Таможенное законодательство таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное право таможенного союза - это комплексная отрасль, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государствами-членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. Общие положения и характеристика законодательства таможенного союза …………………………………………………………….. 4
1.1 Характеристика законодательства Таможенного союза ……………….... 4
1.2 Таможенный кодекс Таможенного союза …………………………………6
1.3 Международные договоры государств-участников
Таможенного союза ……………………………………………………………..13
1.4 Решения Комиссии Таможенного союза …………………………………..15
ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы развития Таможенного союза ………..17
2.1 Существующие проблемы таможенного законодательства и пути их решения ……………………………………………………………………...…..17
2.2 Перспективы развития таможенного законодательства ………………….20
Заключение ………………………………………………………………………

Файлы: 2 файла

титульный лист.docx

— 17.68 Кб (Открыть, Скачать)

КУРСОВИК.docx

— 223.01 Кб (Скачать)

Рабочим органом Комиссии таможенного союза  является Секретариат, который занимается организацией работы Межгосударственного  совета ЕврАзЭС, высшего органа таможенного  союза. Кроме того, Секретариат решает проблемы информационно-технического обеспечения Комиссии. Работа секретариата осуществляется под руководством Ответственного секретаря Комиссии таможенного союза.

Структура Секретариата включает в себя целый ряд департаментов, а именно:      

- Департамент таможенного  администрирования;     

- Административный департамент;      

- Департамент торговой  политики;     

- Департамент таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования;     

- Департамент финансовой  политики;     

- Правовой департамент;     

- Департамент политики  в области санитарных, фитосанитарных  и ветеринарных мер и технического  регулирования;     

- Научно-экспертный совет.

 

Во время принятий решений КТС при голосовании учитывается следующее распределение голосов между членами Комиссии:

- член  Комиссии от Республики Беларусь  – 21,5 голос; 

- член  Комиссии от Республики Казахстан – 21,5 голос;

- член  Комиссии от Российской Федерации  – 57 голосов.

Решения принимаются  большинством в 2/3 голосов. При этом решение считается принятым, если государство – член таможенного союза, которое не согласно с принимаемым решением, не заявило о необходимости рассмотрения данного вопроса на очередном заседании Высшего органа таможенного союза.

Принятые Комиссией решения и приложения  ним Секретариат размещает  на официальном Интернет – сайте Комиссии в течение двух рабочих дней с момента принятия решений, а также обеспечивает последующее опубликование в печатном издании таможенного союза. Дата размещения решения Комиссии на официальном Интернет – сайте Комиссии является датой его официального опубликования.  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы развития Таможенного союза

2.1 Существующие  проблемы таможенного законодательства  и пути их решения

С учетом международного опыта, любая  экономическая интеграция сопровождается различного рода проблемами и трудностями. Часть из них связана с отработкой норм унифицированного таможенного законодательства на практике.

С момента вступления в силу Таможенного  кодекса ТС бизнес-сообщество столкнулось  с рядом проблем. Несмотря на то, что работать стало легче, как и год назад, предприниматели говорят об обилие «черных дыр» в законодательстве, чему свидетельствуют итоги совместного исследования РБК daily и кадрового агентства Kelly Services.

 «1 июля 2011 года на внутренних границах трех наших стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив», — заявил российский премьер-министр Владимир Путин в авторской статье, посвященной интеграционным процессам в Евразии9. Но не у всех такие оптимистичные взгляды.

Для лучшего понимания ситуации приведем в пример опрос, в котором приняли  участие руководители служб и  специалисты компаний, работающие преимущественно  в сфере транспорта и логистики. Как показывают данные опроса, 69% респондентов подтверждают, что Таможенный союз упростил их работу с Белоруссией и Казахстаном. При этом закон «О таможенном регулировании», принятый в ноябре прошлого года и заменивший Таможенный кодекс РФ, положительно сказался на работе примерно 54% опрошенных. Однако при этом в работе таможни осталось много «черных дыр» — это признает 56% компаний (Приложение 1).      

Проблемы, существующие в Таможенном союзе:     

- низкая скорость прохождения  постов;     

- безостановочные проверки  на постах;     

- долгие очереди, которые  срывают сроки поставок;     

- низкий уровень информированности.

Принятию мер со стороны ФТС и решению проблем свидетельствуют следующие данные: обжалование решений по таможенным платежам снизилось на 53%, только 3% деклараций выпускается с задержкой.

Немаловажная  проблема для предпринимателей - проблема с начислением НДС (разница в ставках налога в государствах-членах ТС). Также еще не окончена работа по унификации технических регламентов.

Другая  важная проблема для бизнеса — различные требования на таможне, т.е. «Таможенный кодекс трактуется разными постами по-разному». Т.к. сейчас все больше вопросов отдается на уровень национального законодательства и каждое государство может устанавливать разные правила.

Таким образом, главная проблема - сложная система законодательства. До создания Таможенного союза участнику ВЭД было достаточно открыть свод законов. Сейчас законодательство Таможенного союза не кодифицировано: есть Таможенный кодекс и многочисленные решения комиссии Таможенного союза, «все это сопоставлять очень сложно».

Отмечая текущие проблемы на стадии формирования Таможенного союза, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса. Экономическая интеграция предполагает рост взаимной торговли, модернизацию и рост производства, а, следовательно, и ВВП. По оценке Минэкономразвития, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принесет суммарный эффект в размере 16% роста ВВП в ближайшие 10 лет для всех стран-участниц.

В соответствии с Планом действий по формированию единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2012 гг., утвержденному Решением Межгосударственного совета ЕвроАзЭс от 19.12.09 № 35, первый пакет соглашений, касающихся экономической политики, свободы движения капитала, валютной политики, энергетики, транспорта и связи, свободы передвижения рабочей силы, технического регулирования, был введен в действие 1 июля 2011 года, второй пакет должен быть принят к 1 января 2012 года. Согласно указанному плану, утвержденному высшим органом таможенного союза, формирование ЕЭП должно быть завершено до 1 января 2012 года.

Таким образом, учитывая процессы мировой  глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, Таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Перспективы  развития таможенного законодательства

До сих пор спустя два года с момента  начала существования Таможенного  союза Беларуси, Казахстана и России проводится действительно масштабная работа, и еще не все таможенные правоотношения в ТС урегулированы.

До  вступления в силу Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон) были приняты Таможенный кодекс ТС и ряд межправительственных соглашений, что по смыслу и замыслу должно было быть принято и введено в действие одновременно. Затянувшаяся разработка этого Закона, а также отсутствие единых правил конкуренции для стран — участников ТС осложнили применение кодекса и не позволили реализовывать главную идею Таможенного союза — полноценную торгово-экономическую интеграцию трех стран.

Проблема  в том, что Таможенный кодекс ТС и  соглашения Комиссии ТС регулируют базовые  вопросы, но при этом есть множество  институтов и положений, где законодательство ТС не дает исчерпывающих ответов  на вопросы, а делает лишь отсылку  к национальному законодательству. Таких отсылочных норм в Таможенном кодексе ТС большое количество. Поэтому приходилось руководствоваться одновременно нормами как Таможенного кодекса РФ, так и Таможенного кодекса ТС. Это было чревато коллизией несовместимых между собой норм законов и приводило к затруднениям в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу.

Выход из этой ситуации связан с принятием  Закона. Именно этот Закон позволяет говорить об устранении ряда проблем, существовавших в таможенном законодательстве, а также о перспективах дальнейшего совершенствования норм. Он определил, когда и в каком порядке Россия будет исполнять те правила, которые установлены нормами союзного таможенного законодательства.

Закон разграничил компетенцию трех уровней  российского законодательства и  определил, какая из ветвей власти регулирует те или иные вопросы: Госдума —  в законах, Правительство и Президент  РФ — в подзаконных актах, Федеральная  таможенная служба — в ведомственных нормативных актах.

Другой  блок вопросов, которые решил Закон  — это переоценка правоотношений, связанных с ввозом товаров в  Россию и их вывозом из России. В  условиях Таможенного союза граница  на российско-казахстанском и российско-белорусском  участках таможенной границей не является. Тем не менее по экономической логике это все равно ввоз и вывоз товаров, то есть по-прежнему экспорт и импорт, поскольку товар покидает экономическое пространство России или, наоборот, попадает в него. В условиях еще неполной унификации торговых режимов с третьими странами и некоторых противоречий во внутреннем регулировании экономических отношений выработан комплекс механизмов — как Россия может защищать собственные экономические интересы в условиях ее нахождения в этом Таможенном союзе. Речь идет и о взаимной торговле, и о товарах из третьих стран.

