Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС
Теоретическая разработанность. Становление зоны свободной торговли и таможенный союз изучались многими зарубежными и отечественными исследователями, политиками и экономистами. Однако это изучение основано на общих знаниях о становлении зон торговли в странах СНГ и Европы.

Файлы: 1 файл

Становление зоны свободного торговли и таможенного союза стран СНГ.docx

— 72.85 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях на мировом рынке существует несколько видов таможенных группировок. Таможенный союз - это соглашение двух или нескольких стран об отмене таможенных границ между ними. Территория государств, входящих в таможенный союз, является единой таможенной зоне, которая имеет общий таможенный тариф. Зона свободной торговли также предусматривает отмену пошлинных границ между государствами, заключили соглашение о ее создании, но, в отличие от таможенного союза, страны-участницы зоны не создают, единого общего таможенного тарифа в отношении стран, не участвующих в этой соглашении.

Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.

Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Именно образование в соответствии с Парижским (1951) и Римским (1957)договорами таможенного союза ЕЭС стало стартовой площадкой процесса европейской интеграции и началом создания единой Европы. Этот процесс не был гладким и лишенным противоречий, но политическая воля, стремление к поиску компромиссов, общие экономические цели обеспечили в конце концов успех.

Цель работы рассмотреть становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС

Теоретическая разработанность. Становление зоны свободной торговли  и таможенный союз изучались многими зарубежными и отечественными исследователями, политиками и экономистами. Однако это изучение основано на общих знаниях о становлении зон торговли в странах СНГ и Европы.

Объект: Становление зоны свободной торговли  и таможенного союза

Предмет: ЗСТ и ТС

Задачи работы:

  1. Рассмотреть зону свободной торговли в Европейском союзе
  2. Охарактеризовать таможенный союз стран СНГ
  3. Сравнить характеристики ЗСТ и ТС

Методы работы теоретический анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме исследования.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Зоны свободной торговли и таможенные соглашения в Европе и в странах СНГ

    1. Зона свободной Торговли в Европейском союзе

 

В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) активно включались в широко идущие на Европейском континенте процессы либерализации внешней торговли. В основе проявленной странами Центральной Европы инициативы по созданию 
зоны свободной торговли лежало стремление к включению в экономическую и политическую систему Европейского Союза в целях решения целого комплекса взаимосвязанных проблем.

В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕБТА), к которому с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение предусматривало создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их принятия путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

Соглашение основалось на принципе, когда партнёры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры. В то же время соглашением был предусмотрен ряд случаев, при которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или применить специальные защитные меры. 
Центральноевропейское соглашение предусматривало создание зоны свободной торговли за 4 года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных барьеров в рамках СЕБТА был направлен на постепенную адаптацию национальных производителей в странах-участницах к растущей конкуренции на внутреннем рынке с товарами примерно равного качества и технического уровня.

Положительным итогом создания соглашения о свободной торговле явился стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика стран региона. Запрет одностороннего повышения таможенных пошлин, закреплённый соглашением, гарантировал национальным производителям и иностранным инвесторам, использующим импортное сырьё, материалы и комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на национальных рынках Центральноевропейских стран.

За время действия соглашения о свободной торговле стороны в умеренной степени пользовались дополнительными средствами защиты внутреннего рынка на основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика либерализации. Сейчас все страны Центральной Европы вошли в состав ЕС.

Одно из преимуществ зоны свободной торговли в том, что странам, состоящим в данной зоне проще договориться. Зона требует меньшей координации внешнеэкономической политики, сохраняет независимость стран в формировании таможенной политики в отношении третьих стран, дает возможность развести вопросы членства в рамках таможенных союзов, общих рынков, экономических союзов и развития простых форм международной интеграции.

Посредством зон свободной торговли решаются вопросы доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнеров зачастую необязательна. В отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих, в принципе, наличие общих границ.

Договоренности в рамках ВТО формируют многостороннюю систему основных требований к формированию и функционированию зон свободной торговли. Во-первых, ВТО разрешает создание таких зон в порядке исключения из режима наибольшего благоприятствования (наряду с созданием таможенных союзов, ведением приграничной торговли, торговыми преференциями для менее развитых стран). В этих случаях страны-участницы имеют более благоприятные условия для развития взаимной торговли по сравнению с условиями для третьих стран.

Во-вторых, в принципе такие соглашения члены ВТО должны заключать лишь с другими странами-членами, тогда как со странами, не членами - лишь в порядке исключения, хотя на практике соблюдение этого требования неоднозначно.

В-третьих, переход к свободной торговле должен стимулировать торговлю между данными странами и не создавать дополнительных барьеров для третьих стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а не противопоставляться ей.

В-четвертых, свободная торговля товарами должна быть взаимной и охватывать основную часть товарооборота между сторонами, включая основные секторы экономической деятельности. То же касается торговли услугами: она должна охватывать многие секторы, не исключая ни один из способов оказания услуг.

И наконец, в-пятых, переход к зоне свободной торговли должен осуществляться в течение разумного периода времени, который может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный срок, чтобы подавляющее большинство национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Таможенный союз стран СНГ

 

 

 Таможенный союз - соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

В последнее время наметилась тенденция к восстановлению и укреплению нарушенных в первые годы после распада СССР экономических связей между странами СНГ и формированию на рыночной основе единого экономического пространства, включающего первоначально лишь несколько наиболее подготовленных государств.

Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 года. В принятой декларации участники Содружества заявили о своем взаимодействии на началах суверенного равенства.

СНГ объединяет: Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан и Украину. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С декабря 1993 по 18 августа 2009 года в состав СНГ входила Грузия.

В сентябре 1993 года главами государств Содружества был подписан Договор о создании Экономического союза для формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей сипы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

 

В 1995 году были подписаны Соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) и Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик в составе Беларуси и России с созданием соответствующих координационных органов. Решением Межгосударственного Совета четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) в феврале 1999 года Республика Таджикистан признана полноправным участником Таможенного Союза.

По мере готовности к ним будут постепенно подключаться и другие.

Подтверждением этого стало формирование Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. 6 января 1995 г. подписано соглашение о ТС между РФ и Белоруссией, 20 января 1995 г. к нему присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизия. Развернулась работа по созданию ТС, предусматривающего полное снятие ограничений во взаимной торговле, единые торговый режим и таможенный тариф, а также согласованные меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Ведущую роль в этом региональном интеграционном объединении играет Россия, обладающая наибольшим потенциалом и влиянием. Однако вопрос о значении ТС с позиции интересов России до сих пор является дискуссионным. Хотя официальный курс руководства РФ на формирование такого союза остается неизменным, в экономической литературе и публицистике высказываются по этому поводу различные (нередко взаимоисключающие) точки зрения.

На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.

Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Конец 2009 года ознаменовался достижением договоренности руководителей России, Беларуси, и Казахстана о создании с 1 января 2010 года Таможенного союза. О возможном присоединении к Таможенному союзу, правда, со временем, уже заявили Киргизия и Таджикистан. Страны-участницы, планировали до июля 2010 года, сформировать единую таможенную территорию трех государств. 

Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:

  • с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;

 с 1 июля отменено таможенное  оформление и таможенный контроль  на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории  Беларуси. Также с 6 июля для нашей  страны начал действовать Таможенный  кодекс таможенного союза (далее  – ТК ТС).

  • 1 июля 2011г. была проведена полная отмена таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, при этом таможенный контроль полностью перенесся на внешние границы. Для урегулирования перемещения товаров, проведения таможенного контроля и для управления таможенными процедурами, был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Этот документ является обязательным для исполнения всеми странами ТС.

Информация о работе Становление ЗСТ и ТС стран СНГ(Таможенный союз пяти): восприятие опыта ЕС