Таможенное регулирование в странах Европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:32, реферат

Краткое описание

Таможенное право ЕС, подобно национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно -отраслью европейского права. Под европейским правом принято понимать совокупность правовых норм, связанных с возникновением и развитием Европейских сообществ и Европейского Союза.

Оглавление

ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕС
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ПРАВЕ ЕС
ОБЩИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕС
СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В ЕС. ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ

Файлы: 1 файл

Реферат ТД.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    По  целям взимания таможенные пошлины  делятся на обычные (основанные на таможенном тарифе) и специальные. К последним  относятся антидемпинговые и другие защитные пошлины. Защитные пошлины в ЕС являются инструментом общей торговой политики и служат для защиты интересов товаропроизводителей ЕС в случаях дешевого импорта из третьих стран. Нормативно-правовые акты ЕС, регулирующие применение защитных пошлин, приведены в полное соответствие с нормами и принципами ГАТТ/ВТО. Защитные пошлины вводятся как средство противодействия так называемой «несправедливой торговой практике», к которой относятся:

    - демпинговый экспорт, наносящий  серьезный ущерб производителям в ЕС (антидемпинговые пошлины);

    - субсидирование экспорта в странах-экспортерах  (компенсационные пошлины);

    - несоблюдение странами – торговыми  партнерами ЕС своих международных  обязательств (репрессивные пошлины).

    - Защитные пошлины вводятся решениями Совета. Правовыми основаниями их применения могут являться:

    - Антидемпинговый регламент (384/96), ст. 5;

    - Антисубсидиарный регламент (2026/97), ст. 10;

    - Регламент о торговых барьерах (3286/94), ст. 4.

    - С целью облегчения таможенного  оформления товаров в ЕС используются так называемые усредненные пошлины.

    Таможенный  кодекс ЕС приравнивает к таможенным пошлинам сборы, имеющие равнозначный эффект, что позволяет распространить нормы таможенного права ЕС на различные сборы, применяемые ЕСм и государствами-членами вне рамок общей торговой политики. При квалификации таких сборов Суд ЕС уделяет ключевую роль эффекту (последствиям) сборов, а именно – приводит ли применение сбора к дискриминации иностранных товаров. Согласно условиям таможенного союза, сформулированным в Договоре о ЕС, сборы, вводимые государствами-членами в отношении ввозимых или вывозимых товаров, при наличии эффекта, равнозначного таможенным пошлинам, подлежат запрещению.

    Налоги  с оборота. Основной разновидностью налогов с оборота в странах ЕС является налог на добавленную стоимость. Характер НДС предполагает, что товары внутреннего производства и импортируемые товары подлежат равному обложению, поэтому НДС на импорт товаров уплачивается так же, как и при внутреннем обороте. (Следует заметить, что с 1 января 1993 г. при ввозе товаров из одной страны ЕС в другую основания для обложения НДС не возникает1). Сбор НДС при импорте товаров в ЕС из третьих стран носит не дискриминационный (как импортные пошлины), а компенсационный характер, поскольку обеспечивает равенство между товарами внутреннего производства и импортируемыми. Таким образом, природу НДС можно определить как уравнительную. Косвенный характер налога подкрепляется правилом о возврате НДС при экспорте товара в соответствии с положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле.

    Несмотря  на значительные успехи в гармонизации права государств-членов в области  косвенного налогообложения, до сих  пор не решен вопрос о введении единой ставки НДС в ЕС. Ставки НДС устанавливаются государствами-членами самостоятельно, хотя и с соблюдением установленных в ЕС в 1993 г. верхних и нижних границ. Поэтому, если таможенная пошлина на импортный товар может взиматься на всей таможенной территории ЕС по ставке, установленной Общим таможенным тарифом, то НДС должен взиматься по ставке, действующей в стране-импортере. Такая ситуация во многом противоречит свободе передвижения товаров в ЕС, поскольку ограничивает возможности импортеров ЕС при выборе места таможенного оформления товаров.

    Акцизы. Если НДС является общим налогом с оборота, то акцизы представляют собой пример специального потребительского налога, так как налагаются только на отдельные виды товаров, пользующихся особым спросом на внутреннем рынке. В ЕС к категории подакцизных товаров относятся пиво, вино, крепкие спиртные напитки, минеральные масла, некоторые виды топлива, табачные изделия, некоторые предметы роскоши. В отношении облагаемых товаров акцизы также носят уравнительный характер, поскольку распространяются и на внутренние, и на импортируемые товары данной категории. Аналогично НДС, с 1 января 1993 г. акцизы не взимаются при ввозе подакцизного товара из одной страны ЕС в другую, но взимаются при импорте подакцизных товаров на таможенную территорию ЕС. Ставки акцизов устанавливаются государствами-членами на основе гармонизированных правил. В отличие от НДС и таможенных пошлин, которые преимущественно являются адвалорными, (то есть, исчисляемыми в процентах от таможенной стоимости товара), акцизы, как правило, представляют собой специфические сборы: они исчисляются в фиксированной ставке на единицу товара (массы товара, содержания алкоголя и т. п.). При экспорте подакцизных товаров стоимость акцизов, аналогично НДС, возвращается экспортерам, что предусмотрено правилами ГАТТ.

    Таможенное  законодательство ЕС допускает, в ряде случаев, взимание таможенными органами государств-членов таможенных сборов в качестве платы за дополнительные услуги, оказываемые по запросам декларантов. К таким услугам относятся:

    - анализ и экспертная оценка  образцов товаров, а также их почтовая пересылка при запросах по применению таможенного законодательства;

    - хранение товаров на складах  временного хранения сверх установленных  сроков;

    - проверка товара импортером до  представления таможенной декларации;

    - уничтожение товара, если это влечет расходы таможенных органов;

    - проверка товаров с целью верификации,  если это влечет расходы таможенных  органов;

    - проведение таможенного оформления  в нерабочее время или вне  установленных для этого мест.

    Условия взимания таможенных сборов:

    - недискриминация товаров,

    - реальность предоставления услуг,

    - соизмеримость суммы сборов и  стоимости услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. ОБЩИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕС

    Таможенный  тариф по общему принципу состоит  из двух основных частей:

    - товарная номенклатура – систематизированный и классифицированный перечень товаров; товары разбиты на крупные видовые группы (например, продукты животного происхождения), которые в свою очередь подразделяются на более специфичные группы и подгруппы с присвоением им цифровых кодов (например, “04” – молочные продукты, “0406” – сыр и творог, “0406 40” – сыр с голубыми прожилками, “0406 40 10” – рокфор);

    - ставки таможенных пошлин, а также  освобождения от пошлин, соответствующие  наиболее специфичным товарным  группам (подгруппам) в товарной номенклатуре.

    Товарная  номенклатура используется не только в целях взимания таможенных пошлин, но также и для обозначения  товаров, подлежащих обложению акцизами, пониженными ставками НДС, импортным  и экспортным ограничениям и другим мерам торговой политики, а также для ведения внешнеторговой статистики.

    Использование международных основ для товарной номенклатуры, таких как гармонизированная  система (ГС), облегчает проведение международных торговых переговоров, разрешение торговых споров, ведение и анализ торговой статистики государств. Использование одинаковой системы кодирования и описания товаров позволяет избежать необходимости изменять товарные документы при перемещении товаров из одной страны в другую, стандартизировать национальные системы таможенной документации, вести международные базы данных по внешней торговле.

    Таможенный  кодекс ЕС устанавливает, что правомерное  взимание таможенных пошлин в ЕС производится на основании Общего таможенного тарифа. В ЕС используются следующие номенклатуры:

    - комбинированная номенклатура (КН) – основа Общего таможенного  тарифа, содержит 8-значные товарные  коды;

    - номенклатура ТАРИК (TARIC – Tarif integre des Communautes europeennes) – содержит 10-значные  коды, указываемые при импорте  товаров, а также в статистических целях; иногда содержит дополнительные коды для обозначения особых мер торговой политики (сельскохозяйственные пошлины, антидемпинговые пошлины, меры по контролю за товарами двойного назначения, экспортные возмещения и т. п.).

