Таможенный брокер в околотаможенной нфраструктуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Даже опытному предпринимателю, участнику ВЭД, порой трудно учесть все тонкости соблюдения таможенных формальностей. В подавляющем большинстве случаев причиной простоев транспортных средств и грузов, несвоевременности выпуска товаров таможенными органами является неподготовленность людей. приходящих в таможню за своим грузом. Это неизбежно приводит и к убыткам, и к нарушениям законодательства, а порой толкает участников ВЭД к решению возникших проблем противоправными методами. При этом как субъекты ВЭД, так и таможенные органы заинтересованы в увеличение грузопотоков, расширение внешнеэкономической деятельности, ускорении выполненных таможенных процедур.

Оглавление

Введение...............................................................................………….2

1. Таможенный брокер
требования..................................................................…………….3
права и обязанности...................................................……….……8
взаимодействие таможенного
органа и таможенного брокера .................................……….…..15

2. Значение таможенного брокера
в около таможенной инфраструктуре .......................…..........18

3. Проблемы и перспективы
развития института таможенного брокера…............…....... 24

Заключение........................................................………..........….......29

Список литературы........………...............................................…..30

Файлы: 1 файл

таможенный брокер.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Цели создания института таможенного  брокера

Институт таможенного брокера создается в интересах и таможенных органов, и в интересах участников ВЭД.

Таможня, создавая институт таможенного брокера на основе сложившегося рынка посреднических услуг, тем  самым создает буферную зону, которая  в случая необходимости будет гарантом уплаты таможенных платежей в бюджет, а так же позволившая ускорить процесс таможенного оформления.

Для таможни таможенные брокеры первые помощники в работе с участниками ВЭД и гаранты  добросовестного выполнения требований таможенного законодательства. Наделяя правами этих субъектов, на них возлагаются дополнительные обязанности и ответственность.

Экономическая привлекательность  данного вида коммерческой деятельности в совокупности с возможностью отзыва лицензии в случае нарушения таможенного  законодательства делают для таможенного брокера невыгодными различного рода нарушения.

Кроме того,  участие  в таможенном оформлении сравнительно небольшого количества таких организаций  позволит органам ГТК выделить ресурсы  для повышения качества и сокращения времени производства таможенных формальностей. Таможенные органы могут доверить добросовестным таможенным брокерам часть своих обязанностей по таможенному оформлению товаров, например, досмотр товаров и транспортных средств, разрешить таможенному брокеру производить различные ограниченные манипуляции с товарами.

 Создавая институт  таможенного брокера, таможенные  органы уменьшают количество  участников ВЭД, которые имеют  непосредственный контакт с таможней, с таможенными инспекторами. Таможенный  брокер может решить и другие проблемы с такими таможенными режимами как транзит, таможенный склад.

Для участников ВЭД значение таможенного брокера очевидно. Таможенный брокер избавляет представляемое им лицо от сложной операции по таможенному  оформлению, и производит его от собственного имени, что сохраняет  предпринимателю  много времени, оберегает его от различных штрафов за НТП, необоснованные платы за простой грузов на СВХ. Все это вместе взятое поможет участнику ВЭД сэкономить денежные средства, а так же увеличить  объем прибыли за счет сокращение времени на таможенное оформление и ускорение оборота капитала.

Стоит отметить, что, согласно законодательства, товары и транспортные средства декларируемы таможенным брокером, должны  рассматриваться таможенными органами в приоритетном порядке. Это является немаловажным фактором для участника ВЭД при длительных сроках оформления грузов.

Таможенный брокер, в  отличии о декларантов, имеет  право подключаться к локальным  компьютерным сетям таможенных органов. Не смотря на то, что этот процесс затягивается,  в будущем эта технология это ускорит процесс обмена информацией при оформлении товаров,  обеспечит оперативное снабжение таможенного брокера различными таможенными документами, а самое главное позволит перейти на новую ступень таможенного оформления – бесконтактного оформления грузов по электронной копии ГТД, передаваемой с помощью компьютерных сетей, как это давно практикуется  за рубежом.

Таможенный брокер может  участвовать в разработке и реализации таможенной политики и таможенного законодательства. Вовремя отслеживать институциональные и нормативные акты в таможенной области, и давать по ним свои заключения. Практическими шагами в этом направлении стало подписание соглашения о сотрудничестве между ГТК и Национальной Ассоциацией таможенных брокеров от 28 марта 1997 года.

Проблемы функционирования института  таможенного брокера

Хотя положение  о таможенном брокере было принято  правительством  уже в 96 году, но только к 1 января 99 года были разработаны  необходимые нормативные акты реально регламентирующие функционирование таможенных брокеров и запустили этот механизм в действие.

Требования, предъявляемые  в законодательстве, значительно  ограничили количество декларантов, которые  смоли получить лицензию таможенного  брокера. Так в зоне деятельности СКТУ из 242 декларантов осталось 53, что составляет 21,9% (с разбивкой по зонам деятельности основных таможен региона см. таблицу 1).

Таблица 1.

Количество  декларантов до 1 января 1999 и количество таможенных брокеров получивших лицензию.

 

Наименование  таможни

К-во декларантов

К-во таможенных брокеров

Процентное  отношение

Астраханская

29

6

20,69%

Новороссийская

25

6

24,00%

Ростовская

24

8

33,33%

Краснодарская

16

5

31,25%


 

Декларанты  не получившие лицензию либо перестали  существовать либо стали филиалами, подразделениями более крупных фирм. Значительное уменьшение количества фирм предоставляющих услуги в около таможенной инфраструктуре отразилось и на степени монополизации этого рынка. Так в зоне деятельности Ростовской таможни как видно из графика (рис. 1) созданного на основе количества оформленных ГТД декларантами в 98 и таможенными брокерами  в первом полугодии 99 года, значительно увеличилась доля одной фирмы.


Рис.1 Диаграммы  долей фирм на рынке таможенных посреднических услуг. 98-99 годов.

Последствия монополизации двояки. С одной  стороны таможенным органам удобно иметь как можно меньшее количество таможенных брокеров, так как их легче контролировать, им можно больше доверять и следовательно делегировать им часть своих полномочий. Но с другой стороны, появление монополизации неизбежно влечет за собой повышение цен на услуги, падение их качества, и как следствие увеличение участников ВЭД, оформляющих свои грузы самостоятельно.

Нужно отметить, что законодательство по таможенным брокерам окончательно не сформировано и не доработано. Основным спорным моментом является не разграничение ответственности между таможенным брокером и представляемым им лицом. В положении говорится, что таможенный брокер несет полную ответственность за перемещаемый груз.  Отсюда вытекает ряд проблем.

 Таможенный  брокер при оформлении декларации  за своей печатью (т.е. юридически  перед таможней он оформляет  свой груз),  должен сделать  проверку документов, в том числе  на их подлинность, сделать  досмотр груза, проверить соответствие фактического груза с указанными в документах и многое другое, что не всегда делает таможня с её техническими средствами. То есть фактически таможенный брокер должен иметь «мини таможню» с отделами досмотра, контроля и т.д. Этот процесс кроме финансовых затрат значительно замедляет процесс оформления товаров и приводит к не рентабельности таможенного брокера.

Законодатель, переложив часть полномочий  и  ответственности  таможни на таможенного  брокера, тем самым застраховал  таможенные органы от неплатежей таможенных пошлин, сборов, и фактически ничего не дал взамен. Законодательно закрепленные права таможенного брокера на первоочередное оформление, выпуск товаров без оплаты пошлин на сумму обеспечения перед таможенными органами, подключение к информационным сетям таможенных, а так же «выполнение под контролем таможенных органов действий относящихся к их компетенции» не обеспечены механизмами их реализации таможенными органами и не действуют.

