Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:48, курсовая работа
Цель работы рассмотреть становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС
Теоретическая разработанность. Становление зоны свободной торговли и таможенный союз изучались многими зарубежными и отечественными исследователями, политиками и экономистами. Однако это изучение основано на общих знаниях о становлении зон торговли в странах СНГ и Европы.
Стоит отметить, что в первые месяцы функционирования Таможенного союза были выявлены серьёзные проблемы и целый ряд острых вопросов. О них практически не пишут в аналитических изданиях, но каждому инвестору необходимо их знать и учитывать, четко разделяя пропаганду и агитацию в СМИ, от реальной действительности и заложенных в неё проблем.
Часть политических и экономических элит, независимых государств СНГ, особенно та, которая традиционно придерживается антироссийской ориентации, крайне болезненно воспринимает возврат к любому общему пространству, её до сих пор пугает призрак СССР. Тем более, что «таможенный союз», единая национальная валюта, от нее единый Национальный Банк и т.д. - это экономические атрибуты единого государства.
Ни одна национальная элита не захочет потерять практически неограниченную власть внутри своего государства. Поэтому, различные дипломатические формы отказа многих стран СНГ от участия в Таможенном союзе сводятся, прежде всего к опасению получить в Таможенном союзе «Троянского коня российского неоимпериализма», когда вслед за экономической властью, нужно будет делиться властью политической - создавать, как в ЕС общий парламент, комиссии, разрешать им контрольные функции и т.д. Поэтому, политические амбиции многих молодых государств не позволяют им реально делиться властью.
Поэтому одним из серьезных минусов ТС является негативный настрой представителей ряда крупных бизнес структур стран СНГ, которые думают, что:
Рассмотрев положительные и отрицатеьные стороны ТС, перейдем к рассмотрению ЗСТ, положительные стороны которой способствуют:
Таким образом, основное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что его участники не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Примером такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (позже - Европейский союз), а также МЕРКОСУР.
При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происходит переориентация на импорт из стран - участниц соглашения, происходят изменения в производстве и потреблении продукции.
Таможенный союз достаточно логически завершенная форма. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более усовершенствованным формам торгово-экономических союзов.
Договаривающиеся Стороны определяют Таможенный союз, как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:
- наличие единой таможенной территории государств - участников таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:
- отмены в торговле между
государствами
- установления и применения
в отношениях с третьими
- формирования механизма
- наличие однотипного механизма
регулирования экономики, базирующегося
на рыночных принципах
Договаривающиеся стороны провозглашают следующие цели создания таможенного союза:
- обеспечение совместными
- гарантирование устойчивого
- укрепление координации
- создание условий для
- создание условий для
У интенсивного процесса, происходящего последние три года, создания двусторонних зон свободной торговли в мировой экономике есть свои противники и критики. Они утверждают, что двусторонние соглашения приводят к появлению в основном эффектов отклонения торговли, нежели ее создания; подрывают основы формирования многостороннего механизма регулирования мировой торговли в рамках ВТО. Существует мнение, что менее развитые страны мало что получают от этих процессов, ведь они либо не вовлечены в подобные соглашения, либо являются более слабыми партнерами.
Признавая, что проблемы существуют, сторонники двусторонних соглашений подчеркивают, что именно от политического выбора зависит реальная глубина и отраслевой охват зон свободной торговли, а следовательно -- предпосылки для более эффективного использования ресурсов. Двусторонние соглашения не только не подрывают основы многосторонних договоренностей, а наоборот, развивают и углубляют их, ведь ВТО может двигаться вперед, только когда есть коллективное стремление к этому, а оно есть не всегда. Приостановка в июне 2006 года переговоров в рамках Дохийского раунда лишь подтверждает эту позицию.
В конце концов, страны, активно стремящиеся реформировать национальные экономики, расширение доступа к рынкам более развитых стран, рассматривают как эффективный способ достижения своей цели. Для них очень важно не оставаться в стороне от международных интеграционных процессов, на периферии региональных и мировой экономик. Для неконкурентных и слабо конкурентных национальных экономик мировое и региональные экономические сообщества могут предложить другие экономические механизмы их привлечения к международному экономическому обмену.
Вхождение стран в зоны свободной торговли не ведет автоматически к появлению только положительных экономических эффектов, с ним связаны и определенные риски. Поэтому расчеты экономических эффектов до и после перехода к свободной торговле могут существенно отличаться как по характеру, так и по объему эффектов. Например, Испания и Турция значительно сократили разрыв в индустриализации со странами -- членами ЕС, переориентировали структуру регионального экспорта с трудоемких товаров на капиталоемкие, в отличие от Португалии и Греции.
Характер, объемы и структура экономических эффектов определяют уровень заинтересованности страны в целом, отдельных сфер, отраслей и предприятий в участии в зонах свободной торговли. К статическим эффектам относятся, как правило, эффекты создания и отклонения торговли; условий торговли; распределения доходов; снижения цен вследствие усиления конкуренции. К динамическим -- как правило, рост эффективности производства в целом и использование отдельных факторов; технико-экономические изменения и инновации; экономия на масштабах производства; структурные изменения в национальной экономике; рост занятости; повышение темпов экономического роста; устранение узких мест в предложении товаров; повышение конкурентоспособности товаров; улучшение внутрифирменной организации и управления; рост прямых иностранных инвестиций.
«Эффект домино» «Эффект домино»- когда страна, обладающая более мощной и конкурентоспособной экономикой, вливает инвестиции в экономики мелкие и менее развитые.
Так, кредитные рейтинги Чили и Южной Кореи возросли сразу после начала переговоров по созданию зоны свободной торговли с США.) зон свободной торговли предполагает, что когда соглашение носит региональный характер, то конкурентоспособность компании в других странах, прежде всего соседних, на соответствующих рынках уменьшается. При этом, чем более емкими являются национальные рынки стран -- участниц соглашения о свободной торговле и устраняемых барьерах, тем больше экономическая дискриминация стран -- не членов соглашения.
Практически все соглашения о свободной торговле, по крайней мере, на начальных этапах, характеризуются неполнотой режима. Эта неполнота может проявляться в асимметричности взаимного открытия рынков
Неполнота и асимметричность взаимного открытия рынков обусловлена, как правило, существенным отличием в уровнях экономического развития стран-участниц, способностью национальных производителей и потребителей адаптироваться к новым пропорциям обмена, наличием структурных и ценовых диспропорций.
Но все же зона свободной торговли это универсальная модель для начала интеграции между странами. Они могут как промежуточная форма международной экономической интеграции, как механизм перехода к более сложным и развитым формам экономического взаимодействия стран. С этой точки зрения можно выделить три целевые модели свободной торговли:
а) как начальный этап более глубокой интеграции, перехода к таможенному союзу, общему рынку, экономическому и валютному союзу этих же стран (ЕЭС, ЕврАзЭС);
б) как метод подготовки и адаптации к вступлению в другие интеграционные объединения;
Информация о работе Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС