Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Современные международные торговые отношения и новые подходы к обеспечению безопасности государств диктуют повышенные требования к развитию институтов администрирования таможенного контроля. Особое место в этом занимают информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию процессов таможенного оформления и контроля, с созданием механизма поддержки принятия решений должностными лицами таможенных органов. Одним из таких направлений является реализация технологии предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……3
Глава 1. Система предварительного информирования……………..……5
1.1 Понятие системы предварительного информирования…...…....5
1.2 Электронная цифровая подпись……………………………..…..6
1.3 Система предварительного информирования ФТС России……9
Глава 2. Преимущества и недостатки использования системы предварительного информирования………………………………..……..13
2.1 Преимущества использования системы предварительного информирования………………………………………………………13
2.2 Недостатки и возможные проблемы в использовании
системы предварительного информирования…………………..…..14
Глава 3. Перспективы развития системы предварительного информирования……………………………………………………….……17
Заключение……………………………………………………………..……19
Список использованных источников……………………………………….21

Файлы: 1 файл

ОТК курсовая. Конец блеать.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Требования  к информационным системам лиц, желающих подавать предварительные сведения,  определены "Спецификацией интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц,  декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования" (далее -  Спецификация),  публикуемой и обновляемой на сайте  ФТС России в подразделе "Техническая документация" раздела "Электронное представление сведений".

       В настоящее время приказом ФТС России от 24.01.2008  № 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров,  в том числе с использованием международной ассоциации сетей  "Интернет" (далее -  Приказ)

определены:

  • порядок предоставления технической документации,  регламентирующей взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем,  предназначенных для представления участниками ВЭД сведений таможенным органам в электронной форме;
  • порядок проведения испытаний программного обеспечения информационных систем, предназначенных для представления участниками ВЭД сведений таможенным органам в электронной форме;
  • порядок подключения информационных систем,  предназначенных для представления участниками ВЭД сведений таможенным органам в электронной форме с использованием информационно- вычислительных сетей общего пользования.3

     Определенные  вышеуказанными порядками процедуры  вместе с требованиями Спецификации являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы любое заинтересованное лицо имело возможность подключиться к Системе ФТС России с целью подачи предварительных сведений.

     Схематично  процесс предварительного информирования представляет собой следующую последовательность действий.4

       
 
 
 

     1. Заинтересованное лицо подает в Систему, предварительные сведения в объеме и в соответствии с порядком, определяемым Спецификацией.

     2. Система принимает и обрабатывает  предварительные сведения,  а  также проводит форматно- логический контроль предварительной информации. 

     3. В случае успешного прохождения форматно- логического контроля заинтересованному лицу передается уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо предъявить в пограничном пункте пропуска.

     4. Уникальный идентификатор предварительной информации,  подаваемой для целей оформления прибытия и открытия транзита в соответствии с национальным законодательством,  обычно распечатывается в виде штрих-кода. При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации,  распечатанный штрих-код предоставляется должностному лицу таможенного органа,  расположенного в пограничном пункте пропуска,  с целью последующего запроса по этому номеру предварительной информации из Системы. В случае перевозки товаров по процедуре МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.

     5. Считывая штрих-код сканером в штатной системе таможенного оформления и таможенного контроля, должностное лицо автоматически формирует запрос в Систему.  Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору предварительная информация загружается в штатные программные средства. 

     Далее таможенный инспектор осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с порядком, определенным приказом ФТС России от 03.10.2008 № 1230 "Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств,  перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации,  с использованием предварительной информации". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ 

    2.1 Преимущества использования системы предварительного информирования

     Предварительное информирование создает  благоприятные условия для ускорения товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, способствует внедрению безбумажных технологий при таможенном оформлении и таможенном контроле. Благодаря представлению участниками ВЭД предварительной информации сокращается время таможенного оформления, повышается эффективность таможенного контроля (принцип выборочности и оптимизации мер).

     Система предварительного информирования обеспечивает: прием, обработку и направление  таможенным органам предварительных  сведений, передаваемых участниками  внешнеэкономической деятельности о товарах и транспортных средствах  до пересечения ими таможенной границы Таможенного союза с целью использования указанных сведений при таможенном оформлении и контроле.

     Одним из главных преимуществ, предварительного информирования является сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств, в пункте пропуска. Кроме этого предварительная информация дает возможность таможенному инспектору еще до прибытия товаров понять, какие меры по минимизации рисков необходимо принять, оптимизировав тем самым таможенные процедуры.

     Представление предварительной информации в отношении автомобильного и железнодорожного транспорта у российских участников ВЭД в настоящее время уже не вызывает затруднений. ФТС России введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений.5 

2.2 Недостатки и возможные проблемы в использовании  системы предварительного информирования 

     Для повышения эффективности международного таможенного сотрудничества и реализации принятых рамочных стандартов необходимо решить еще целый ряд первоочередных проблем.

     Требуется разработать регламенты представления и анализа электронных форм торговых и товарно-сопроводительных документов, которые важны для обмена данными между таможенными службами. В данный момент не все регламенты, понятия и принципы, общие описание которых указано в законодательстве, разработаны. Это ограничивает область применения существующих систем предварительного информирования и снижает их эффективность, не позволяя добиться максимального эффекта от работы данной системы.

     Требуют серьезного внимания вопросы обеспечения безопасности международного информационного обмена с использованием сети интернет на основе типовых технических решений для государственных организаций. Это связано с тем, что глобальная компьютерная сеть Интернет открывает доступ как к потокам информации, так и к соответствующим внутренним сетям всем, кто может попытаться получить несанкционированный доступ к данным ресурсам. Существуют специализированные технологии, позволяющие своевременно обнаружить, предотвратить подобные попытки, найти и наказать виновных.

     Таможенные  службы работают с информацией, влияющей на колоссальные финансовые потоки, и  в связи с этим, каналы взаимодействия между таможенными службами РФ и  иностранных государств могут подвергаться мощным компьютерным атакам, что предъявляет  повышенные требования к обеспечению безопасности таких каналов связи, и информационных сетей внутри служб, имеющих связь с всемирной компьютерной сетью.

     В настоящее время в России действует Указ Президента РФ № 351, запрещающий подключение ИТ-систем государственных органов напрямую к сети интернет. С учетом развития взаимодействия между таможенными службами данный фактор является сдерживающим с точки зрения налаживания эффективного электронного документооборота между ними.

     Остаются  пока нерешенными также проблемы, связанные с несовершенством законодательства. По словам Леонида Ухлинова, "пока существуют недоработки в законодательстве РФ в области работы с ЭЦП и обеспечения юридической значимости электронных документов. В настоящее время отсутствуют нормативные документы по кросс-сертификации, которая позволила бы проверять цифровые подписи напрямую в тех случаях, когда удостоверяющие центры, которые формируют сертификаты цифровой подписи, работают в разных государствах".

     Это одна из важнейших проблем как  для использования электронного документооборота в таможенных органах, так и в других отраслях управления Российской Федерации.

     Решение ее начало осуществляться, с принятием  Приказа ФТС РФ №637 от 29.05.08 «О системе ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов Российской Федерации»

     В данном документе говорится о  создании центров выдачи сертификатов ключей подписей, которые будут использоваться для взаимодействия участников ВЭД  и таможенных органов. В частности  Положение регламентирует условия  использования сертификатов ключей подписи, при соблюдении которых электронная цифровая подпись (ЭЦП) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, участников внешнеэкономической деятельности или иных лиц, осуществляющих информационное взаимодействие при представлении сведений таможенным органам в электронной форме, в электронных документах признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.6

     Данное положение намного облегчило работу с электронным документооборотом между участниками ВЭД и таможенными органами в целом и системы предварительного информирования в частности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ 

     Сегодня вопрос предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации становится очень актуальным для всех иностранных компаний, имеющих партнеров в России. Вступивший в действие с 1 июля 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает возможность введения обязательного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.

     В идеале система предварительного информирования призвана упростить жизнь всем участникам ВЭД. Она позволяет сократить время таможенного оформления товаров и транспортных средств на границе, и как следствие - избежать образования очередей на подъездах к пунктам пропуска и увеличить их пропускную способность.

     Эта система как информационный сервис функционирует в России с 2006 года, когда была утверждена Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации. Но на протяжении четырех лет предварительное информирование не было обязательной процедурой и применялось исключительно на добровольных началах. Тем не менее инспектора на пограничных таможнях были обязаны использовать предварительную информацию, если заинтересованное лицо отправляло ее в информационную систему и получало таможенный идентификационный номер.

     После начала действия Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана ситуация  кардинальным образом измениться. По словам заместителя начальника ФТС России Сергея Шохина, принято решение законодательно ввести на всей территории таможенного союза обязательное 100%-ное предварительное информирование при ввозе товаров, и всем участникам ВЭД и их зарубежным партнерам нужно к этому готовиться. Как поясняет ФТС, введение обязательного предварительного информирования направлено на повышение эффективности механизмов таможенного администрирования, как на территории России, так и на территории Таможенного союза. В первую очередь речь идет о минимизации нелегального импорта. 7

     Так, например, Беларусь и Россия уже пришли к соглашению  с 1 июля 2012 года ввести обязательное предварительное информирование о перемещаемых через внешнюю границу Союзного государства товарах.  Об этом сообщил председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский на встрече с таможенными экспертами Еврокомиссии.

Информация о работе Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров