42,4 % в 1999г., основных металлов (черные металлы, медь, никель, алюминий) - понизился соответственно с 16,9 до 15,1 %. В 1999 г. вновь уменьшился экспорт машин и оборудования: на этот раз — на 4 % (в 1998г. - на 6 %) по стоимости, а доля их во всем экспорте России понизилась с 11,3 до 10,8 %. В торговле со странами СНГ она сократилась особенно сильно – на 22 % (в 1998 г. - на 12 %). Минеральные продукты составляли в 1999г. 40 % всего российского экспорта в страны дальнего зарубежья и 51 % - в страны СНГ, тогда как машины и оборудование - соответственно лишь 9 и 20 %. /11, c. 7/.

        Среди импортируемых  товаров по темпам роста в  1999 г. выделяются зерновые (увеличение  в 2,5 раза), в том числе пшеница  (в 4,1 раза) и кукуруза (в 7,5 раза). Высокие темпы роста их импорта в значительной мере связаны с поступлением части этих товаров в Россию в рамках американской программы сельскохозяйственной помощи, предусматривающей прямые бесплатные поставки на сумму в 625 млн. дол. и предоставление целевого льготного кредита на закупку американских товаров еще на 400 млн. дол. В конце прошлого года российское правительство просило США выделить на 2000 г. еще один крупный «пакет» такой помощи, который должен включать 1 млн. т продовольственной пшеницы, 1,5 млн. т фуражного зерна, 1,5 млн. т кукурузы, 500 тыс. т соевых бобов и т. д. Пока США выразили готовность предоставить России в порядке гуманитарной помощи только 300 тыс. т продовольственной пшеницы, 200 тыс. т готовых продовольственных товаров и 20 тыс. т семян (соглашение об этом уже подписано). Остальную часть необходимой продукции России предложено закупить на условиях льготного долгосрочного кредита.

      Доля в импорте машин и оборудования понизилась, причем преимущественно из-за сокращения ввоза из стран дальнего зарубежья, на 38 % (импорт из стран СНГ уменьшился на 27 %).

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

 

    1.  Внешняя торговля России в середине 90-х

В 90-е годы торгово-экономическое  сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатский финансово-экономический кризис, в результате которого существенно упали цены на основные товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.

В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, высказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце февраля 2000 г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально-экономического   положения в стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения.

Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России составляет порядка 20 % ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного баланса. /12, c. 23/.

В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 % ниже показателей 1998 г.

Неблагоприятная для России конъюнктура  цен и элементы дезорганизации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26 %). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23 %, а со II полугодием 1998 г. - на 7 %).

Основной  удельный  вес  во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34 %).

1998 г. стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступили к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями, предусматривающее полную отмену количественных ограничений в торговле данным товаром, а также Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных. /13, c. 5/.

На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического   сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответственно 17 % и 13 %.

В 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82 % (1998 г. – 78 %), а доля стран СНГ – 18 % (в 1998 г. – 22 %).

В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном  выражении он увеличился по сравнению с 1998 г. на 0,5 %, а его физический объем - на 10 %).

Произошедшее   наращивание физических   объемов   поставок только частично компенсировало снижение цен на товары российского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5 %, несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложилась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической промышленности). /14, c. 80/.

Рост физического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешний рынок.   Улучшилась   ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабилизации доли продукции, отгружаемой на экспорт отраслями ТЭК, заметно  усилилась  экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.

В то же время произошло сокращение на 4 % экспортных поставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.

В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорганизованной торговли сократились на 30 % и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13 %. Основным фактором падения объемов российского импорта было продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19 %. В известной степени сокращению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.

Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тенденций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение его стоимостных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного  платежеспособного спроса. /15, c. 210/.

Наряду с развитием внешнеторгового комплекса страны правительством особое внимание уделялось либерализации инвестиционного режима в России, созданию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала.

В соответствии с действующим инвестиционным законодательством иностранные предприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на условиях национального режима.

В ряде случаев  инвесторам предоставляются даже лучшие условия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взимаются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

Для предприятий  с иностранными инвестициями в первые четыре года работы установлен льготный налоговый режим.

Иностранным инвесторам гарантируется репатриация прибыли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользования приватизированными участками земли для российских и иностранных инвесторов./16, c. 114/.

Емкость российского  рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее   время   собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значительные возможности для осуществления   капиталовложений   в российскую экономику.

    

  2.2 Стратегическое направление внешнеэкономической политики

Стратегическим направлением внешнеэкономической  политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой  
научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта   узкого  круга   товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих   потребительских   товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

- повышение конкурентоспособности российской экономики;

- сохранение позиций России  на мировых товарных рынках (сырье,  материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

обеспечение равноправных условий  доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;

проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его  конкурентоспособности,  не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;

- сокращение утечки капитала  по каналам внешней торговли  путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных     операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Присоединение России к Всемирной   торговой   организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия  согласованного «кодекса поведения» участников мирового   внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.

В настоящее время в основном уже завершен так называемый «информационный  этап»  этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность России