Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является системное, целостное рассмотрение роли России в мировой экономике, а также её участие в региональной экономической интеграции.
Осуществление этой цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие международной экономической интеграции, обозначив её признаки, преимущества и недостатки.
2. Выделить основные проблемы роли и места России в мировой экономике.
3. Рассмотреть приоритетные направления внешней политики, призванные обеспечить достижения лидирующих позиций России в мировой экономике.
4. Рассмотреть вопрос о вступлении России в ВТО с позиции извлечения преимуществ участия в ВТО для продвижение приоритетных национальных интересов в рамках многосторонних торгово-экономических отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 7
2. СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
- использование потенциала
региональных экономических
Наиболее актуальным вопросом в рамках данного направления на сегодняшний день является интеграции России в глобальную экономику с помощью ВТО.
Российская Федерация стала официальным полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу 22 августа 2012 года. Россия стала 156-м членом ВТО. Соответствующий документ был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Министры стран – членов ВТО одобрили вступление России в эту организацию после 18 лет переговоров.5
Всемирная торговая организация, учрежденная 8 декабря 1994 года, начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Всемирная торговая организация стала правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), просуществовавшего с 1947 года. В отличие от ГАТТ, ВТО получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН. По сравнению с ГАТТ, функции и сферы деятельности ВТО значительно расширились. Кроме тарифов и арбитражных функций в области торговли, она стала охватывать и новые области - сельское хозяйство, сферу услуг, торговлю интеллектуальной собственностью. Создание ВТО явилось своего рода символом нарастающей глобализации и изменений в международных отношениях в целом. Поэтому можно сказать, что ВТО - это не только и не просто организация, а многосторонний договор, который определяет права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Ключевой вопрос, который сейчас стоит на повестке дня, как в максимальной степени воспользоваться преимуществами от вступления в ВТО.
Из всех преимуществ, которые обещает присоединение к ВТО, можно выделить несколько, наиболее важных:
- во-первых, это получение равноправного доступа российских товаров и услуг на рынки других стран, что, без сомнений, станет дополнительным стимулом для развития целого ряда отраслей промышленности;
- во-вторых, это улучшение инвестиционного климата и приход в Россию инвесторов, для которых отсутствие на отечественном рынке международных правил регулирования все эти годы являлось сдерживающим фактором;
- в-третьих, защита интересов российского гражданина, являющегося потребителем товаров и услуг, который, в конечном итоге, должен выиграть как в их цене, так и в качестве.
Если говорить о путях реализации этих преимуществ, то, прежде всего, необходимо сконцентрироваться на практической отработке правовых механизмов обеспечения интересов России и российских товаропроизводителей в рамках ВТО. Всемирная торговая организация создает условия для взаимовыгодных и, главное, равноправных отношений. На практике это означает не только выполнение принятых обязательств, но и мониторинг за выполнением обязательств партнеров, эффективное использование механизмов ВТО для ответа на действия конкурентов, а также участие в выработке правил мировой торговли товарами и услугами. Важно, что Россия получила право использовать механизм обжалования дискриминационных решений в рамках Органа по разрешению споров (ОРС) ВТО. Этим правом необходимо научиться пользоваться.
Таким образом, Россия должна оптимально использовать участие в ВТО для продвижения своих идей и концепций относительно совершенствования правил международной торговли и продвижение приоритетных национальных интересов в рамках многосторонних торгово-экономических отношений.
Анализ тенденций развития мирового экономического сообщества позволяет достаточно обоснованно сделать вывод о том, что основополагающими принципами конструктивной интеграции страны в мировое экономическое пространство в условиях современных глобализационных процессов должны стать открытость как готовность к взаимодействию и автономность как способность отстаивать национальные интересы. 6 Не обладая способностью противостоять внешним угрозам и ожесточенной конкуренции на мировой арене невозможно достичь стратегической цели социально-экономического развития во внешней политике – обеспечения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
Процесс интеграции страны в мировое хозяйство должен начинаться с выявления наиболее перспективных направлений сотрудничества с целью максимизации полезности данного процесса. 7Одним из приоритетных направлениями интеграции России в мировое хозяйство является развитие тесного сотрудничества в рамках постсоветского пространства и ориентация на евразийский статус страны, что позволит России стать основным звеном между Европой и Азией.
Рассмотрению особенностей и основных этапов евразийской экономической интеграции посвящен следующий раздел.
Мировое хозяйство сегодня в значительной степени отличается от того, каким оно было несколько десятилетий назад. Среди явлений, на наших глазах меняющих облик мировой экономики, важное место принадлежит интеграционным процессам. 8
Международная экономическая
интеграция не только сближает национальные
экономики, но и обеспечивает совместное
решение экономических задач. Интеграция
происходит за счет сближения хозяйственных
механизмов, принимающих форму
Начало второго десятилетия
ХХI века отмечено большим динамизмом
в реализации глобальных проектов интеграционной
направленности в различных регионах
мира. Указанные тенденции
Глобализация и регионализация
являются ведущими процессами мирового
развития, главными векторами современности.
С одной стороны, все больше экономических
объединений и группировок
Эта сфера мирополитических исследований характеризуется крайним разнообразием подходов, которые, тем не менее, можно соединить в три основные гипотезы:
- регионализация — способ сопротивления государств тенденциям, сопровождающим глобализацию в различных сферах (в том числе в экономической);
- регионализация представляет собой один из механизмов формирования глобального миропорядка;
- регионализация является одним из направлений глобализационных процессов.
Таким образом, глобальная регионализация рассматривается в качестве одной из основных тенденций современного мирового развития, результатом которой является формирование глобальных регионов.
В этом контексте представляется
необходимым рассматривать
Возрождение позитивного интереса к концептуальной идее Евразийского союза в начале второго десятилетия XXI века связано с поиском новых моделей взаимодействия России и ее ближайших союзников.
Распад Советского Союза привел к разрушению множества экономических связей, что усугубило последствия кризиса 1990-х годов.
Желание компенсировать эти
потери, максимально использовать сохраняющийся
производственный и технологический
потенциал стимулировало в
Восстановительные интеграционные процессы могут сыграть важную роль в придании дополнительного импульса развитию крупнейших постсоветских государств.
С одной стороны, экономическая
реинтеграция обеспечит получение
стандартных синергетических
Экономический рост практически
во всех постсоветских государствах
создал потенциал успешного
Интерес России к евразийской экономической интеграции определяется по меньшей мере двумя факторами — интенсивностью и взаимодополняемостью торгово-экономических связей. Внешнеторговый оборот России со странами СНГ в январе-ноябре 2011 г. увеличился на 34,4 процента. Прирост экспорта составил 31,1%, импорта – 40,6 процента. Со всеми странами СНГ в январе-ноябре 2011 г. сложился профицит торгового баланса. Максимальное улучшение торгового сальдо наблюдалось по Азербайджану в 1,7 раза, по Республике Молдова и Туркмении – в 1,5 раза, Таджикистану и Беларуси – в 1,4 раза. Снижение профицита отмечено по Узбекистану в 2,6 раза
Основными торговыми партнерами
России среди стран СНГ в январе-
Анализируя торговые показатели, можно отметить, что в последние годы появились реальные предпосылки для формирования и быстрого развития экономического союза стран региона. В 2010 году начал работу Таможенный союз (ТС) Беларуси, Казахстана и России. С начала 2012 года в силу вступили 17 соглашений, формирующих основу Единого экономического пространства (ЕЭП). В 2015 году государства ЕЭП намерены создать Евразийский экономический союз, к которому могут присоединиться другие постсоветские страны.
Создание Евразийского экономического союза, прежде всего, будет способствовать нахождению гармоничных решений ряда национальных проблем, а также проблем современного мироустройства.
Ключевая роль здесь отводится России. Она должна стать центром интеграционных процессов.
Сторонники идеи Евразийского
союза справедливо
Начальным этапом стало создание таможенного союза.
Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС был подписан в октябре 2007 г., хотя первые попытки создания ТС были предприняты еще в далеком 1995 г. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.
28 ноября 2009 года встреча
Д. А. Медведева, А. Г.
С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
1 апреля 2011 года на границе
России и Белоруссии отменён
транспортный контроль. Его перенесли
на внешний контур границ
Собственно говоря, именно 2010 год мы и предлагаем взять за точку отсчета деятельности ТС, а период 2009–2011 гг. можно считать лишь предварительным.12
Целью нового интеграционного объединения является формирование эффективной транспортной инфраструктуры, благоприятного инвестиционного климата, свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг на основании единых правил и норм, расширение рынков сбыта, замена механизмов антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер на единые правила в области конкуренции и субсидий, международные правовые гарантии, обеспечение устойчивого и сбалансированного развития трех стран.