Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС
Теоретическая разработанность. Становление зоны свободной торговли и таможенный союз изучались многими зарубежными и отечественными исследователями, политиками и экономистами. Однако это изучение основано на общих знаниях о становлении зон торговли в странах СНГ и Европы.

Файлы: 1 файл

Становление зоны свободного торговли и таможенного союза стран СНГ.docx

— 72.85 Кб (Скачать)
  • Казахстану тяжело отстаивать свои экономические интересы, из-за доминирования России в ТС

  • Увеличивается количество «серого» импорта

Стоит отметить, что в первые месяцы функционирования Таможенного союза были выявлены серьёзные проблемы и целый ряд острых вопросов. О них практически не пишут в аналитических изданиях, но каждому инвестору необходимо их знать и учитывать, четко разделяя пропаганду и агитацию в СМИ, от реальной действительности и заложенных в неё проблем.

Часть политических и экономических элит, независимых государств СНГ, особенно та, которая традиционно придерживается антироссийской ориентации, крайне болезненно воспринимает возврат к любому общему пространству, её до сих пор пугает призрак СССР. Тем более, что «таможенный союз», единая национальная валюта, от нее единый Национальный Банк и т.д. - это экономические атрибуты единого государства.

Ни одна национальная элита не захочет потерять практически неограниченную власть внутри своего государства. Поэтому, различные дипломатические формы отказа многих стран СНГ от участия в Таможенном союзе сводятся, прежде всего к опасению получить в Таможенном союзе «Троянского коня российского неоимпериализма», когда вслед за экономической властью, нужно будет делиться властью политической - создавать, как в ЕС общий парламент, комиссии, разрешать им контрольные функции и т.д. Поэтому, политические амбиции многих молодых государств не позволяют им реально делиться властью.

Поэтому одним из серьезных минусов ТС является негативный настрой представителей ряда крупных бизнес структур стран СНГ, которые думают, что:

  • Таможенный союз выгоден, в первую очередь, России, поскольку это отвечает её планам по созданию внутреннего замкнутого технологического производства. Тем более, что в 90% случаев за основу взяты пошлины, которые действуют в России.
  • форсированное создание Таможенного союза, что уже привело к серьёзным проблемам в сфере внешнеэкономической деятельности. Сегодня страны-участницы часто заняты тем, что подсчитывают убытки от скоропалительных решений. Таможенный союз достаточно декларативен, поскольку до сих пор не согласовано огромное количество позиций по таможенным пошлинам. 
  • несправедливое, с точки зрения казахов, белорусов, распределение таможенных платежей между участниками союза. Россия как важнейший экспортер, рассчитывает на большую часть сборов. 
  • из общего правила свободного перемещения товаров внутри Таможенного союза уже сделаны исключения. По-видимому, в условиях мирового кризиса, РФ не сможет полностью открыть свой внутренний рынок для белорусской сельскохозяйственной продукции, так же как и Беларусь, свой рынок для российской продукции, иначе, как полагают белорусские эксперты, около 80% производства в республике просто остановится. Беларусь, например, предполагала, что исчезнут и пошлины на нефть. Продолжающиеся меры по защите внутренних рынков ставят под сомнение выгоды вступления в Таможенный союз. 
  • недовольство нефтедобывающих компаний. Дело в том, что Таможенный союз предполагает единые экспортные пошлины на нефть. Это значит, что Казахстану, который обходился долгое время без этих пошлин, придется работать по общим правилам, а, значит, у нефтедобывающих компаний снизится прибыль. 
  • таможенные проблемы. Существует опасение, что контрабанда низкокачественных китайских товаров в Россию будет расти через кыргызстанско-казахстанскую границу, поскольку там нет надлежащего уровня таможенного контроля. Белорусской продукции, легкой и машиностроительной промышленности, будет тяжело конкурировать с дешевым китайским импортом. 
  • разница НДС внутри стран СНГ. Российские таможенники опасаются, что из-за разницы в размере НДС российские компании будут оформлять товар... на казахстанской территории. 
  • проблемы предвидят белорусские автоперевозчики. Их беспокоят вопросы страхования грузов, их сопровождения, финансового обеспечения доставки. Пока же им приходится подсчитывать убытки и разбираться с пробками на таможнях.
  • рост цен. Например, белорусы опасаются, что после унификации таможенных пошлин, автомобилиподорожают на 30%.  
    * если вводить российские таможенные пошлины, то около 20 тысяч рабочих мест в Беларуси будут ликвидированы. В Казахстане ожидают значительный рост цен на те же автомобили, а кроме того, на обувь, одежду, продукты питания, парфюмерию. Учитывая, что большая часть таможенных сборов может достаться России, Казахстан может лишиться около $470 млн.  
    * рост трансграничных организованных преступных группировок, как считает глава МВД РФ Р. Нургалиев, которые попытаются использовать прорехи Таможенного союза для ввоза контрабанды и отмывания денег. 
  • удар по отечественному производителю. Поскольку тарифная политика Таможенного союза основана на ставках РФ, в Казахстане опасаются, что это приведет к увеличению доли российских и белорусских товаров на их внутреннем рынке. Выжить смогут только самые передовые казахстанские предприятия. Правда, члены Таможенного союза получили право вводить переходные ставки, отличные от единого таможенного тарифа на период от полутора до четырех лет.

Рассмотрев положительные и отрицатеьные стороны ТС, перейдем к рассмотрению ЗСТ, положительные стороны которой способствуют:

  • расширению внутризональной торговли;
  • конкуренции, в результате чего преодолевается низкий уровень экономического развития того или иного региона, повышается роль последнего в общем внешнеторговом обороте, уменьшается социально-экономическая зависимость;
  • развитию инфраструктуры, что повышает экспортно-импортный потенциал отдельно взятой страны;
  • преодолению трудностей на рынке сбыта готовой продукции и оказания услуг.

Таким образом, основное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что его участники не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Примером такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (позже - Европейский союз), а также МЕРКОСУР.

При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происходит переориентация на импорт из стран - участниц соглашения, происходят изменения в производстве и потреблении продукции.

Таможенный союз достаточно логически завершенная форма. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более усовершенствованным формам торгово-экономических союзов.

Договаривающиеся Стороны определяют Таможенный союз, как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

- наличие единой таможенной  территории государств - участников  таможенного союза. Формирование  единой таможенной территории  осуществляется путем:

- отмены в торговле между  государствами Договаривающихся  Сторон товарами, происходящими  с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное  действие, а также количественных  ограничений;

- установления и применения  в отношениях с третьими странами  одинакового торгового режима, общих  таможенных тарифов и мер нетарифного  регулирования внешней торговли;

- формирования механизма взаимоотношений  Таможенного союза с третьими  государствами и международными

- наличие однотипного механизма  регулирования экономики, базирующегося  на рыночных принципах хозяйствования  и унифицированном законодательстве.

Договаривающиеся стороны провозглашают следующие цели создания таможенного союза:

- обеспечение совместными действиями  социально-экономического прогресса  своих стран путем устранения  между ними разделяющих препятствий  для свободного экономического  взаимодействия между хозяйствующими  субъектами;

- гарантирование устойчивого развития  экономики, свободного товарообмена  и добросовестной конкуренции;

- укрепление координации экономической  политики своих стран и обеспечение  всестороннего развития национального  народного хозяйства;

- создание условий для формирования  общего экономического пространства;

- создание условий для активного  выхода государств - членов таможенного  союза на мировой рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Сравнительные характеристики  норм и порядка ведения торговли  в ЗСТ и Таможенном союзе

Исходя из вышеизложенного становится понятно, что Зона свободной торговли – это стадия интеграции, при которой страны договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и ограничений, но каждая из которых проводит собственную торгово-экономическую политику по отношению к третьим странам, а Таможенный союз - объединение стран, договор не только об устранении таможенных барьеров, но и об установлении единых таможенных правил по отношению к странам, не входящим в союз.

Если брать количество ограничений со стороны Европы в отношении российского экспорта, оно в разы больше, чем те ограничения, которые действуют  в ТС. Если сравнивать нормы регулирования европейские и российские, то по очень многим позициям санитарные и ветеринарные требования в ТС и таможенном союзе более жесткие, чем те, которые действуют в Европе. Именно поэтому службам ТС приходится постоянно инспектировать европейские предприятия – проверять качество европейских товаров для того, чтобы отсекать ту часть импорта, которая не соответствует требованиям качества.

Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:

  • снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;

  • уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;

  • сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;

  • открытие новых рынков сбыта;

  • упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.

У интенсивного процесса, происходящего последние три года, создания двусторонних зон свободной торговли в мировой экономике есть свои противники и критики. Они утверждают, что двусторонние соглашения приводят к появлению в основном эффектов отклонения торговли, нежели ее создания; подрывают основы формирования многостороннего механизма регулирования мировой торговли в рамках ВТО. Существует мнение, что менее развитые страны мало что получают от этих процессов, ведь они либо не вовлечены в подобные соглашения, либо являются более слабыми партнерами.

Признавая, что проблемы существуют, сторонники двусторонних соглашений подчеркивают, что именно от политического выбора зависит реальная глубина и отраслевой охват зон свободной торговли, а следовательно -- предпосылки для более эффективного использования ресурсов. Двусторонние соглашения не только не подрывают основы многосторонних договоренностей, а наоборот, развивают и углубляют их, ведь ВТО может двигаться вперед, только когда есть коллективное стремление к этому, а оно есть не всегда. Приостановка в июне 2006 года переговоров в рамках Дохийского раунда лишь подтверждает эту позицию.

В конце концов, страны, активно стремящиеся реформировать национальные экономики, расширение доступа к рынкам более развитых стран, рассматривают как эффективный способ достижения своей цели. Для них очень важно не оставаться в стороне от международных интеграционных процессов, на периферии региональных и мировой экономик. Для неконкурентных и слабо конкурентных национальных экономик мировое и региональные экономические сообщества могут предложить другие экономические механизмы их привлечения к международному экономическому обмену.

Вхождение стран в зоны свободной торговли не ведет автоматически к появлению только положительных экономических эффектов, с ним связаны и определенные риски. Поэтому расчеты экономических эффектов до и после перехода к свободной торговле могут существенно отличаться как по характеру, так и по объему эффектов. Например, Испания и Турция значительно сократили разрыв в индустриализации со странами -- членами ЕС, переориентировали структуру регионального экспорта с трудоемких товаров на капиталоемкие, в отличие от Португалии и Греции.

Характер, объемы и структура экономических эффектов определяют уровень заинтересованности страны в целом, отдельных сфер, отраслей и предприятий в участии в зонах свободной торговли. К статическим эффектам относятся, как правило, эффекты создания и отклонения торговли; условий торговли; распределения доходов; снижения цен вследствие усиления конкуренции. К динамическим -- как правило, рост эффективности производства в целом и использование отдельных факторов; технико-экономические изменения и инновации; экономия на масштабах производства; структурные изменения в национальной экономике; рост занятости; повышение темпов экономического роста; устранение узких мест в предложении товаров; повышение конкурентоспособности товаров; улучшение внутрифирменной организации и управления; рост прямых иностранных инвестиций.

«Эффект домино» «Эффект домино»- когда страна, обладающая более мощной и конкурентоспособной экономикой, вливает инвестиции в экономики мелкие и менее развитые.

Так, кредитные рейтинги Чили и Южной Кореи возросли сразу после начала переговоров по созданию зоны свободной торговли с США.) зон свободной торговли предполагает, что когда соглашение носит региональный характер, то конкурентоспособность компании в других странах, прежде всего соседних, на соответствующих рынках уменьшается. При этом, чем более емкими являются национальные рынки стран -- участниц соглашения о свободной торговле и устраняемых барьерах, тем больше экономическая дискриминация стран -- не членов соглашения.

Практически все соглашения о свободной торговле, по крайней мере, на начальных этапах, характеризуются неполнотой режима. Эта неполнота может проявляться в асимметричности взаимного открытия рынков

Неполнота и асимметричность взаимного открытия рынков обусловлена, как правило, существенным отличием в уровнях экономического развития стран-участниц, способностью национальных производителей и потребителей адаптироваться к новым пропорциям обмена, наличием структурных и ценовых диспропорций.

Но все же зона свободной торговли это универсальная модель для начала интеграции между странами. Они могут как промежуточная форма международной экономической интеграции, как механизм перехода к более сложным и развитым формам экономического взаимодействия стран. С этой точки зрения можно выделить три целевые модели свободной торговли:

а) как начальный этап более глубокой интеграции, перехода к таможенному союзу, общему рынку, экономическому и валютному союзу этих же стран (ЕЭС, ЕврАзЭС);

б) как метод подготовки и адаптации к вступлению в другие интеграционные объединения;

Информация о работе Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС