Таможенное декларирование товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробное рассмотрение условий и особенностей декларирования товаров.

Оглавление

Введение
Глава 1. Таможенное декларирование, как основная таможенная операция.
4
1.2. Понятие таможенного декларирования. 5
1.3. Место и сроки таможенного декларирования в порядке перемещения товаров.
10
Глава 2. Процедурные аспекты декларирования товаров.

2.1. Формы декларирования товаров.
14
2.2. Виды таможенных деклараций. 21
2.3. Особенности декларирования товаров с использованием системы «зеленого» и «красного» коридора.
26
Глава 3.Федеральная таможенная служба в таможенном декларировании.
3.1.Электронное декларирование 34
3.2 Общая схема работы при электронном декларировании через информационного оператора. 36
3.3 Технология электронного декларирования. 39
Заключение. 48
Список используемых нормативно-правовых актов

Файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Если  с "красным" коридором все понятно - декларирование осуществляется в письменной форме, то представляется затруднительной квалификация действий физических лиц в "зеленом" коридоре. На наш взгляд, требуется разъяснение ФТС России по этому поводу. Особенно в отношении того, является ли нахождение физического лица в "зеленом" коридоре свидетельством того, что им выполнены необходимые действия и операции по заявлению сведений таможенному органу. Если да, то с какого момента: с момента входа в "зеленый" коридор или в момент выхода из него. Напомним, что ранее существовала иная проблема для таможенных органов. После того как физическое лицо производило декларирование в конклюдентной форме (т.е., по сути, проходило по "зеленому" коридору), должностными лицами таможенных органов перед проведением таможенного контроля этому физическому лицу предлагалось заявить сведения в письменной форме путем подачи ПТД. Подобные действия сотрудников таможенных органов признавались судами неправомерными, поскольку лицо уже произвело декларирование товара в конклюдентной форме.

Направление движения к  каждому коридору и вход (въезд) в  каждый коридор должны быть четко  обозначены и различимы. Вход (въезд) в "красный" коридор обозначается специальным графическим символом в виде квадрата красного цвета на белом фоне, а также выполненными красным цветом на  государственном  языке государства -  члена таможенного союза,  русском и английском языках надписями "Красный коридор"  и "Red channel",  "Товары, подлежащие письменному декларированию" и "Goods to declare". Вход (въезд)  в  "зеленый" коридор обозначается специальным графическим символом в виде восьмиугольника зеленого цвета на белом фоне, а также выполненными зеленым цветом на государственном языке государства - члена таможенного союза, русском и английском  языках  надписями  "Зеленый  коридор"  и  "Green  channel",  "Товаров, подлежащих письменному декларированию, нет" и "Nothing to declare". Место входа  (въезда) в "зеленый" коридор и место выхода (выезда) из "зеленого" коридора обозначаются зелеными (белыми) линиями шириной до 50 сантиметров. Расстояние между  линиями,  обозначающими место входа (въезда) в "зеленый" коридор и место выхода (выезда) из "зеленого" коридора, должно быть не менее 2-х метров. Допускается использование для надписей помимо государственного языка государства таможенного союза, русского и английского, любого другого языка, применение которого признает целесообразным таможенный орган, в регионе деятельности которого расположено место прибытия товаров и место убытия товаров.

В месте  прибытия товаров коридоры "красный" и "зеленый" должны располагаться после места выдачи багажа так, чтобы при выборе коридора физическое лицо имело при себе сопровождаемый багаж.

В месте убытия товаров  коридоры "красный" и "зеленый", как правило, должны располагаться до места регистрации пассажиров и сдачи багажа  так, чтобы при выборе канала физическое лицо имело при себе сопровождаемый багаж.

В пунктах пропуска через  государственные (таможенные) границы  государств - членов таможенного союза, расположенных в аэропортах, открытых для международных сообщений (полетов), при убытии товаров с таможенной территории таможенного союза допускается расположение "красного"   и "зеленого"   коридоров после места регистрации пассажиров и сдачи багажа в случаях создания в них условий, обеспечивающих соблюдение и своевременное выявление нарушений законодательства таможенного союза в отношении товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, сданном авиаперевозчику до проведения таможенного контроля, и лиц, совершивших такие правонарушения.

"Красный" и "зеленый"  коридоры в аэропортах, открытых  для международных сообщений  (полетов), должны быть разделены  способом, исключающим наблюдение  за лицами, перемещающимися по  другому коридору, а также обозначены на государственном языке государства - члена таможенного союза, русском и английском языках надписями "Таможня" и "Customs".  

В информационной зоне должны находиться краткие справки об основных положениях таможенного законодательства таможенного союз по вопросам перемещения через таможенную границу таможенного союза физическими лицами товаров для личного пользования и иногда  законодательства таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, о порядке применения системы двойного коридора, а также предупреждение об ответственности за нарушение таможенных правил.

Информационную  зону оборудуют стендами, щитами, табло и другими устройствами с информационным материалами на государственном языке государства  -  члена таможенного союза, русском и английском языках, а также на любом другом языке, использование которого признает целесообразным таможенный орган, в регионе деятельности которого расположено место прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории.

В информационной зоне  должны быть оборудованы места  для заполнения бланков пассажирской таможенной декларации с запасом чистых бланков и образцами ее заполнения.

Расположение "красного"  и "зеленого"  коридоров должно по возможности обеспечивать прямое движение потока физических лиц от информационной зоны или места выдачи багажа и до выхода из коридоров после совершения таможенных процедур. Расстояние между информационной зоной или местом выдачи багажа и входами в коридоры (зона  накопления) должно позволить физическому лицу выбрать соответствующий коридор и войти в него, не испытывая затруднений.

При использовании системы  двойного коридора должны быть исключены  специальные проходы (проезды) для  физических лиц (транспортных средств), пользующихся таможенными льготами в соответствии с международными договорами государств - членов  таможенного союза, и в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом таможенного союза. Такие физические лица (транспортные средства) могут проследовать как по "зеленому", так и по "красному" коридору в зависимости от того, какие товары они перемещают через таможенную границу таможенного союза.

Система двойного коридора может не применяться  в залах официальных лиц и делегаций, организованных в местах прибытия товаров и местах убытия товаров.         

 

                  

              Глава 3.Федеральная таможенная служба в

                            ТАМоженном декларировании.

 

                                3.1.Электронное декларирование.

В Российской Федерации  в течение последних 10 лет активно внедряются информационно-коммуникационные технологии в деятельность органов исполнительной власти. Очевидно, что применение информационных технологий позволяет упростить процесс подготовки и принятия решений за счет минимизации влияния человеческого фактора и сделать этот процесс более прозрачным для бизнеса, сократить расходы на государственное управление, повысить качество предоставления государственных услуг. 
Не осталась в стороне и Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), развивая информационные технологии предоставления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием сети Интернет (Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет") с целью внедрения безбумажной технологии таможенного оформления и таможенного контроля для сокращения времени прохождения таможенных процедур.

Данные работы ведутся  в соответствии с Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Рекомендациями Всемирной таможенной организации, Федеральной целевой программой "Электронная Россия на 2002 - 2010 годы".

Передача данных для  целей таможенного оформления через  сеть Интернет дает возможность декларанту представлять таможенному органу грузовую таможенную декларацию (ГТД), вносить в нее необходимые корректировки для устранения возможных ошибок и недочетов, без непосредственного присутствия представителя декларанта в таможенном органе, а также в режиме реального времени отслеживать этапы и состояние таможенного оформления. 

Говоря о правовом регулировании  электронного декларирования, то можно  сказать, что электронное декларирование осуществляется на основе ТК ТС, Федерального Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ »,  а также на основе положений  от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также положения от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». 
Внедрение электронного декларирования началось в 2002 г. с применением технологии ЭД-1 (передача данных по выделенному каналу, затраты на подключение по данной технологии около 300 000 рублей), в 2008 г. начала внедряться технология ЭД-2 (передача через Интернет через информационного оператора, затраты на подключение порядка). 
Для подачи таможенной декларации в электронном виде необходимы три составляющие - электронно-цифровая подпись (выдается Главным научно-информационным вычислительным центром Федеральной таможенной службы (ГНИВЦ ФТС России)), программный продукт, абонентский пункт (собственный (технология ЭД-1) или информационный оператор, который предоставляет канал передачи информации и обеспечивает выполнение требований безопасности при пересылке сведений от участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) до ГНИВЦ ФТС России при работе в системе электронного декларирования через Интернет (технология ЭД-2)). 
Напомним, что первая электронная декларация по технологии ЭД-1 была выпущена 25 ноября 2002 г., по технологии ЭД-2 - 9 сентября 2008 г. на Каширском таможенном посту, а масштабное внедрение новой технологии в системе ФТС России началось в сентябре 2009 г. Ежедневно таможенными органами выпускается 31,67% интернет-деклараций (еще в январе 2010 г. этот показатель составлял только 2,6%). В настоящее время отмечается рост интереса участников ВЭД, напуганных переходом на обязательное декларирование в 2011 г., к применению безбумажной технологии - уже более 21% участников ВЭД отправляют ГТД через Интернет. 
Опыт государств, внедривших электронное декларирование, выявил следующие преимущества электронного декларирования: 
- усиление контроля товаров; 
- эффективный сбор и учет доходов; 
- сокращение времени оформления груза благодаря упрощению таможенных формальностей; 
- более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами; 
- единообразное применение таможенного законодательства; 
- повышение прозрачности и предсказуемости таможенного оформления; 
- снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц; 
- повышение качества управленческой информации; 
- эффективное использование человеческих и технических ресурсов; 
- получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления. 
В числе российских преимуществ электронного декларирования через Интернет следует добавить: 
1) сокращение времени таможенного оформления до трех часов вместо трех дней; 
2) доступность подключения (по сравнению с технологией ЭД-1); 
3) возможность оформлять ГТД на любом таможенном посту ФТС России; 
4) уменьшение коррупционной составляющей за счет уменьшения непосредственных контактов с сотрудниками таможенных органов. 
По оценкам специалистов группы компаний "Тамга", при применении электронного декларирования они получают "экономию транспортных расходов: при перевозках ж/д транспортом - от 200 до 1000 долларов США; при перевозках автомобильным транспортом - от 100 до 200 долларов США; при перевозках водным транспортом - от 700 до 20 000 долларов США; при перевозках воздушным транспортом от 400 до 2000 долларов США". 
Однако, несмотря на внедрение электронного декларирования, система таможенного оформления в России усложняется с каждым годом, что не раз отмечалось Президентом и премьер-министром РФ. Согласно отчету Всемирного банка по уровню предоставляемых таможенных услуг, Российская Федерация в 2009 и 2010 гг. занимает 162-ю позицию в рейтинге, в 2008 г. - занимала 160-ю позицию. 
На Международной конференции "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества", прошедшей в г. Москве 21 октября 2010 г., заместитель руководителя Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Алексей Друшляков сообщил о 100-процентной готовности таможенных органов к работе по технологии электронного декларирования. По его словам, для успешной работы по данной технологии нужно осуществить ряд мероприятий, выходящих за рамки компетенции ФТС России, в том числе: создание центра выдачи и идентификации электронной цифровой подписи, модернизация исполнительными органами своих информационных систем. 
Но, как и у всякой новой системы, у электронного декларирования имеются недостатки:

1) непонимание преимуществ  информационных технологий сотрудниками  таможенных органов; 
2) недостаточный уровень подготовленности сотрудников таможенных органов, использующих их при выполнении служебных обязанностей; 
3) технические проблемы (недостаточная техническая оснащенность таможенных органов, недостатки программных средств). 
На наш взгляд, следует также отметить: 
1. ФТС России, внедряя информационную систему, делает это не взаимосвязано как с государственными, так и с негосударственными организациями, что не дает возможности отказаться от бумажных документов, поскольку участникам ВЭД приходится использовать бумажные документы, а подготовка электронных документов для таможенного оформления требует дополнительных временных затрат. 
2. Ввиду того что в передаче данных участвуют несколько подразделений (информационный оператор - ГНИВЦ - региональное таможенное управление - таможня), в результате происходят сбои и искажения при передаче данных, частичная их потеря, что приводит к задержкам в ходе таможенного оформления. 
3. Медленно идет процесс гармонизации таможенного законодательства, которое не адаптировано к процедурам электронного таможенного оформления (например, процедура выдачи грузов со склада временного хранения; уточнение порядка списания денежных средств, применение мер по системе управления рисками; технология уплаты таможенных платежей в электронном виде и т.д.). 
4. В настоящее время ФТС России сертифицировано 6 программных продуктов для передачи данных для целей электронного таможенного оформления через сеть Интернет. На наш взгляд, ФТС России должна предусмотреть создание терминалов самообслуживания на территории таможенного органа, которые участник ВЭД мог бы использовать для передачи данных в таможенный орган, а также предусмотреть заполнение таможенной декларации через сайт ФТС России или ГНИВЦ ФТС России, минуя информационного оператора. 
Как считается, система электронного декларирования позволяет существенно упростить процедуру декларирования как таможенным органам, так и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что, на наш взгляд, является заблуждением. Данная система вводилась без первичной рационализации, нормализации и упрощения бумажных процессов и процедур, т.е. она просто копировала процедуру бумажного декларирования. В результате неэффективную бумажную систему заменили неэффективной информационной системой, что не может дать положительного эффекта. А сокращение времени таможенного оформления произошло из-за установления нового норматива для времени таможенного оформления. 
Подчеркнем, что расширение практики применения электронного декларирования - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед таможенными органами. 
Однако использование электронного декларирования не является панацеей от всех проблем, оно также не должно стать самоцелью.

Информация о работе Таможенное декларирование товаров