Таможенный брокер в околотаможенной нфраструктуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Даже опытному предпринимателю, участнику ВЭД, порой трудно учесть все тонкости соблюдения таможенных формальностей. В подавляющем большинстве случаев причиной простоев транспортных средств и грузов, несвоевременности выпуска товаров таможенными органами является неподготовленность людей. приходящих в таможню за своим грузом. Это неизбежно приводит и к убыткам, и к нарушениям законодательства, а порой толкает участников ВЭД к решению возникших проблем противоправными методами. При этом как субъекты ВЭД, так и таможенные органы заинтересованы в увеличение грузопотоков, расширение внешнеэкономической деятельности, ускорении выполненных таможенных процедур.

Оглавление

Введение...............................................................................………….2

1. Таможенный брокер
требования..................................................................…………….3
права и обязанности...................................................……….……8
взаимодействие таможенного
органа и таможенного брокера .................................……….…..15

2. Значение таможенного брокера
в около таможенной инфраструктуре .......................…..........18

3. Проблемы и перспективы
развития института таможенного брокера…............…....... 24

Заключение........................................................………..........….......29

Список литературы........………...............................................…..30

Файлы: 1 файл

таможенный брокер.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Вышестоящие  таможенные  органы  вправе  осуществлять проверку   деятельности таможенных брокеров в любое время.

 Решение  о проверке  деятельности  таможенных  брокеров   оформляется   приказом   или   распоряжением  таможенного  органа,    выдавшего лицензию, или вышестоящего таможенного органа.

По результатам  проверки составляется акт в двух экземплярах (один из них остается у   таможенного брокера),  которые подписывают руководитель (лицо, его замещающее)  таможенного брокера и уполномоченное должностное лицо   таможенного органа.

Таможенный  орган  не  вправе  создавать  для  отдельных   таможенных  брокеров  (их  объединений) более льготные условия для   осуществления деятельности.

 

2. Значение таможенного брокера  в около таможенной инфраструктуре.

 

В рыночных условиях, под  воздействием конкуренции, процессы дифференциации и специализации свойственны  всем отраслям экономики. С либерализацией ВЭД, быстрым ростом количества внешнеторговых операций и усложнением таможенных правил, из участников ВЭД стали выделяться специализированные организации, которые занимались консультированием в области таможенного законодательства и оформлением ТиТС за вознаграждение. Такая специализация сразу принесла положительные результаты. Во-первых, с таможенными органами стали работать профессионалы в области таможенного законодательства, и как следствие, уменьшенье количества нарушений, простоев грузов и т.д. Во-вторых,  участникам ВЭД была предоставлена возможность не оформлять свои грузы самостоятельно, а поручить это профессионалам, тем сам избавить себя от риска НТП, простоев груза, чрезмерные оплаты СВХ и .т.д. 

Правовой статус таких  организаций был определен в Разделе 7 Приказа № 137 ГУГТК СССР от 18.08.89. Право на осуществление такой деятельности имели организации получившие в таможенных органах свидетельство декларанта на основе письменного договора.

Начиная с 1989 по 1 января 1999 года на Российском рынке таможенных услуг таких организаций функционировало около 3000 в целом по России, из них 242 в зоне деятельности СКТУ.

С момента создания декларантов  многое изменилось в российском законодательстве: введен в действие Таможенный кодекс, появились новые виды контроля, произошли серьезные изменения в процедуре таможенного оформления. Декларанты на основе договора перестали отвечать необходимым требованиям. Далеко не все декларанты являлись достаточно профессиональными в области таможенного дела. Отсутствие ответственности и перед таможней, и перед субъектами ВЭД привели к многочисленным НТП, штрафам, конфискациям и т. д.

По этим причинам и  вводится институт таможенного брокера., который должен накопить положительный  опыт декларантов и устранить их отрицательные стороны.

Сразу бы хотелось отметить, что введение института таможенного  брокера было необоснованно затянуто (что является скорее правилом, чем  исключением в современном Российском законотворчестве). Уже в таможенном кодексе 93 года был определен правовой статус таможенного брокера,  но лишь в 96 году было подготовлено положение о таможенном брокере,  а через два года выпущены подзаконные акты позволившие с 1 января 1999 ввести институт таможенного брокера. Итак, с момента определения и реальной работы института таможенного брокера прошло 6 лет.

Декларанты внесли существенный вклад в разработку законодательства по таможенному брокеру, были учтены их пожелания и положительный  опыт в работе по таможенному декларированию.

 В разработке законодательства по таможенному брокеру активное участие принимала Национальная ассоциация таможенных брокеров (поверенных), которая объединяла  наиболее подготовленных и добросовестных декларантов на основе договора, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения, таможенных складов.

Институт таможенного  брокера создается в интересах  и таможенных органов, и в интересах  участников ВЭД.

Таможня, создавая институт таможенного брокера на основе сложившегося рынка посреднических услуг, тем  самым создает буферную зону, которая в случая необходимости будет гарантом уплаты таможенных платежей в бюджет, а так же позволившая ускорить процесс таможенного оформления.

Для таможни таможенные брокеры первые помощники в работе с участниками ВЭД и гаранты  добросовестного выполнения требований таможенного законодательства. Наделяя правами этих субъектов, на них возлагаются дополнительные обязанности и ответственность.

Экономическая привлекательность  данного вида коммерческой деятельности в совокупности с возможностью отзыва лицензии в случае нарушения таможенного законодательства делают для таможенного брокера невыгодными различного рода нарушения.

Кроме того,  участие  в таможенном оформлении сравнительно небольшого количества таких организаций  позволит органам ГТК выделить ресурсы для повышения качества и сокращения времени производства таможенных формальностей. Таможенные органы могут доверить добросовестным таможенным брокерам часть своих обязанностей по таможенному оформлению товаров, например, досмотр ТиТС, разрешить таможенному брокеру производить различные ограниченные манипуляции с товарами, осуществление, изменение или удаление идентификации ТиТС и многое другое.

Создавая институт таможенного  брокера, таможенные органы уменьшают  количество участников ВЭД, которые имеют непосредственный контакт с таможней, с таможенными инспекторами, следовательно, уменьшается потенциальная возможность каких-либо незаконных действий, связанных с таможенным оформлением товаров, о которых довольно часто говорится в последнее время. Крупному таможенному  брокеру, которому важна репутация предприятия, а так же угроза отзыва лицензии, не выгодно заниматься какой либо незаконной деятельностью. Таможенный брокер может решить и другие проблемы с такими таможенными режимами как транзит, таможенный склад и другие. Таможенный брокер, взяв под свою ответственность такие грузы, будет обязан оформить груз в таможенном отношении и будет также являться гарантом перед таможенными органами  по вопросам доставки и хранения этих товаров и транспортных средств .

Для участников ВЭД значение таможенного брокера очевидно. Таможенный брокер избавляет представляемое им лицо от сложной операции по таможенному  оформлению, и производит его от собственного имени, что сохраняет  предпринимателю  много времени, оберегает его от различных штрафов за НТП, необоснованные платы за простой грузов на СВХ. Все это вместе взятое поможет участнику ВЭД сэкономить денежные средства, а так же увеличить объем прибыли за счет сокращение времени на таможенное оформление и ускорение оборота капитала.

Стоит отметить, что согласно законодательства, ТиТС декларируемы таможенным брокером, должны  рассматриваться таможенными органами в приоритетном порядке. Это является немаловажным фактором для участника ВЭД при длительных сроках оформления грузов.

Таможенный брокер, в  отличии о декларантов, имеет  право подключаться к локальным  компьютерным сетям таможенных органов. Не смотря на то, что этот процесс  затягивается,  в будущем эта  технология это ускорит процесс  обмена информацией при оформлении товаров,  обеспечит оперативное снабжение таможенного брокера различными таможенными документами: указами, приказами, постановлениями и т. д., а самое главное позволит перейти на новую ступень таможенного оформления – бесконтактного оформления грузов по электронной копии ГТД, передаваемой с помощью компьютерных сетей, как это давно практикуется  за рубежом.

Таможенный брокер может  участвовать в разработке и реализации таможенной политики и таможенного  законодательства. Вовремя отслеживать  институциональные и нормативные акты в таможенной области, и давать по ним свои заключения. Практическими шагами в этом направлении стало подписание соглашения о сотрудничестве между ГТК и Национальной Ассоциацией таможенных брокеров от 28 марта 1997 года. В этом соглашении были определены направления взаимодействия  сторон:

  • разработка мер и создание условий для ускорения внешнеторгового оборота
  • совершенствование системы мер, обеспечивающих соблюдения законодательства.
  • популяризация Российского таможенного законодательства

Ассоциация приняла  на себя следующие обязательства:

  • обобщает, анализирует разрабатывает и предлагает пути и методы совершенствования услуг таможенных брокеров
  • собирает, анализирует и представляет информацию касающеюся технологий таможенного оформления, применяемых в мировой практике
  • привлекает ресурсы к организации и развития систем электронного обмена данными между участниками ВЭД, таможенными брокерами, и таможенными органами с перспективой создания единой информационной сети.

Результатом действия этого  соглашения стало письмо ГТК «о проведении аудиторских проверок организаций, заинтересованных в получении лицензии на учреждение таможенных складов, а  также на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера». 

Еще одним примером является организация ГТК, СКТУ и таможенными  брокерами совместных конференций  в Ростове-на-Дону по поводу введения в действие института таможенного  брокера в России и в СКТУ.

Из выше сказанного следует сделать вывод, что не только таможенные органы   влияют на институт таможенного брокера, но таможенный брокер оказывает активное воздействие на таможенную систему  России.

 

3. Проблемы  и перспективы развития института  таможенного брокера

 

Согласно приказа ГТК №600 от 02.09.98 действие свидетельств декларантов  на договорной основе договора прекращается, и вступает в силу положение  о  таможенном брокере. То есть с 1 января 99 года те декларанты которые не смогли получить лицензию лишились права осуществлять свою деятельность в области таможенных услуг. С этого момента начался новый этап развития рынка таможенных услуг.

 Хотя положение о таможенном  брокере было принято правительством  уже в 96 году, но только к  1 января 99 года разработаны необходимые нормативные акты реально регламентирующие функционирование таможенных брокеров и запустили этот механизм в действие.

Требования, предъявляемые в законодательстве, позволяли делать выводы о небольшом  количестве декларантов которые  смогут получить лицензию таможенного брокера. Так в зоне деятельности СКТУ из 242 декларантов осталось 53, что составляет 21,9% (с разбивкой по зонам деятельности основных таможен региона см. таблицу 1).

Таблица 1. Количество декларантов до 1 января 1999 и количество таможенных брокеров получивших лицензию.

 

Наименование  таможни

К-во декларантов

К-во таможенных брокеров

Процентное  отношение

Астраханская

29

6

20,69%

Новороссийская

25

6

24,00%

Ростовская

24

8

33,33%

Краснодарская

16

5

31,25%


 

Декларанты не получившие лицензию либо перестали существовать либо стали филиалами, подразделениями более крупных фирм. Значительное уменьшение количества фирм предоставляющих услуги в около таможенной инфраструктуре отразилось и на степени монополизации этого рынка. Так  в зоне деятельности Ростовской таможни как видно из графика (рис. 1) созданного на основе количества оформленных ГТД декларантами в 98 и таможенными брокера м  в первом полугодии 99 года, значительно увеличилась доля одной фирмы.

 

Рис.1 Диаграммы долей фирм на рынке таможенных посреднических услуг. 98-99 годов.

Последствия монополизации двояки. С одной стороны таможенным органам  удобно иметь как можно меньшее  количество таможенных брокеров, так  как их легче контролировать, им можно больше доверять и следовательно делегировать им часть своих полномочий. Но с другой стороны, появление монополизации неизбежно влечет за собой повышение цен на услуги, падение их качества, и как следствие увеличение участников ВЭД, оформляющих свои грузы самостоятельно.

Нужно отметить, что законодательство по таможенным брокерам окончательно не сформировано и не доработано. Основным спорным моментом является не разграничение ответственности между таможенным брокером и представляемым им лицом. В положении говорится, что таможенный брокер несет полную ответственность за перемещаемый груз.  Отсюда вытекает ряд проблем.

 Таможенный брокер при оформлении  декларации за своей печатью  (т.е. юридически перед таможней  он оформляет свой груз),  должен  сделать проверку документов, в  том числе на их подлинность, сделать досмотр груза, проверить соответствие фактического груза с указанными в документах и многое другое, что не всегда делает таможня с её техническими средствами. То есть фактически таможенный брокер должен иметь «мини таможню» с отделами досмотра, контроля и т.д. Весь этот процесс кроме финансовых затрат значительно замедляет процесс оформления товаров и приводит к не рентабельности таможенного брокера.

Информация о работе Таможенный брокер в околотаможенной нфраструктуре