    Комбинированная номенклатура воспроизводит номенклатуру гармонизированной системы, добавляя к ней некоторые товарные подгруппы, предусмотренные законодательством ЕС («подгруппы КН»). Комбинированная номенклатура состоит из 21 раздела, в свою очередь разделенных на 99 глав. Главы подразделяются на группы и подгруппы. Главные критерии классификации товаров по разделам – материал и функции товаров. По общему правилу, ЕС применяет конвенциональные ставки независимо от того, ввозятся ли товары из страны-члена ВТО или из страны, не входящей в эту международную организацию. Автономные ставки применяются тогда, когда они ниже конвенциональных или когда конвенциональная ставка для данной товарной позиции отсутствует. Однако и автономные, и конвенциальные ставки пошлин могут не применяться в случаях, когда нормы ЕС предусматривают автономные специальные пошлины для товаров, происходящих из определенных стран, либо в случае применения ставок, установленных международными соглашениями ЕС. Пятая колонка тарифа содержит дополнительные сведения в отношении товаров соответствующей подгруппы, таких как вес, объем, размер и т. п.

    Кроме двух основных составных частей –  Комбинированной номенклатуры и  Ставок таможенных пошлин, Общий таможенный тариф ЕС содержит следующие элементы:

    - непреференциальные тарифные изъятия и квоты;

    - преференциальные (льготные) тарифные  меры, предусмотренные соглашениями  ЕС с отдельными третьими странами или их группами

    (конвенциональные  тарифные преференции);

    - преференциальные тарифные меры, принятые ЕС в одностороннем порядке в отношении отдельных стран, групп стран или территорий (автономные тарифные преференции);

    - автономные дополнительные меры, снижающие либо устраняющие таможенное  обложение для отдельных товаров  по причине их природы или  конечного назначения (благоприятные тарифные режимы);

    - другие тарифные меры, предусмотренные  законодательством ЕС.

    Непреференциальные  тарифные изъятия и квоты. Тарифным изъятием называется временное (целевое) снижение пошлин, применяемое в автономных целях ЕС на основе отдельных нормативных актов. Некоторые тарифные изъятия содержатся в Регламенте 2658/87, например освобождение от пошлин деталей для плавучих буровых установок.

    Непреференциальные  тарифные квоты – это предоставление тарифных изъятий для ограниченного  количества товаров, импортируемых или экспортируемых в определенный срок. Используются в целях выполнения обязательств ЕС перед ВТО или для ограничения льготного доступа товаров на внутренний рынок ЕС. Иногда вводятся в автономных экономических интересах ЕС на основании регламентов Совета.

    Лицензирование  в ЕС применяется только для некоторых продуктов сельского хозяйства. Импортеры (экспортеры) обращаются за получением лицензий в национальные сельскохозяйственные администрации, которые, в свою очередь, направляют запросы в Комиссию. Комиссия в форме регламентов принимает решение о распределении лицензий. Лица, запросившие лицензию, имеют право обжаловать регламент Комиссии. Выдача лицензий на основе решения Комиссии производится национальными администрациями.

    Тарифные  изъятия предоставляются Советом  также в случае импорта товаров  в некоторые отдаленные от основной части таможенной территории регионы (Канарские острова, о. Мадейра).

    Тарифные  преференции – могут быть автономными  и конвенциональными. Они действуют  в отношении отдельных стран, групп стран или территорий. Поскольку  противоречат принципу РНБ, должны удовлетворять  ряд условий, главным образом соблюдению правил происхождения товаров. При импорте товаров из стран, с которыми ЕС формирует таможенный союз (Турция, Андорра, Сан-Марино), а также из «заморских стран и территорий», находящихся под юрисдикцией государств-членов, тарифные преференции предоставляются товарам, которые находились в свободном обращении в этих странах и территориях.

    Иногда  преференциальные тарифные меры распространяются только на ограниченный объем внешнеторгового  оборота применительно к соответствующим товарам либо соответствующим странам. Подобные ограничения именуются тарифными квотами (при автоматическом возобновлении обычного, т.е. нельготного, обложения по достижению установленных предельных объемов импорта) и тарифными потолками (при необходимости принятия специального акта Комиссии по применению льготных или нормальных тарифов).

Информация о работе Таможенное регулирование в странах Европейского союза