Унификация законодательства ТС

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании единых унифицированных форм в таможенном праве.
В связи со всем вышесказанным основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:
- исследовать правовую природу законодательства Таможенного союза,

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1 Правовая природа законодательства Таможенного союза…….. ….…5
1.1 Общая характеристика правовой базы Таможенного союза………...……..5
1.2 История процесса унификации в законодательстве Таможенного союза…
………………………………………………………………………………….......8
Глава 2 Основные положения законодательства ТС………………………….10
2.1 Базовые отличия ТК РФ и ТК ТС…………………..………………………10
2.2 Вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза……………………………………………………………….……….....…16
Глава 3 Унификация таможенного законодательства Таможенного союза…20
3.1 Проблемы унификации в законодательстве ТС………………...…………20
3.2 Пути решения проблемных вопросов унификации законодательстве ТС………………………………………………………………….......................27
Заключение……………………………………………………………………....32
Список литературы………………………………………………………….…..34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа УШАНОВА.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

      - единообразное применение таможенных  процедур (режимов) на единой таможенной  территории;

      - минимизация издержек субъектов внешнеторговой деятельности, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;

      - возможность подачи декларантом  таможенной декларации на единой  таможенной территории таможенного  союза в любой таможенный орган,  уполномоченный регистрировать и проверять таможенные декларации.

      Комиссия  таможенного союза, рассмотрев вопрос о концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории, определила осуществлять разработку проекта Таможенного  кодекса таможенного союза на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в редакции Протокола от 26 июня 1999 г. (далее - Конвенция). При разработке структуры и норм проекта Кодекса использован официальный текст на русском языке Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

      Нормы проекта Кодекса (анализ для целей  настоящего выступления проведен по тексту проекта Кодекса Рабочей  группы по состоянию на 22 мая 2009 г., представленного  ею на 6-е заседание Комиссии таможенного союза - соответствующее решение от 25 июня 2009 г. N 56) построены на основе:

      - использования норм и положений  международного права в области  таможенного регулирования;

      - гармонизации и унификации таможенных  правил и повышения эффективности таможенных процедур;

      - транспарентности, предсказуемости  и последовательности таможенных  правил и процедур, их упрощения  в интересах участников внешнеторговой  деятельности;

      - применения современных методов  работы таможенных служб, включая  таможенный контроль на основе управления таможенными рисками, посттаможенный контроль, максимального практического внедрения передовых информационных технологий;

      - совершенствования взаимодействия  между таможенными службами государств - участников таможенного союза.

      Необходимо  отметить, что разработчики проекта  Кодекса руководствовались положениями  и стандартами Конвенции, при  этом учитывали все лучшее, что  имеется в таможенном законодательстве трех наших стран. Разработчики стремились к тому, чтобы его нормы были модернизированными как по форме, так и по своему внутреннему содержанию и отвечали особому характеру уникального наднационального кодифицированного правового акта, непосредственно прямого действия. При этом Кодекс должен занять ключевое место в регулировании внешнеторговой деятельности единой таможенной территории и заложить в числе других правовых актов надежную основу дальнейшего развития Евразийского экономического сообщества.

      Разработчики  закрепили в нормах Кодекса естественное правовое положение о том, что каждое лицо должно точно знать, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке обязано совершать при перемещении товаров через таможенную границу нашего таможенного союза.

          С 1 января 2010 года введены в  действие Единый таможенный тариф,  механизм применения тарифных квот  и системы льгот и преференций[4].  Ставки таможенных пошлин будут едиными для всех стран Таможенного союза; в настоящее время они унифицированы более чем по 10 тысячам товаров.

      Решения о внесении изменений в ТН ВЭД ТС принимаются Комиссией Таможенного союза на основании предложений таможенных органов.

          В результате сложных переговоров  между странами – участницами  Таможенного союза по поводу  распределения таможенных платежей  было принято решение о механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквива-лентное действие). Согласно данному решению эти суммы будут распределяться следующим образом: Белоруссия – 4,7 %; Казахстан – 7,33 %; Российская Федерация – 87,97 %[15, стр.132].

      Напротив, доходы от экспортных пошлин не будут  распределяться между членами Таможенного союза, планируется их зачисление в бюджет того государства, откуда произошли товары, вывозимые за пределы таможенной территории.

      При Комиссии Таможенного союза создана  экспертная группа «Косвенные налоги», которая образована для регулирования отношений, связанных с обложением товаров НДС и акцизами. В 2008 году состоялось подписание Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. В соответствии с данным соглашением взимание косвенных налогов будет производиться по принципу «страны назначения»: экспорт облагается НДС по ставке 0 %, импорт – по ставке, действующей в государстве-импортере.

      Важно, что при перемещении товаров  внутри Таможенного союза взимание косвенных налогов по импортируемым товарам планируется производить налоговыми органами. Основным же документом, подтверждающим обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, реквизиты которого будут совпадать с реквизитами грузовой таможенной декларации. Таким образом, участником таких отношений становятся налоговые органы[35, стр.89].

      В части установления нетарифных ограничений  наблюдается их относительная унификация.  Например, порядок выдачи лицензий един для России, Белоруссии и Казахстана. Вступили в законную силу положения о порядке внешней торговли товарами, в отношении которых действуют запреты или ограничения.  Разработан перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3 Унификация таможенного законодательства Таможенного союза

      3.1 Проблемы унификации в законодательстве таможенного союза

      Уже сейчас таможенными органами трех стран  выявлена масса проблем, требующих скорейшего разрешения. Вот несколько примеров.

          Конституционными нормами России, Белоруссии и Казахстана установлены  различные государственные языки,  с помощью которых, в частности,  производится и заполнение документов  для таможенных целей. В настоящее  время не выработан единый подход к использованию какого-то одного языка на территории Таможенного союза.

      Неясной остается ситуация со сроками таможенного  оформления. В Таможенном кодексе  ТС устанавливается однодневный  срок, однако допускается его продление до 10 дней[2, статья 196], что приводит к ухудшению положения субъектов внешнеторговой деятельности по сравнению с ныне действующими нормами. Кроме того, основания продления сроков таможенного оформления отсутствуют, а это значит, что данная норма будет применяться по усмотрению должностных лиц таможенных органов, что недопустимо.

      Актами  национальных законодательств устанавливаются различные суммы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами: в Российской Федерации – 65 тысяч рублей, в Белоруссии – 1 тысяча евро, в Казахстане сумма варьируется в зависимости от вида товара. В случае перемещения таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза граждане будут искать лазейки для ввоза товара через ту страну, где действуют более выгодные условия.

          До настоящего времени не решен вопрос о ввозе иностранных автомобилей. Учитывая, что на территории Белоруссии действуют пониженные ставки таможенных пошлин, уже сейчас многие частные субъекты с целью минимизации таможенных издержек планируют их ввоз через эту страну с последующей регистрацией на территории России. По данному вопросу компромисса пока не достигнуто.

          Ухудшает положение субъектов  внешнеторговой деятельности и ст. 99 Таможенного кодекса ТС, разрешающая проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. В настоящее время такой срок ограничивается одним годом. Установленный трехлетний период проведения таможенной проверки представляется излишним.

      К сожалению, в ТК ТС не нашло отражения положение, установленное в законодательных актах большинства государств. Речь идет об исчислении таможенных пошлин, налогов. По-прежнему плательщикам предлагается исчислять их самостоятельно[17, стр.145]. А в Таможенном кодексе Евросоюза устанавливаются конкретные сроки, в течение которых должен быть рассчитан и учтен размер таможенных платежей, так как сразу после этого в адрес плательщика направляется извещение, в котором указываются конкретные суммы причитающихся с него платежей. Плательщик же обязан внести таможенные платежи в течение 10 дней с момента получения платежного извещения. По истечении этого времени таможенные органы получают право требовать от плательщика уплаты указанных сумм.

      Представляется, что обязанностью по исчислению таможенных платежей должны быть наделены таможенные органы, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность. Учитывая, что исчисление будет производиться лицами, наиболее компетентными в вопросах расчета таможенных платежей, недоработки, просчеты в этой части сведутся к минимуму. Представляется, что имплементация такого положения в Таможенный кодекс Таможенного союза позволила бы добиться ряда преимуществ:

      – уменьшить издержки субъектов внешнеэкономической  деятельности;

      – избежать ошибок при определении  объема таможенных платежей;

      – своевременно определить таможенную стоимость  товаров и снизить уровень  ее корректировок;

      – повысить эффективность контроля за уплатой таможенных платежей[19, стр. 224].

      Кроме того, законодатель исключил из сферы  правового регулирования кодекса  традиционное для таможенного законодательства понятие «таможенный режим», заменив  его на более широкую категорию  «таможенная процедура», что можно признать недостаточно обоснованным.

      В целом же Таможенный кодекс Таможенного  союза содержит массу отсылочных норм (около 200) к национальному законодательству, что может быть оценено негативно как минимум по двум причинам. Во-первых, это усложняет изучение и использование положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенных органов, так и частными субъектами таможенных правоотношений. Во-вторых, регламентация ряда важнейших таможенных процедур на уровне государств – членов Таможенного союза может привести как к разнообразному правовому регулированию, так и к отсутствию единообразия в рамках реализации тех или иных норм. В такой ситуации бизнес оперативно среагирует на различия в нормативных документах и будет находить всевозможные способы для применения законодательства того государства, какое видится ему более выгодным в ракурсе минимизации таможенных издержек.

      Специалисты, эксперты пришли к выводу, что все-таки Таможенный кодекс Таможенного союза  нуждается в доработке, нуждается в доработке соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и еще ряд соглашений[5]. Это естественный процесс, поскольку только на практике можно понять, а как же будут применяться те теоретические нормы, которые были прописаны в Таможенном кодексе и ряде достаточно важных соглашений. Более того выяснилось, что крайне необходима разработка дополнительных документов, поскольку не все вопросы, которые на первый взгляд казалось бы уже на практике достаточно давно применяются, могут быть решены в рамках законодательства Таможенного союза.

      Например, существует масса вопросов, связанных  с привлечением к ответственности, поскольку административные нормы  сейчас применяются на уровне национального  законодательства. Но учитывая, что есть единое правило, по которому участники ВЭД осуществляют импорт и экспорт, то соответственно, по сути, должны в какой-то мере быть унифицированы нормы, связанные с возможной ответственностью. Более того, сейчас в проекте, в разработке находится соглашение «О единой форме счетов-фактур», что в принципе в дальнейшем в рамках уже функционирования Единого экономического пространства и унификации налогового законодательства должно существенно облегчить жизнь, как импортеров, так и экспортеров[29, стр.144].

      Когда мы говорим о том, что в рамках Таможенного союза должна произойти  полная унификация законодательства, предполагается, что есть единая территория, на которой применяется единое правило. Но надо сказать, что даже те соглашения, которые сейчас принимаются в развитии Таможенного кодекса, по решениям каких-то комиссий, они не всегда направлены на эту унификацию. Не решены вопросы классификации товаров, то есть соотнесение товаров к определенному коду по товарной номенклатуре.

      Отсутствие  унификации в классификации товаров:

      1) Решения и разъяснения по классификации,  предварительные классификационные  решения – обязательны только  на территории государства, таможенным органом которого приняты [2, статья 52, 53]

      2) Решения по классификации в отношении какого-либо товара, выданное уполномоченным органом Казахстана или Беларуси, не будет являться основанием для аналогичной классификации этого же товара в России.

      Как  уже говорилось, существует единый таможенный тариф и единая номенклатура Таможенного союза. Но, что происходит, классификация осуществляется таможенными органами и только эти органы могут ее осуществлять и относить товар к той или иной категории. По идеи один и тот же товар в странах Таможенного союза должен классифицироваться в одной и той же позиции, но на практике происходит совершенно иначе и более того, решения, которые принимаются органом одного государства, не распространяются на другое государства. Практический пример - если, предположим, существует иностранный экспортер, который осуществляет поставки, как в Россию, так и Казахстан. При этом при ввозе в Россию товар классифицируется одним кодом, которому соответствует ставка пошлины 10%, а в Казахстане этот товар классифицируется другим кодом, которому соответствует ставка 5%. Сами прекрасно понимаете, что этот товар выходит на общий рынок и свободно обращаются на этом общем рынке. Тогда российская компания теряет конкурентоспособность за счет того, что ставка больше. К сожалению, данный вопрос пока не решен, хотя Комиссия Таможенного союза сейчас планирует вносить изменения в соответствующее решение для того, чтобы данный вопрос все-таки урегулировать.  
Безусловно, классификация это достаточно серьезная тема. Проблемы как существовали до Таможенного союза, так, к сожалению, остаются они и сейчас[21, стр.156].

Информация о работе Унификация законодательства ТС