Система законодательства таможенного регулирования в Таможенном союзе  - это шесть уровней, где три верхних уровня подразумевают отсылки на более низкие уровни. Для реализации этих отсылок как раз и готовился Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Помимо реализации предусмотренных законодательством Таможенного союза отсылочных норм этот закон также решает еще две вещи. Первое это организационные вопросы функционирования Российской таможенной службы, второе это реализация тех норм, которые не отражены в Таможенном кодексе Таможенного союза, например, это правоохранительная составляющая. Всего отсылочных норм на национальное законодательство в Таможенном кодексе содержится чуть более 200. В целом Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по структуре готовился в полном соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, то есть порядок следования тем сделан так же, как и в ТК ТС, чтобы можно было, имея перед собой два документа, идти последовательно по нормам и отсылкам.

Законом урегулированы вопросы, касающиеся системы таможенных органов, их обязанности, правомочия и ответственность, порядок обжалования действий должностных лиц таможенных органов, информирование, консультирование, ведение реестров в околотаможенной сфере, вопросы платежей, установление и проведение отдельных форм таможенного контроля, имеющих свои особенности, распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, особенности таможенного декларирования и таможенных процедур для отдельных видов товаров.

Иные  упрощения связаны с вопросами  декларирования, уплаты платежей, общения  с таможенными органами. При реализации этих норм, также как и в ряде других случаев, законодатели забежали вперед, заложив нормы, которые не совсем точно соответствуют нормам Таможенного кодекса ТС, и те нормы, которые сейчас будут предлагаться для изменения в Таможенном кодексе ТС.

Большинство нововведений, внесенных в законодательство, направлено на ускорение и упрощение таможенных операций. На этот счет было два адресных поручения президента Российской Федерации, которые в законе реализованы. Все это направлено на повышение эффективности таможенного контроля при условии не увеличения случаев нарушения таможенного законодательства и обеспечения формирования единой таможенной территории с применением единых модифицированных подходов.

Установлены значительные упрощения в отношении  экспорта. Не облагаемый пошлинами  экспорт был в определенной степени урегулирован уже в Таможенном кодексе ТС. В Законе это получило дальнейшее развитие. Таким образом, тренд в этом вопросе выбран следующий: если экспортный товар не облагается пошлиной, ему не требуется подтверждать таможенную стоимость, заявленный код товара подтверждается конкретным закрытым перечнем. Подготовлено Постановление правительства Российской Федерации о том, чтобы сборы при этом взимались по фиксированной ставке, также не зависящей от таможенной стоимости. Ведется работа по изменению принципа валютного контроля в этом случае, направленная на то, чтобы паспорт сделки при таможенном оформлении не представлялся. Также обсуждается вопрос потолка стоимости внешнеторгового договора, при котором паспорт сделки вообще не требуется. То есть в части валютного контроля представление документов при декларировании также будет упрощено.

В свое время предлагалось исключить из перечня документов, представляемых при декларировании экспорта, транспортные документы, потому что для целей таможенного контроля при экспорте эти документы не нужны, но министерство транспорта настояло на том, чтобы именно при таможенном оформлении были представлены накладные. Возможно, что впоследствии, когда РЖД перейдет на более современные, технологичные условия работы, произойдет отказ от представления РЖД накладных при таможенном оформлении.

Есть  ряд упрощений, связанных с таможенным декларированием товаров. Во-первых, в Кодексе заложено, как норма, переход на обязательное декларирование в электронном виде без предоставления бумажных документов. При этом в переходных периодах предусмотрен переходный срок до 1 января 2014 года, когда декларироваться можно и в электронном и бумажном виде, по выбору декларанта. Также ФТС России дано право сокращать перечень документов, представляемых при декларировании товаров в зависимости от формы таможенного декларирования, видов декларации, таможенной процедуры, категории товаров и лиц их перемещающих. Это основа для реализации работы, которая уже началась в ФТС России по установлению дифференциации участников ВЭД по различным коридорам. Запланировано пять категорий участников ВЭД в зависимости от устойчивости, прозрачности и законопослушности и как раз эти нормы, позволяющие решениями таможни сокращать количество документов и сведений, требуемых при декларировании, позволят развивать систему дифференциации участников ВЭД.

Информация о работе Таможенное законодательство таможенного союза