Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС
Теоретическая разработанность. Становление зоны свободной торговли и таможенный союз изучались многими зарубежными и отечественными исследователями, политиками и экономистами. Однако это изучение основано на общих знаниях о становлении зон торговли в странах СНГ и Европы.

Файлы: 1 файл

Становление зоны свободного торговли и таможенного союза стран СНГ.docx

— 72.85 Кб (Скачать)

В октябре 2011 общим собранием глав правительств стран ЕврАзЭС было выдвинуто решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.

На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.

Основными задачами государств в таможенном союзе являются:

  • создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;

  • введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;

  • полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;

  • использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

  • функционирование единых органов управления таможенного союза.

По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:

  • применение общего таможенного тарифа;

  • использование единых мер нетарифного регулирования;

  • проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.

Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них.

Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.

В течение трех лет, что Россия, Беларусь и Казахстан живут в условиях одного рынка, товарооборот вырастал на 8%.  Предприниматели предпочитают искать партнеров внутри Таможенного союза, ведь это делает бизнес более выгодным. Все решения в рамках ТС принимаются консенсусом, каждая страна имеет одинаковое представительство в наднациональном уровне, коллегия, Евразийская комиссия. Если обратиться к вопросу интеграции, так волнующем многих людей, пытающихся разобраться в положительных и отрицательных чертах всевозможных союзов, то этот вопрос можно расмотреть на примере России и Белоруссии.

Россия – большая страна, и она специализируется на экспорте углеводородов, по которым сейчас хорошая конъюнктура. Белоруссия – небольшая страна, которая специализируется на машиностроении и продовольствии, поэтому вполне естественно - Белоруссия выигрывает относительно больше. Вес Белоруссии в нашей общей экономике примерно 5%, а вес Белоруссии во взаимном товарообороте - 25%. То есть, она в пять раз интенсивнее использует возможности единой таможенной территории. Сегодня на границе России и Белоруссии нет пограничников, имеется лишь единая унифицированная система паспортного контроля. В Таможенном союзе все работают на условиях полного равенства сторон. Хотя Россия доминирует экономически, но политически все равны, и у каждой стороны есть право вето и решения принимаются единодушно.

Совсем скоро к Таможенному союзу может присоединиться Армения. Свое желание официальный Ереван уже озвучил, осталось утвердить его на бумаге. Другие постсоветские республики находятся в раздумьях.

Формирование таможенного союза является конкретным шагом на пути углубления экономической интеграции. В свою очередь, интеграция по мере углубления и совершенствования предполагает последовательную передачу отдельных функций государств наднациональным органам, т.е. частичный отказ от национального суверенитета. Эта одна из главных причин того, что многие страны предпочитают интеграции развитие традиционных торгово-экономических связей на двусторонней основе.

На современном этапе развития мировой экономики для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также, что функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является приоритетным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и другие.

Основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран–участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. Если же членом этого союза станет Украина, то возникнет общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек. 
С его образованием создается общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в $2 триллиона, и товарооборотом в $900 млрд. Страны-участницы Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР. Эксперты-оптимисты ожидают, что:

  • товары на местных рынках станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее; 
  • откроются новые возможности для развития бизнеса. Товары можно будет свободно перемещать по территории России, Казахстана, Беларуси; 
  • станут дешевле энергоносители;
  • во взаимной торговле стран Таможенного союза снизятся издержки бизнеса, например, при перевозках товаров внутри Таможенного союза. 

Но следует отметить, что, несмотря на возникшие проблемы, Таможенный союз отразился положительно на экономике стран участниц ТС, во многом облегчив ведение торговли и бизнеса.

А учитывая тот факт, что результатами таможенного союза довольны и в Москве , и в Минске, и в Астане, он не только сформировался за очень короткий период времени, более того, пополнился новой страной –Киргизией ,вызвал интересе у других участников СНГ - это говорит об успехе данного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Плюс, минусы и сравнительная характеристика ЗСТ и ТС

2.1. Плюсы и минусы зоны  свободной торговли и таможенного  союза

 

Таможенный союз, это структура, которая должна помочь всем странам постсоветского пространства наладить новые, экономически оправданные связи.

Итоги Таможенного союза:

  • Сформировалась общая таможенная территория и заработала единая система таможенного регулирования со свободным перемещением товаров внутри таможенного союза

  • Товар, ввезенный, предположим на территорию Республики Казахстан, приобретает статус товара таможенного союза., может свободно, без уплаты таможенных платежей и таможенного оформления быть ввезен на территорию России

  • Цены на товары стали более конкурентоспособны, за счет экономии на таможенных платежах, расходах на таможенного брокера, сертификации товаров

  • Товарооборот между странами –участницами ТС вырос более чем на 30 %

  • Произошли положительные изменения для участников ВЭД в таможенном законодательстве : изменились сроки декларирования товаров ( с 15 дней, до 4 мес.), - появилась возможность электронного декларирования товаров, частично отменены меры нетарифного регулирования

  • Сократились сроки отгрузки товаров, за счет экономии времени, которые раньше уходило на сбор всех документов, таможенное оформление, на прохождение и досмотр автомобилей на таможенных постах (порой оно доходило на отдельных границах до 50 % времени доставки)

  • Экспорт/импорт стал доступен тем компаниям, которые раньше не решались выходить на внешние рынки, число участников

Мы рассмотрим первые положительные итоги работы и осветим возникшие проблемы Таможенного союза. Его основными преимуществами, считаются:

  • Снижаются траты  на выпуск, перемещение, переработку продукции и услуг внутри свободного таможенного пространства.

  • Сокращение затрат связанных с администрированием продажи производимой продукции.

  • Товары из третьих стран проходят таможенный контроль только в одной стране, и пересечение границ других государств не требует дополнительного оформления.

  • Новые рынки реализации продукции.

  • Унификация таможенного законодательства стран участниц союза.

  • Все страны получили возможность в облегченном режиме восстановить связи, которые были разрушены за последнее время.

Внутри Таможенного союза есть еще множество нерешенных проблем. Например, в Казахстане недовольны тем, что производить мясо птиц и молочные продукты стало дороже, чем закупать в Беларуси, а параллельно подорожал импорт товаров из Китая. Также:

  • Объединение таможенных территорий показало, что российские таможенники требуют больший объем документов при таможенном оформлении товаров, поэтому в первые месяцы работы нужно было не только унифицировать законодательство, но установить единые требования для таможен всех стран

  • Не все ведомства , которые участвуют в оформлении внешнеэкономической сделки при внедрении электронного декларирования оказались готовы внедрить электронное декларирование (всего два из 30 заявленных)

  • Различия в налоговых и валютных режимах: так как в России ставка НДС составляет 18%, а в Казахстане 12%, то участники ВЭД считают, что российский товар по цене становится менее конкурентным, поэтому необходимо унифицировать налоговые условия

Информация о работе Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС