Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - показать современное состояние, проблемы вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- исследовать механизм осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов, как инструмент приоритетного направления деятельности ФТС;
- проанализировать систему правоохранительной деятельности таможенных органов;
- внести предложения по совершенствованию направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных огранов 5
1.1 Характерные признаки правоохранительной деятельности таможенных органов 5
1.2 Правовая база правоохранительной деятельности таможенных органов 8
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных огранов РФ 10
2.1 Таможенные органы как органы дознания 10
2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 16
2.3 Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела 20
Глава 3. Правоохранительная деятельность таможенных огранов РФ на современном этапе: проблемы и пути их решения 24
Заключение 29
Список используемой литературы и источников 31
Приложение 1 32
Приложение 2 33

Файлы: 1 файл

Правоохранительная деятельность таможенных органов (общая характеристика).doc

— 221.00 Кб (Скачать)

В соответствии с действующим  законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности:

- контрабанде (ст. 188 УК РФ);

- незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

- невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

- невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193.УК РФ);

- уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). [3]

По ст. 194 УК РФ проведение предварительного следствия в соответствии с УПК РФ необязательно, и дознание проводится таможенными органами в полном объеме, то есть вплоть до передачи материалов в суд. [3]

Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации  по линии дознания в период с января по сентябрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 года указаны в Приложении 1.

Дознание в системе таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.

Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений по поручению начальника соответствующего таможенного органа. Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов, являясь начальниками органа дознания, несут ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого. [7]

Возбуждение уголовного дела - это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Поводами к возбуждению  уголовного дела являются:

- непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;

- заявления и письма граждан;

- сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;

- сообщения общественных организаций о преступлениях;

- статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

явка с повинной.

После получения сообщения  должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок проводит проверку. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до десяти дней.

После проведения проверки начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного  дела;

2) об отказе в возбуждении  уголовного дела (выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);

3) о передаче протокола и других  материалов о преступлении по  подследственности (если в поступившем заявлении содержатся сведения о преступлении, не подлежащем расследованию дознавателями таможенных органов). [5]

Основаниями к возбуждению уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Проблема оснований к возбуждению  уголовных дел таможенными органами требует более полного и тщательного изучения с учетом квалификационных признаков конкретного преступления. Кроме того, до возбуждения уголовного дела возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного органа как органа дознания, одному или нескольким дознавателям).

Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству. По возбужденному уголовному делу орган дознания на основании уголовно-процессуального закона производит неотложные следственные действия, направленные на обнаружение, закрепление, передачу и использование следов преступления. [9]

Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще:

- следственный осмотр;

- освидетельствование;

- обыск;

- выемка;

- допрос свидетелей, потерпевших;

- задержание.

В целом деятельность дознавателя таможенных органов определяется УПК РФ и ничем не отличается от деятельности дознавателей и следователей других органов предварительного расследования и дознания.

По окончании дознания по ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ дознаватель  таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю. В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела. Выносится постановление дознавателем и утверждается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим. Таможенный орган не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях. При передаче дела все документы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись. После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.

Дела о контрабанде  расследуются следователями органов  внутренних дел, прокуратуры, органов  Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Преступления, связанные  с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), а также невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), расследуются следователями ФСБ России. Дела о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных  ст. 194 УК РФ, по которым предварительное  следствие необязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела.

Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного  органа составляет обвинительное заключение -- процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду. После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.

Прокурор вправе возвратить дело органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания, либо вернуть дело органу дознания для пересоставления обвинительного заключения, либо вправе самостоятельно составить новое обвинительное заключение. После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд. [3]

2.2 Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов

Таможенные органы для  выполнения возложенных на них функций  обладают правомочиями осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;

- производство неотложных следственных действий и дознания;

- выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные действия;

- обеспечение собственной безопасности.

В п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ  говорится, что дознание проводится дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Кроме того, п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ определено, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, таможенные органы, как органы дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия -- по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2--4), ст. 189, 190, 193 УК РФ.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, уполномоченными законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал.

Таможенным органам (должностным  лицам), осуществляющим ОРД, запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации, а также принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

- наличие возбужденного уголовного дела;

- информация о противоправном деянии;

- информация о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- поручение следователя, указания прокурора или определение суда;

- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. [9]

Таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:

1) проводить гласно  и негласно оперативно-розыскные  мероприятия (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент);

2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать  органам, осуществляющим ОРД;

3) использовать в ходе  оперативно-розыскных мероприятий  служебные помещения, имущество  предприятий, учреждений, организаций,  воинских частей, а также жилые  и нежилые помещения, транспортные  средства, иное имущество частных  лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

5) создавать предприятия,  учреждения, организации и подразделения,  необходимые для решения оперативно-розыскных  задач. [11]

Таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право использовать компьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства, необходимые им для достижения поставленных перед ними целей.

Таможенные органы, осуществляющие ОРД, обязаны:

1) принимать меры по  защите конституционных прав  и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

2) исполнять письменные  поручения органов дознания, следователя,  указания прокурора и решения  суда о проведении оперативно-розыскных  мероприятий;

3) выполнять на основе договоров о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций (например, Интерпола) и правоохранительных органов иностранных государств;

4) соблюдать правила  конспирации и др.

Результаты оперативно-розыскной  деятельности используются для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. [12]

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Лицо, полагающее, что  действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на орган, осуществляющий ОРД.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов