Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС
Теоретическая разработанность. Становление зоны свободной торговли и таможенный союз изучались многими зарубежными и отечественными исследователями, политиками и экономистами. Однако это изучение основано на общих знаниях о становлении зон торговли в странах СНГ и Европы.

Файлы: 1 файл

Становление зоны свободного торговли и таможенного союза стран СНГ.docx

— 72.85 Кб (Скачать)

в) как самодостаточную модель, не предусматривающую интеграцию с другими структурами или перехода к более развитым формам интеграции (ЕАСТ, НАФТА).

Первая модель предполагает движение к некой отдаленности от мировых рынков, может быть способом протекционизма для определенных сфер и отраслей национальных экономик. Поэтому внутренние факторы структурных изменений в рамках таможенных союзов должны быть достаточными, чтобы предупредить возможную экономическую автаркию и замедление социально-экономического развития стран-членов.

Наиболее эффективна и оправданна эта модель для стран с довольно высоким уровнем социально-экономического развития (например, ЕЭС). Использование же ее для стран с невысоким уровнем социально-экономического развития, недостаточно развитой структурой национального производства, как правило, довольно быстро исчерпывает себя.

Вторая модель усиливает конкурентное давление на внутренних производителей, следовательно, повышает эффективность национального производства в целом. Таким образом, она способствует росту конкурентоспособности национальной экономики, готовит условия для вступления в более требовательные и развитые международные интеграционные организации. Поэтому для развивающихся стран и стран с переходной экономикой использование ЗСТ с хорошо продуманной трансформацией системы защиты национальных производителей является наиболее оптимальной моделью для достаточно быстрой адаптации к требованиям внешних рынков.

Наибольшее развитие (по количеству стран-участниц) приобрела третья целевая модель зон свободной торговли. Решая задачи углубления интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, эта модель сохраняет высокую степень свободы в формировании и изменении внешнеэкономических приоритетов, возможность перехода к вышеупомянутым моделям.

На современном этапе развития мировой экономики для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также, что функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является приоритетным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и другие.

Качественно более высокой ступенью интеграции является общий рынок. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание таможенного союза в общий рынок обусловливается как чисто экономическими, так и политическими факторами. Несмотря на исчезновение тарифных препятствий по обмену, существуют нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании таможенного союза, например, в Европе, не предвиделось подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание «действительно единого» общего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания общего рынка необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач. Первые две задачи решаются на ранних этапах развития межгосударственной экономической интеграции. Упраздняются таможенные пошлины между государствами - членами и разрабатывается единая торговая политика по отношению к третьим странам. Это является предпосылками перехода к общему рынку.

Третья задача - разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача - создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

Как известно, в Европе общий рынок был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания платежного союза, причем в короткие сроки, к началу 1999 г. Это - межгосударственное соглашение, регулирующее организацию расчетов и платежей между двумя и более странами, определяющее также валюту, в которой платежи производятся.

Одним из сложнейших этапов развития межгосударственной экономической интеграции является переход от общего рынка через экономический союз к платежному союзу. Применительно к Европейскому Союзу - единственной группировке, достигшей данного этапа развития интеграции, это связано с проведением единой валютно-финансовой политики по внедрению единой европейской валюты «евро».

Обобщение мировой практики интеграционного развития, предполагающего последовательное прохождение различных стадий, показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интеграционных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, зоны свободной торговли и таможенные союзы являются неотъемлемой частью мировой экономики и одним из способов международных экономических отношений. Они способствуют большей интеграции между странами - участницами, устранению экономических барьеров и как следствие упрощению торговли.

Конечно же, есть и проблемы, так вследствие интенсивного процесса, происходящего последние три года, создания двусторонних зон свободной торговли в мировой экономике есть свои противники. Они утверждают, что двусторонние соглашения приводят к появлению в основном эффектов отклонения торговли, нежели ее создания; подрывают основы формирования многостороннего механизма регулирования мировой торговли в рамках ВТО. Существует мнение, что менее развитые страны мало что получают от этих процессов, ведь они либо не вовлечены в подобные соглашения, либо являются более слабыми партнерами.

Но, в конце концов, страны, активно стремящиеся реформировать национальные экономики, расширение доступа к рынкам более развитых стран, рассматривают как эффективный способ достижения своей цели. Для них очень важно не оставаться в стороне от международных интеграционных процессов, на периферии региональных и мировой экономик. Для неконкурентных и слабо конкурентных национальных экономик мировое и региональные экономические сообщества могут предложить другие экономические механизмы их привлечения к международному экономическому обмену.

Для таможенного же союза на современном этапе развития мировой экономики возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране.

Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности.

В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно - тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.

В дальнейшем планируется трансформировать таможенные союзы в общий рынок, это обусловливается как чисто экономическими, так и политическими факторами.

Стоит так же отметить, что углубляющаяся глобализация мировой экономики, особенно в последние 15--20 лет, ведет к появлению феномена комплексных форм свободной торговли, не похожих на традиционные. В этом случае такие соглашения обогащаются за счет содействия движению других факторов производства (услуги, рабочая сила, капитал) и новых сфер регулирования (конкуренция, государственные закупки, взаимное признание стандартов, вопросы демпинга, субсидий, интеллектуальной собственности и т.п.).

Так, соглашения о свободной торговле могут быть дополнены отдельными элементами общего рынка капиталов (НАФТА), общего рынка рабочей силы (Южноафриканское сообщество развития), общего рынка капиталов, услуг и рабочей силы (Европейская экономическая зона).

Так же подписываются соглашения о таможенных союзах, в основном со странами СНГ (Казахстан, Белоруссия, Россия).В заключении хотелось бы отметить что начало функционирования Таможенного союза возродило в России и Белоруссии надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и изучаются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб России и Белоруссии. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно арендует складские помещения для будущего конфиската.

Таможенный союз формируется наспех на основе противоречивых договоренностей - не только письменных, но и устных. Он явно привязан к политическому расписанию. Между тем цена ошибки при создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС огромна и, помимо экономической стороны, может иметь серьезное политическое значение.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Решение Комиссии таможенного  союза ЕврАзЭС «О порядках  декларирования, контроля и корректировки  таможенной стоимости товаров»  от 20 сентября 2010 г. N 376 // Правовая справочно-информационная  система «Консультант Плюс»;

2. Решение Комиссии Таможенного  Союза ЕврАзЭС "О едином таможенно-тарифном  регулировании таможенного союза  Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации" от 27.11.2009 г. N 130 // Правовая справочно-информационная  система «Консультант Плюс»;

3. Таможенный кодекс таможенного  союза.11.2009 N 17 // // Правовая справочно-информационная  система «Консультант Плюс»;

4. Решение Комиссии таможенного  союза ЕврАзЭС «О порядках  декларирования, контроля и корректировки  таможенной стоимости товаров»  от 20 сентября 2010 г. N 376 // Правовая справочно-информационная  система «Консультант Плюс»;

5. Аверьянова О.Д. Финансовые отношения  в свободных экономических зонах: Автореф. дис. канд. экон. наук / СПб. ун-т  эк-ки и фин. - СПб., 2008. - 17 с.

6. Кушлина В.И., Волгина Н.А. Государственное  регулирование экономики, М.: Экономика, 2007.-624с.

7. Лешина И. Е. Предпосылки и цели  создания экономических зон // Проблемы  местного самоуправления. - №5. - 2008. - С.6-15

8. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. -727с.

9. Мировая экономика: Учебник / Под  ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008.-734с.

10. Петрова А.Н. Государственное  регулирование экономики. - СПб.: Знание, 2008.-327с.

11. Сакс Дж. Рыночная экономика  России. - М.: Экономика, 2009. - 489 с.

12. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.-256с.

13. http://www/tsouz/ru официальный сайт  комиссии таможенного союза

14. http://www.economy.gov.ru/wps/portal - Министерство  экономического развития и торговли (официальный сайт).

15. http://www.hse.ru Эл. журнал о мировой  политике и международных отношениях.

Наговицин В.А. Проблемы СНГ на современном этапе развития.// Известия СКАГС № 1, 2008. 

Лопатников Д.Л. Экономическаягеография и регионалистика: учеб. пособие д/студентов вузов/Д.Л. Лопатников. – М.: Гардарики, 2006. – 224 с.

Информация о работе Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС