Таможенное декларирование товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробное рассмотрение условий и особенностей декларирования товаров.

Оглавление

Введение
Глава 1. Таможенное декларирование, как основная таможенная операция.
4
1.2. Понятие таможенного декларирования. 5
1.3. Место и сроки таможенного декларирования в порядке перемещения товаров.
10
Глава 2. Процедурные аспекты декларирования товаров.

2.1. Формы декларирования товаров.
14
2.2. Виды таможенных деклараций. 21
2.3. Особенности декларирования товаров с использованием системы «зеленого» и «красного» коридора.
26
Глава 3.Федеральная таможенная служба в таможенном декларировании.
3.1.Электронное декларирование 34
3.2 Общая схема работы при электронном декларировании через информационного оператора. 36
3.3 Технология электронного декларирования. 39
Заключение. 48
Список используемых нормативно-правовых актов

Файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

 

       3.2. Общая схема работы при электронном декларировании через информационного оператора.

 

Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной  процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант  и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет. Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах. 

   Процесс электронного декларирования имеет строго формализованную структуру и осуществляется с использованием комплекса программных и технических средств, самостоятельная реализация которого - достаточно длительный и дорогостоящий процесс. Избежать неоправданно высоких затрат позволяет организация работы через лицензированного информационного оператора, в основе которой лежит принцип предоставления пользователю всех возможностей технологии электронного декларирования при условии оплаты участником ВЭД каждой успешно переданной и оформленной ТД. 

 Когда используется  электронное декларирование, обмен  информацией между декларантом  и таможенным органом осуществляется посредством взаимодействия информационной системы лица, декларирующего товары, и информационной системы таможенного органа. Следует отметить, что лица, претендующие на получение Электронной Цифровой Подписи (далее ЭЦП) для целей электронного декларирования, самостоятельно комплектуют свою информационную систему аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, а также необходимым программным обеспечением и средствами защиты информации.

На сегодняшний день существует два варианта электронной формы декларирования – электронное декларирование с подключением к ведомственной локально-вычислительной сети таможни (ЭД1) и электронное декларирование с подключением к Главному Научно-Информационному Вычислительному Центру (ГНИВЦ) ТС через сеть Интернет (ЭД2).

Декларант оформляет  ТД и весь необходимый пакет документов на своем  рабочем месте, заверяет своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет информационному оператору.

     Пакет документов проходит через сервер информационного оператора и далее по защищенному каналу в АПС "Электронное предоставление сведений" ГНИВЦ ФТС России, где проверяются права доступа участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП.

   По ведомственной транспортной системе таможенных органов документы поступают непосредственно в систему АИСТ РТ-21 (АИС "АИСТ-М"), на конкретный таможенный пост на котором и будет происходить таможенное оформление товаров. Все сообщения таможенного инспектора, занимающегося оформлением товаров, идут обратно по таможенным каналам и через сервер информационного оператора поступают участнику ВЭД. Таких циклов обмена сообщениями между инспектором и декларантом может быть несколько, в конечном итоге процедура электронного оформления товаров завершается.

После проведения таможенного контроля и таможенного оформления, должностное лицо таможенного органа проставляет отметки о выпуске, разрешении на вывоз, отказе, внесении изменений в электронную декларацию или отзыве электронной декларации и др.

Внесенные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа, после чего декларанту направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

После выпуска товаров, должностное лицо таможенного органа направляет владельцу СВХ, на котором расположены товары, разрешение на выдачу товаров по утвержденной форме.

Также стоит отметить, что должностное лицо таможенного  органа вправе запросить бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых под заявленный таможенный режим только в случае:

-        выявления рисков, либо в случаях, указанных в Инструкции;  
-        выявления несоответствия сведений в электронной декларации, в результате проведенного таможенного осмотра или досмотра товаров. Декларант оформляет ТД и весь необходимый пакет документов на своем рабочем месте, заверяет своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет информационному оператору.

  Пакет документов  проходит через сервер информационного  оператора и далее по защищенному каналу в АПС "Электронное предоставление сведений" ГНИВЦ ФТС России, где проверяются права доступа участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП.

   По ведомственной транспортной системе таможенных органов документы поступают непосредственно в систему АИСТ РТ-21 (АИС "АИСТ-М"), на конкретный таможенный пост на котором и будет происходить таможенное оформление товаров. Все сообщения таможенного инспектора, занимающегося оформлением товаров, идут обратно по таможенным каналам и через сервер информационного оператора поступают участнику ВЭД. Таких циклов обмена сообщениями между инспектором и декларантом может быть несколько, в конечном итоге процедура электронного оформления товаров завершается.

   После проведения таможенного контроля и таможенного оформления, должностное лицо таможенного органа проставляет отметки о выпуске, разрешении на вывоз, отказе, внесении изменений в электронную декларацию или отзыве электронной декларации и др.

   Внесенные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа, после чего декларанту направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

   После выпуска товаров, должностное лицо таможенного органа направляет владельцу СВХ, на котором расположены товары, разрешение на выдачу товаров по утвержденной форме.  Также стоит отметить, что должностное лицо таможенного органа вправе запросить бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых под заявленный таможенный режим только в случае:

-        выявления рисков, либо в случаях, указанных в Инструкции;  
-        выявления несоответствия сведений в электронной декларации,

в результате проведенного таможенного осмотра или досмотра товаров.  
 

 

                               3.3.Технология электронного декларирования.

 

 

Внедрение стопроцентного электронного декларирования является главной задачей ФТС. Использование  интернет – технологий при проведении таможенного оформления и таможенного  контроля является перспективным направлением деятельности таможенных органов. Первым документом, положивший начало электронному декларированию в России, был Приказ ГТК России № 395 от 30 марта 2004 года «Об  утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».    

Декларация  на товары при таможенном декларировании в электронной форме подписывается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.    

В настоящее время действует  новый документ,  Приказ ФТС РФ от 24 января 2008 года N 52 «В целях обеспечения внедрения информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"», который помогает усовершенствовать процессы таможенного оформления и контроля, а также повысить эффективность работы пунктов пропуска на границе.  
1 января 2011 года вступила в силу «Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа» № 494 от 8.12.2010 года. Данная инструкция разработана в соответствии со статьей 180 и 183 Таможенного кодекса ТС и определяет порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа.    

Интернет-декларирование позволяет уйти от бумажного документооборота, а также увеличить скорость оформления деклараций – на выпуск теперь уходит в среднем от 30 минут до 3 часов. Причем декларанту нет необходимости присутствовать на таможенном посту. Отправку документов в адрес таможенного инспектора декларант выполняет прямо с рабочего места. Документы можно отправлять с любого компьютера, на котором установлены средства криптозащиты информации и декларантская программа с функциями ЭД, например, «ГТД-PRO».      

Технология  электронного декларирования товаров  и транспортных средств в 2010 г. получила повсеместное применение. По данным ФТС  России, если в январе доля составила всего 2,6% от общего объема, то в декабре 51,5% деклараций оформлялись с применением Интернета. Свыше 30% участников ВЭД применяли интернет-декларирование9.

Опыт  работы показывает что современная форма декларирования выгодна не только таможенной службе. Бизнес также оценил ее достоинства и старается не отставать от информационно-технического прогресса.

В большей  степени эффективность новой  технологии оценили предприятия  и организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность по долгосрочным контрактам. В тех случаях, когда основные данные о товарах и особенностях их перемещения от поставки к поставке практически или совсем не меняются процесс подготовки декларантом  и проверки должностным лицом  таможенного поста электронной  декларации занимает минимальное время.

Основными причина нежелания  внедрять новую технологию в собственные  производственные процессы является, с одной стороны, небольшие объемы перемещения таможенных грузов, а  с другой – определенные финансовые затраты по организации и оборудованию абонентских пунктов соответствии с установленными требованиями и заключению договоров с информационными операторами, предоставляющими услуги при работе в системе электронного декларирования.

К сожалению есть и  другие факторы, ограничивающие реализацию электронного декларирования. Прежде всего, это проблемы технического характера, связанные со сбоями в работе аппаратно-программных комплексов и каналов связи. В это же время технические специалисты таможни осуществляют все необходимые мероприятия по минимизации и исключению задержек в передаче информации.

Кроме того, до сих пор не решена проблема информационного взаимодействия таможни  с другими ведомствами, участие  которых в электронном документообороте могло бы способствовать упрощению  таможенного контроля10. Есть еще одна причина неэффективности электронного декларирования – политическая. Государство не доверяет ни участникам внешнеэкономической деятельности, ни своим собственным структурам отсюда многочисленные проверки и перепроверки, приводящие к проволочкам. Но несмотря на наличие проблем, преимущества электронного декларирования неоспоримы технология ЭД-2 отвечает реалиям современного развития внешней торговли в нашей стране, а следовательно, продолжает развиваться.

      На первоначальном этапе внедрения электронного декларирования была предложена технологическая схема  оформления ЭД-1, в которой передаются графические файлы, включая отсканированные.

Для подготовки и передачи этих данных требуется  специальное программное обеспечение. Кроме того, брокер может подключиться к ведомственной сети таможни только по специально выделенным каналам связи. Прокладка и эксплуатация этих каналов, а также установка программного обеспечения требует значительных финансовых затрат. А нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что, в конечном счете, снижает скорость оформления.        

 Схема ЭД-2, так называемое электронное декларирование второго поколения или интернет-декларирование, допускает передачу данных по сети Интернет, хотя и через специально оборудованный узел доступа. При этом не обязательно создавать собственный узел доступа, можно воспользоваться услугами информационного оператора.

Для оформления используются формализованные данные (т.е. в виде электронного документа), работа с которыми давно и хорошо отлажена с использованием привычного для декларанта программного обеспечения.

В этой схеме  весь обмен данными – в таможню (ДТ, ДТС, прочие ЭД-документы) и обратно из таможни (подтверждение о приёме, регистрационный номер, протоколы ошибок, подтверждение «выпуск разрешен») - осуществляется с помощью открытого документированного набора сообщений XML-формата через единый почтовый сервер. Почтовая система позволяет моментально осуществлять обратную связь таможня – декларант и оперативно исправлять допущенные ошибки или запрашивать дополнительные сведения.

Главное преимущество этих технологий в том, что отправка документов на таможенный пост осуществляется прямо с рабочего места декларанта, а значит, не требуется тратить время и средства на поездки в таможню. Все изменения и дополнения вносятся в декларацию в процессе обмена электронными сообщениями с таможенным инспектором.

В среднем время  таможенного оформления, включая досмотр и выпуск товара, составило 30 минут, то есть, как минимум, на порядок меньше среднего времени при оформлении с использованием бумажного вида ДТ.

Более наглядно  сравнить две технологии позволяет  расположенная ниже  таблица.

 

 

 

 

 Электронное декларирование

(ЭД-1)

 Интернет-декларирование

(ЭД-2)

Существует  только один разработчик программного обеспечения (ЛЭТИ)

Разработчиком программного обеспечения может  быть любое заинтересованное лицо

Высокая стоимость системы  электронного декларирования             ( расчетная стоимость от 500 тыс.руб. до 1,5 млн.руб. в комплексе)

Снижение финансовых затрат на развертывание и расширение системы Интернет – декларирования (расчетная стоимость 350 тыс. руб.)

Подключение к ведомственной сети таможенных органов. При удаленном нахождении от таможенного органа необходимость  построения каналов связи

Использование существующих выделенных каналов доступа  в сеть Интернет

Таможенный  инспектор работает в 3-х программных средствах – система Электронного декларирования, конвертатор ЭДТ, штатное программное средство АИСТ-РТ21

Таможенный  инспектор работает в одном программном  средстве – АИСТ-РТ21 или АИСТ-М

Закрытая  спецификация обмена

Открытая спецификация (опубликована на официальном сайте ФТС России http:/www.customs.ru)

При возврате ЭДТ протокол ошибок формируется вручную

При возврате ЭДТ протокол ошибок формируется автоматически  по результатам ФПК

Долгосрочные  документы хранятся в электронном  архиве без автоматического доступа из представленной описи документов к ДТ

Долгосрочные  документы поступают в КПС АИСТ-РТ21 или АИСТ-М. Доступ к документам осуществляется автоматически из описи документов

Информация о работе Таможенное декларирование товаров