Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России. Цели и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача работы - определить: в чем состоят основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Каковы его принципы.
Достижению данной задачи будет способствовать решению ряда вопрос:
1. Изучить историю государственного регулирования ВЭД в России.
2. Охарактеризовать основные направления государственного регулирования ВЭД.
3. Рассмотреть формы и методы государственного регулирования ВЭД.

Оглавление

Введение…………………………………………………….………………………….……….……….…….….………..3
1.Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России ……………………………………………………………………………………………………………………….………………4
1.1 История государственного регулирования ВЭД в России…………………………………….4
1.2 Основные направления, формы и методы государственного регулирования ВЭД………………………………………………………………………………..……….…………………………………..…6
1.3 Государственное регулирование внешней торговли.………………………………………….8
1.4 Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений.……………………………………………………………………………………….…………..……….…..11
2. Цели функции и принципы государственного регулирования ВЭД в Россия.……………………………………………………………………………………………….…………..…………16
2.1 Цели и функции государственного регулирования ВЭД в РФ ……….………….……….16
2.2 Принципы государственного регулирования ВЭД…………………………….…………… ….17
3. Законодательство, регламентирующее ВЭД в РФ……………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….…….…….………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….………..….……………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 100.47 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………….………………………….……….……….…….….………..3

1.Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности России ……………………………………………………………………………………………………………………….………………4

1.1 История государственного регулирования ВЭД в России…………………………………….4

1.2 Основные направления, формы и методы государственного регулирования ВЭД………………………………………………………………………………..……….…………………………………..…6

1.3 Государственное регулирование внешней торговли.………………………………………….8

1.4 Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений.……………………………………………………………………………………….…………..……….…..11

2. Цели функции и принципы  государственного регулирования  ВЭД в Россия.………………………………………………………………………………………………….…………..…………16

2.1 Цели и функции государственного  регулирования ВЭД в РФ ……….………….……….16

2.2 Принципы государственного  регулирования ВЭД…………………………….…………… ….17

3. Законодательство, регламентирующее  ВЭД в РФ……………………………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….…….…….………………21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….………..….……………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться  без эффективной системы внешнеэкономических  отношений, позволяющей интегрироваться  в мировое хозяйство. По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая  деятельность является (ВЭД) важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость её экономической жизни.

Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, нередко приводит к непредвиденным результатам. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупность мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Необходимость государственного регулирования  ВЭД не вызывает сомнений, тем более  в России, поскольку она не до конца оправилась от экономических  и иных реформ, поэтому тема данной работы актуальна в настоящие  время.

Основная задача работы - определить: в чем состоят основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Каковы его принципы.

Достижению данной задачи будет  способствовать решению ряда вопрос:

1. Изучить историю государственного  регулирования ВЭД в России.

2. Охарактеризовать основные направления государственного регулирования ВЭД.

3. Рассмотреть  формы и методы  государственного регулирования  ВЭД.

 

 

1.Государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности России

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности представляет внешнеэкономическую  политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и  развитие экономических отношений  с другими странами. Государственное  регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется с помощью  широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

    1. . История государственного регулирования ВЭД в России

см. Приложение: таблица 1.                                                                                                                                                       

Предпосылки реформирования внешнеэкономической  деятельности:

  • К середине 80-х годов выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д.
  • Неразвитость экспортной структуры и зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка узкой группы товаров обернулись для России большими валютными потерями в связи с ухудшением условий мировой торговли и снижением цен на нефть в 1984-1989гг.
  • Неконкурентоспособность экспортной машинно-технической продукции в результате отчужденности производителей от внешнего рынка, отсутствия  стимулов по улучшению качества и технических характеристик продукции, низкий уровень технологии производства, отсутствие права распоряжаться заработанной валютой.
  • Широкий ассортимент импорта химической продукции, проката труб, руды, удобрений, оборудования для агропромышленного комплекса, а также очень завышенные объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, прекращение развития  многих отраслей и направлений производства.
  • Отсталость форм и низкая эффективность внешнеэкономического сотрудничества характеризовались незначительным уровнем компенсационных сделок, прямых связей, производственной специализации и кооперации.

Этапы реформирования ВЭД:

1. 1986 — 1988 гг. –– изменение принципов организации  управления внешней торговлей  и ее децентрализация. Задачи:

- расширение  прав отраслевых министерств  и ведомств, предприятий, объединений  и организаций по выходу на  внешний рынок, предоставление  предприятиям-производителям права  самостоятельного участия в ВЭД;

- расширение  числа участников ВЭД за счет  создания совместных предприятий,  международных объединений и  организаций, ассоциаций внешнеэкономического  сотрудничества с целью ускорения  научно-технического прогресса.

2. 1989-1991 гг. —  развитие ВЭД и формирование  системы государственного регулирования  данной сферы, прежде всего  нетарифного. Право самостоятельного  выхода на внешний рынок с  апреля 1989 г. получили все производители  товаров и услуг.

3. С 1992г.  основные усилия были направлены  на создание нового механизма  государственного регулирования  ВЭД и стабильной нормативной  базы российского государства  в условиях формирования современной  внешнеэкономической стратегии  и ее либерализации.

Новая стратегия  ВЭД России была разработана в  середине 1992 г. с учетом внутренних и внешних факторов: огромного  внешнего долга, необеспеченности зарубежных активов развивающихся и слаборазвитых  стран, резкого сокращения внешнеторгового  оборота со странами Восточной Европы.

Цели развития внешнеэкономической  деятельности России:

- развитие  экспортного потенциала, включая  совершенствование его структуры,  повышение конкурентоспособности  и увеличение доли наукоемкой продукции;

- создание  механизма государственного стимулирования  экспорта и импортозамещения  как на микроуровне, посредством  налоговых льгот экспортерам  и долгосрочных кредитов на  развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем  использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;

- формирование  современной производственной и  финансово-экономической инфраструктуры  ВЭД;

- устранение  сохраняющейся дискриминации иностранных  инвесторов и формирование институтов  страхования от политического  и экономического риска;

- рационализация  импорта в целях изменения  структуры экономики и обеспечения  процесса модернизации основных  средств производства, направленного  на укрепление экспортной базы  страны (закупка комплектующего  оборудования и лицензий и  др.).

    1. . Основные направления, формы и методы государственного регулирования ВЭД

В современных условиях интернационализации  хозяйственной жизни экономика  отдельных стран все глубже втягивается  в международное разделение труда, что изменяет роль и цели национального  внешнеэкономического регулирования. С одной стороны, важнейшей задачей  государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий  для своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано  с реализацией протекционистских  мер и задач защиты национального  рынка. С другой стороны, процессы интернационализации  и глобализации вызывают необходимость  либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений. В этой связи особое значение приобретает совокупность форм и  методов, используемых государством для  регулирования своей внешнеэкономической  деятельности.

Одной из важнейших тенденций в  развитии мировых хозяйственных  связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное  с перемещением финансовых потоков  в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о  системе внешнеэкономических отношений  в целом, можно выделить следующие  основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

см. Приложение: схема 1.

В зависимости  от способа государственного воздействия  на внешнеэкономические отношения  можно выделить административные, экономические и торгово-политические формы регулирования.

Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование ), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

 

 

 

 

 

 

1.3. Государственное регулирование внешней торговли

Основной формой внешнеэкономических  связей (по динамике и стоимостным  показателям) считается внешняя  торговля. Государственное регулирование  внешнеторговых отношений, связано  с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

см. Приложение: схема 2.                

Тарифные  методы направлены на регулирование  внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

    • фискальную - пополнение госбюджета;
    • протекционистскую - защита отечественных производителей;
    • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф  РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей  на основе международной Конвенции  с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют  различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными  является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается  в процентах от таможенной стоимости  товара), специфические (взимаются в  денежных единицах с определенного  количества товара), комбинированные (при  этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется  та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России. Цели и принципы