Таможенное регулирование в странах Европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:32, реферат

Краткое описание

Таможенное право ЕС, подобно национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно -отраслью европейского права. Под европейским правом принято понимать совокупность правовых норм, связанных с возникновением и развитием Европейских сообществ и Европейского Союза.

Оглавление

ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕС
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ПРАВЕ ЕС
ОБЩИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕС
СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В ЕС. ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ

Файлы: 1 файл

Реферат ТД.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Донецкий  национальный университет

Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: «Таможенное дело»

На тему: «Таможенное регулирование в  странах Европейского союза» 
 
 
 
 
 
 

Студентки IV курса

Группы 0503 В

Зуевой  Анастасии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2011

    Содержание

  1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕС
  2. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ПРАВЕ ЕС
  3. ОБЩИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕС
  4. СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В ЕС. ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО  ПРАВА ЕС

    Таможенное  право ЕС, подобно национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно -отраслью европейского права. Под европейским правом принято понимать совокупность правовых норм, связанных с возникновением и развитием Европейских сообществ и Европейского Союза. Поскольку Европейские сообщества, представляя собой интеграционное объединение государств, возникли на основе передачи государствами-членами части своего суверенитета наднациональным структурам (институтам и органам Сообществ, а затем и Союза), вопросы таможенного регулирования перешли, на основе учредительных договоров, в юрисдикцию интеграционных образований. Таким образом, с формированием и развитием правовых норм Сообществ в области таможенного регулирования, а также в связи с последующей унификацией таможенного регулирования трех сообществ – Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), стало возможным говорить о появлении такой отрасли права ЕС как таможенное право Европейского Сообщества (таможенное право ЕС).

    Положения Договора о Европейском Сообществе (здесь и далее – Договор  о ЕС) позволяют выделить две основные сферы таможенного регулирования, осуществляемого нормами европейского права: отношения внутри таможенного союза, образованного государствами-членами ЕС, и торговые отношения Сообщества с третьими странами. Таким образом, одной из важнейших сущностных характеристик европейского таможенного права является совокупность норм, регламентирующих внутренние и внешние аспекты функционирования таможенного союза ЕС.

    Правовые  акты Европейского Союза, принимаемые для реализации положений учредительных договоров в отношении создания и функционирования таможенного союза, имеют обязательную силу в государствах-членах, применяются непосредственно, обладают прямым действием и юрисдикционной защитой Суда ЕС и национальных судебных органов. Актами институтов ЕС были введены в действие Общий таможенный тариф ЕС (1968 г.), Таможенный кодекс ЕС (1994 г.) и другие важнейшие документы в области таможенного регулирования.

    За  пределами компетенции ЕС остаются многие области таможенных правоотношений, характерные для национального таможенного регулирования. В частности, институциональная основа таможенной службы, система и структура таможенных органов, статус их служащих являются предметом конституционного и административного права государств-членов ЕС и не регламентируются на уровне ЕС. В ведении национального права (административного и уголовного) остаются также вопросы ответственности за таможенные правонарушения и преступления, хотя Маастрихтский и Амстердамский договоры открывают перспективы для гармонизации и в этой сфере.

    Термин  «таможенное право Европейского Союза» охватывает более широкий круг правовых норм: как нормы права Европейского Сообщества (Сообществ), так и нормы, принятые в рамках 2-й и 3-й опор Европейского Союза (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т.п.). Однако последние не обладают отличительными чертами норм права Сообществ, поскольку не имеют прямого действия, нуждаются в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой. В этой связи данная работа рассматривает именно таможенное право Европейского Союза как уникальную отрасль интеграционного права, сложившегося в процессе развития европейской интеграции.

    Система источников таможенного права Европейского Союзавключает:

  • акты первичного права (учредительные договоры Европейских сообществ и Европейского Союза);
  • акты вторичного права (нормативно-правовые акты институтов ЕС);
  • решения Суда Европейских сообществ;
  • международные договоры Сообществ и государств–членов.

    2 июля 1993 г. был принят Регламент  Комиссии №2454/93 (так называемый Имплементационный кодекс или Регламент о применении Таможенного кодекса), устанавливающий порядок вступления в действие и применения норм Таможенного кодекса ЕС.

    Кодекс  и Имплементационный кодекс заменили собой более ста регламентов  и директив, ранее действовавших в сфере таможенного регулирования. Тем не менее, два наиболее важных регламента из числа ранее принятых в ЕС продолжали (и продолжают) действовать. Это Регламент 2658/87, вводящий Общий таможенный тариф ЕС, и Регламент 918/83, устанавливающий систему освобождения от уплаты таможенных пошлин.

    Принятие  Кодекса представляет собой логическое завершение политики, начатой за 25 лет  до этого первыми шестью странами-членами  ЕЭС. Суть политики первых членов Сообщества заключалась в том, что вместо многочисленных национальных правовых актов взаимоотношения в таможенной сфере должны регулироваться актами Сообщества, для чего должна быть проведена обширная программа по гармонизации таможенных правил и принятию веских наднациональных документов. Еще в 1971 г. Комиссия принимает генеральную программу по сближению таможенного законодательства, которая в качестве конечной цели провозглашает консолидацию таможенного права Сообщества.

    В соответствии с целями своего создания Таможенный кодекс применяется только в сфере торговых отношений ЕС с третьими странами. Оборот товаров внутри государств-членов ЕС не входит в круг вопросов, регулируемых Кодексом. 
 
 
 
 
 
 

    2. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ПРАВЕ ЕС

    Таможенные  формальности предполагают, как правило, уплату определенных пошлин, налогов и сборов, а также другие меры, направленные на регулирование потока товаров через границу. В Европейском Союзе обязательство по оплате таможенных платежей возникает, по общему правилу, либо в момент ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, либо в момент вывоза товаров за пределы таможенной территории. Основанием для взимания таких платежей служат нормы права Европейского Союза. Таким образом, таможенные платежи в ЕС – это обязательные сборы, взимаемые во всех государствах-членах на основе единообразных правовых норм ЕС на основании факта пересечения товарами таможенной границы ЕС. В той или иной степени таможенные платежи служат для формирования собственных средств (бюджета) ЕС.

      Виды таможенных платежей в  ЕС:

  • таможенные пошлины, включая
  • собственно пошлины (импортные либо экспортные), установленные Общим таможенным тарифом ЕС;
  • сельскохозяйственные пошлины и другие сборы в рамках общей сельскохозяйственной политики;
  • антидемпинговые и компенсационные пошлины;
  • сборы, имеющие равнозначный эффект;
  • налоги с оборота (налог на добавленную стоимость);
  • акцизы.

    От  таможенных платежей необходимо отличать таможенные сборы: сборы за таможенное оформление и другие аналогичные  сборы, а также взимаемые в  силу пересечения товарами таможенной границы. Но их правовой основой являются национальные нормы государств-членов, действующие в пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные сборы не поступают в бюджет Сообщества.

    Цель  взимания таможенных пошлин имеет, во-первых, защитный характер: пошлины защищают национальных товаропроизводителей. Во-вторых, пошлины могут взиматься в фискальных целях, обеспечивая доходы в национальный бюджет. В тех случаях, когда последняя причина является преобладающей, речь идет о таможенных пошлинах фискального характера. В Европейском Союзе, также как и в других экономически развитых странах, преобладающей причиной сбора таможенных пошлин в современный период является их защитная (регулятивная) функция.

    Достаточно  непросто классифицировать таможенные пошлины. Существует распространенное мнение, что пошлины аналогичны косвенным налогам, поскольку стоимость уплаченной таможенной пошлины переносится на стоимость товара при его дальнейшем обороте и, в конечном счете, выражается в цене товара при его продаже конечному потребителю. Тем не менее, в отличие от традиционных налогов с оборота, таможенная пошлина взимается только с импортера (экспортера) товара, независимо от того, является ли он конечным потребителем или ввозит товары для их дальнейшего оборота внутри страны. Не существует также и системы возврата уплаченных импортных пошлин при последующем вывозе товара (подобно системе НДС), более того, в ряде случаев взимается еще и экспортная пошлина. Другие отличия от косвенных налогов: разная ставка пошлины для разных товаров; возможность освобождения (полного или частичного) от уплаты.

    Существует  несколько критериев классификации  таможенных пошлин:

    I. По характеру внешнеторговой  сделки различают импортные и  экспортные пошлины. В настоящее  время в ЕС экспортные пошлины  используются в редких случаях (в основном для сырьевой продукции), поскольку их взимание противоречит принципам ГАТТ/ВТО.

    II. По способу установления ставки:

    - Адвалорные пошлины (от лат. ad valorem) фиксируются в виде процента  с цены облагаемого товара. В  настоящее время основная масса таможенных пошлин, взимаемых в ЕС, относится к адвалорным. Подобный способ установления размеров импортных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка. Переход на адвалорный способ взимания пошлин поддерживается также международными торговыми организациями и соглашениями (в частности, правилами ВТО).

    - Специфические пошлины – их  ставка устанавливается в зависимости от каких-либо специфических качеств товара (веса, объема, мощности и др.), но не от цены этого товара (примеры: соль – 2,6 евро/1000 кг; шампанские вина – 32 евро/литр; винный уксус – 6,4 евро/литр). Подобный способ обложения товаров позволяет избежать колебаний в поступлении средств в казну при значительных изменения рыночной стоимости товаров, а также уклонения от уплаты пошлин путем искусственного занижения фактурной цены товара при его импорте или экспорте.

    - Смешанные (альтернативные) пошлины сочетают в себе способы исчисления ставки, используемые для специфических и адвалорных пошлин. Чаще всего используются в случаях недостаточной эффективности адвалорных пошлин в целях предотвращения возможности искусственного занижения цены облагаемого товара.

    Особым  видом таможенных пошлин в ЕС являются сельскохозяйственные пошлины. Их цель – реализация требований общей сельскохозяйственной политики ЕС. До второй половины 90-х годов ЕС использовал особую систему компенсационных сельскохозяйственных сборов, принцип которых – повышение стоимости ввозимых продуктов до уровня стоимости аналогичных продуктов внутри ЕС. Однако под влиянием ВТО такие компенсационные сборы были заменены сельскохозяйственными пошлинами (как правило, адвалорными), взимаемыми либо вместо пошлин, установленных в Общем таможенном тарифе, либо в дополнение к ним (так называемые «дополнительные пошлины»). Сельскохозяйственные пошлины отличаются весьма высокими ставками – до 200%. Таможенный Кодекс ЕС приравнивает сельскохозяйственные пошлины к таможенным пошлинам, устанавливая общие правила их взимания.

    Разновидность сельскохозяйственных пошлин – сезонные пошлины, применяются для некоторой  сельскохозяйственной продукции с  целью защиты сельхозпроизводителей  ЕС в период продажи их продукции. Примеры: картофель – повышенная пошлина в период с 16 мая по 30 июня; клубника – повышенная пошлина в июле.

Информация о работе Таможенное регулирование в странах Европейского союза