Поэтому в  настоящий момент таможенные брокеры  практически не оформляют товары от своего имени и за своей печатью, а заполняют декларацию и остальные необходимы документы, выполняют все необходимые операции для таможенного оформления. Юридически владелец груза оформляется самостоятельно, т.е. ставит на документы подписи и печати организации перемещающей товар.

Доля деклараций заполненных таможенными брокерами  за своей печать у некоторых фирм не превышает и 5%. Отсюда можно сделать  вывод, что в настоящий момент основная часть деятельности таможенного  брокера находится как бы в «тени». Фактически таможенный брокер выполняет все обязанности предусмотренные законодательством, но при этом не несет ни какой ответственности.

То есть цель законодательства достигнута лишь на половину в той части где целью  было сокращение количества финансово не обеспеченных таможенных брокеров, а в части обеспечение гарантии поступления таможенных платежей в бюджет таможня попыталась возложить на таможенного брокера часть своей ответственности, но получила лишь уклонение от законодательства.

Оформление  за печатью таможенного брокера, как правило, обходится в 3 раза дороже. Участнику ВЭД  более выгоден  дешевый вариант оформления грузов, когда таможенный брокер оформляет  товар не за своей печатью. Хоть при  этом участник ВЭД несет ответственность перед таможенными органами самостоятельно, и в случае неправильного оформления документов таможенным брокером участник ВЭД самостоятельно будет уплачивать штрафы, пени и т.д.

Необходимо  создать такие законодательные  условия, которые бы позволяли нормально функционировать таможенным брокерам и обеспечивать гарантии поступления таможенных платежей в бюджет.

Основным направлением на этом пути это необходимость разработать  и внедрить механизмы, позволяющие  таможенным брокерам более оперативно оформлять товары и транспортные средства, что является одним их факторов влияющих на цену услуги, и тем самым позволяющим привлечь большее количество участников ВЭД оформляющих свои грузы за печатью таможенного брокера. Для этого таможенным органам совместно с таможенными брокерами необходимо разработать специальный упрощенный вариант оформления товаров для таможенных брокеров, с меньшей степенью контроля и с большей оперативность, с активным применением современных информационных технологий, компьютерных сетей и т.д.

 Другим, не  разграниченным моментом в законодательстве, является обеспечение таможенных  платежей перед таможенными органами. Эта сумма рассчитывается из  объемов платежей перечисленных  таможенным брокером в таможенные  органы, то есть она ни как  несвязна  не с прибылью, не с количеством оформленных деклараций. Возможна такая ситуации, когда по одной декларации, перечисляется такая сумма, гарантия банка на обеспечение, которой будет превышать прибыль таможенного брокера за оформление это декларации. Во-вторых, обеспечение рассчитывается и из условно начисленных платежей, т.е. таможенный брокер фактически не перечислял таможенные платежи в таможенный орган, а должен включить эту сумму в расчет обеспечения на следующий квартал. В настоящий момент, в случае оформления всех деклараций за своей печатью, на основе требований таможенного законодательства, ни один таможенный брокер  не в состоянии увеличить сумму обеспечения до необходимых пределов, что является еще одним поводом для «теневого» оформления товаров и транспортных средств.

Обеспечение таможенного брокера необходимо сделать в форме страхования, а перечень страховых организаций  будет определяться таможенными  органами.

 

В заключении нужно отметить, несмотря на то, что  основные институциональные акты по таможенному брокеру вступили в силу, механизм функционирования института таможенного брокера недостаточно разработан. Основным препятствием на пути нормальной деятельности рынка посреднических услуг является отсутствие подзаконных нормативных актов, позволяющие таможенным брокерам в полной мере пользоваться своими правами и льготами при таможенном оформлении, а так же завышенные финансовые требования предъявляемы к таможенному брокеру.

Только в  тесном взаимодействии таможенных органов  с таможенными брокерами может привести к скорейшему интегрированию таможенных брокеров в процесс таможенного оформления, а так же к эффективной организации около таможенной инфраструктуры.

 

 


Информация о работе Таможенный брокер в околотаможенной нфраструктуре