Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 15:31, курсовая работа
Целью работы является разработка и углубление теоретико-методологических основ в области транспортного обеспечения внешнеэкономической торговли, а также научное обоснование направлений, методов, форм внедрения и совершенствования транспортного обеспечения.
Согласно указанной цели определены следующие задачи:
- проанализировать теоретико-методологические аспекты в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической торговли и состояние освещения проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
К недостаткам можно отнести недостаточную надежность, это особенно актуально для нашей страны, учитывая изношенные железнодорожные пути и подвижной состав. Вполне понятно, что низкая скорость перевозки является естественным недостатком этого вида транспорта, хотя в последнее время она существенно выросла.
Основным документом, оформляет перевозки товаров по железной дороге из страны в страну, является железнодорожная накладная. Она выполняет функции договора перевозки, товарораспорядительного документа и подтверждения о приеме груза к перевозке. Этот документ не является обратимым. Груз передается в распоряжение названного грузополучателя после предъявления им документа, удостоверяющего его личность. Поскольку в мире существует несколько систем железнодорожного сообщения, которые отличаются между собой шириной колеи, габаритами локомотивов и вагонов, условиями перевозок и т.п., то регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется несколькими независимыми друг от друга международными конвенциями, каждая из которых применяется конкретно к определенной системе и определяет форму железнодорожной накладной.
Европейские страны руководствуются Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), участниками которой являются 33 государства (большинство стран Европы, а также некоторые страны Азии и Северной Африки). КОТИФ определяет условия перевозки грузов, в том числе устанавливает, что ставки перевозочных платежей регулируются национальными и международными тарифами. Предусмотрено предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам КОТИФ, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости - 300 км в сутки. Вместе с тем по железным дорогам сохраняется право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, а также дополнительные сроки при возникновении существенных осложнений в перевозках и других особых обстоятельств [17 c. 72-73].
Более 10% мирового грузооборота в наше время перевозит воздушный транспорт. Этот вид транспорта приобретает все большее значение. Наиболее быстрыми темпами доля авиации в мировых перевозках росла в 80-е годы XX в.: с 1% в 1985 г. до 12% в 2014 г.
Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху является идеальным в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или / и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди грузов, чаще всего доставляются по воздуху, - продукты, которые быстро портятся (свежая рыба, живые цветы, фрукты), и небольшие изделия высокой стоимости (приборы, ювелирные изделия). Использование авиационного транспорта позволяет предприятиям снизить необходимый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить расходы на упаковку.
Перевозки грузов воздушным транспортом оформляются авиагрузовой накладной. Она выполняет следующие функции:
1. Договора о воздушной
2. Товаросопроводительные документы.
3. Расписки авиакомпании о
4. Таможенной декларации.
Авианакладная заполняется отправителем при сдаче груза и вручается получателю. Она состоит из трех оригиналов и девяти копий. Первый экземпляр оригинала с пометкой "для перевозки" подписывается отправителем и вручается перевозчику. Второй экземпляр с пометкой "для получателя" подписывается отправителем и перевозчиком и вручается получателю. Третий оригинал с пометкой "для отправителя" подписывается перевозчиком и возвращается отправителю. Копии вручаются отправителю, получателю, перевозчику, в аэропорты отправления и назначения и на таможню.
Для авиаперевозок авианакладная - такой же документ, как и коносамент для морских перевозок. Однако существуют существенные различия. Авианакладная не является оборотным документом, ее нельзя индоссировать (передать другому лицу с помощью передаточной подписи), она не может быть документом, который удостоверяет право собственности на груз как таковой. В авианакладной нет оригинала, что передается грузополучателю для предоставления ему права владения товаром. Груз предоставляется в распоряжение указанного грузополучателя после предъявления им документов, удостоверяющих его личность, подписанного квитанции и уплаты необходимых сборов.
Когда воздушным путем отправляются грузы разных отправителей, то главный грузоотправитель выписывает своему агенту в конечном пункте прибытия не обычную накладную, а сводную - с указанием на каждую отдельную партию товара. По прибытии груза агент передает его отдельными партиями в распоряжение грузополучателей, указанных в сводной авианакладной. Как и в коносаменте, в авианакладной должна быть подробная информация о грузополучателя и о товаре груза.
Плата за авиафрахт обычно начисляется массы в килограммах, которая округляется на полкилограмма в большую сторону. Когда соотношение массы и объема груза превышает 6 (для Великобритании - 5), тогда плата взимается с учетом объем груза.
Важное значение имеет порядок определения ответственности авиации за утрату, недостачу или повреждение груза в процессе перевозки. Ответственность определяется основными положениями Варшавской конвенции 1929 г. с изменениями, внесенными в Гааге в 1955 г. (Гаагский протокол). В наше время в практике международных воздушных перевозок Варшавско-Гаагская система ответственности авиаперевозчика признана большинством стран мира [15, c. 256-258].
Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в международных перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта, когда речь идет о перевозке на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентные по сравнению с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.
Для перевозки грузов между странами используются в основном большегрузные автомобили с кузовом фургонного типа. Некоторые виды автомобилей имеют фургоны, оборудованные холодильными установками, что позволяет им перевозить на международных автотрассах грузы, которые быстро портятся.
Автотранспортом могут осуществляться сборные перевозки от разных товароотправитель различных товаров или различных партий грузов. Если груз должен быть погружен на несколько транспортных средств или нужно перевезти различные грузы или партии грузов, то создается столько накладных, сколько транспортных средств используется или сколько партий грузов перевозится.
Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку одной тонны груза в зависимости от расстояния и могут предусматривать определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.
Договор перевозки оформляется автодорожной накладной. Полное ее название "Международная товаротранспортная накладная", однако в оперативной работе она известна под названием "накладная ЦМР (СМК)". Ёе функции таковы:
1) договор перевозки;
2) товаросопроводительный
3) расписка перевозчика.
Автодорожная накладная оформляется в трех экземплярах. В ней указываются: дата отгрузки; название груза, подлежащего перевозке; имя и адрес перевозчика; название получателя; срок доставки и размер штрафа за задержку при доставке; стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Кроме автодорожной накладной с грузом двигаются: товаросопроводительные документы (упаковочный лист, отгрузочные спецификации, сертификат качества и т.п.), товарораспорядительные документы (упаковочные листы, отгрузочные спецификации, сертификаты качества) и другие документы, необходимые для ввоза товара в страну покупателя и пересечения границ транзитных стран [8, c. 341-343].
Трубопровод является транспортным средством, сочетается с путем, по которому перемещается груз. В международных перевозках в основном используются трубопроводы, по которым транспортируется газ, нефть и продукты ее переработки. Сейчас функционируют как континентальные, так и несколько трансконтинентальных трубопроводов.
Транспортировка нефтепродуктов по трубопроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем водой. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.
Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, легко перегружаются с одного вида транспорта на другой.
Рельсовый контрейлер - это перевозки с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер - это перевозки с использованием водного и автомобильного транспорта. "Рельсы-судно" - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, "воздух-шоссе" - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле, чем автомобильные перевозки и одновременно обеспечивает гибкость и удобство [11 c. 38-39].
2. Понятие и виды транспортных рисков
Соглашения стран о международном автомобильном сообщении регулируют различные аспекты международных перевозок. В частности, они определяют: порядок пересечения границы; разрешительную систему для международных перевозок; порядок осуществления перевозок груза и пассажиров; взаимное освобождение от дорожных налогов и сборов, а также от налогов на перевозку и владения автотранспортными средствами; запрет осуществления внутренних перевозок иностранным автотранспортом (каботаж); вопрос транзита и перевозок в третьи страны и из этих стран; страхование гражданской ответственности; положения, касающиеся таможенных, пограничных, санитарных и других правил; порядок перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; обязанности перевозчиков по соблюдению норм внутреннего законодательства стран-участниц, сделки с вопросы, не регулируемых двусторонним соглашением; и другие аспекты.
В практической реализации логистика, от процесса движения грузов на процессы перемещения заказов в рыночном пространстве, охватывает большое количество разнообразных аспектов, работа которых находится под влиянием различных факторов и соединена с определенными рисками.
Риски в логистическом сервисе рассматривались в трудах таких ученых, как О.М.Гаджинский, О.С.Кальченко, Г.Л.Бродецкий, О.М.Тридид.
Рассмотрев ряд вопросов, связанных с движением груза таких как: какие проблемы могут ожидать экспортера при таможенном оформлении; пакет документов необходимо предоставить на данный товар; который транспорт выбрать для перевозки товара; которые пограничные и таможенные формальности должен осуществить перевозчик при пересечении границы; какие проблемы могут ожидать импортера при осуществлении таможенного оформления товара в своей стране; как производить оплату за товар, можно констатировать, что каждое из указанных вопросов несет в себе вероятность риска, который может свести на нет все возможные доходы от внешнеторговой операции с товаром.
Учитывая это "риск" необходимо понимать, как возможность снижения расчетной доходности от проведения внешнеторговой операции, получения нулевой прибыли или в худшем варианте - понести убытки.
Вместе с тем, необходимо определиться с основными составляющими торговой операции, выступают источниками возникновения рисков. К таким направлениям целесообразно отнести – процедуру заключения и содержание внешнеэкономического контракта, перевозки товара от продавца - экспортера к покупателю - импортера, форму и порядок проведения денежных расчетов за товар, проведения процедур таможенного оформления товара в стране экспорта, транзита, импорта и таможенного контроля в пунктах пропуска на границах. То есть, риски могут возникать по направлениям контрактные, перевозки, расчетные и таможенные, при этом сами по себе направления, в свою очередь, также состоят из взаимосвязанных источников возникновения рисков [9, c. 134-136].
Рассмотрим возможные источники возникновения риска в зависимости от направления его формирования, при этом будем предусматривать что за основу рассмотрения принимается сделка купли - продажи товара.
Контрактные риски.
Основные риски при заключении контракта:
1) Риск неопределенности
2) Малоизвестный контрагент (фирмы "однодневки", посреднических контрактов (перевозки, хранения, комиссии, поручения и т.д.)).
3) Описание товара в тексте договора ("размытость" предоставляет возможность непорядочным субъектам внешнеэкономической деятельности незаконно избегать государственных запретов и ограничений на ввоз или вывоз определенных видов товаров, уклоняться от уплаты надлежащих таможенных платежей).
4) Несогласованные требования к упаковке товара (тип упаковки, ее стоимость, стоимость возврата тары, различными сторонами могут трактоваться по-своему).
5) Цена единицы товара (существуют риски завышения или занижения цены единицы товара).
6) Разная валюта цены единицы товара и валюта платежей.
8) Форс-мажорные обстоятельства. Риски дорожных перевозок товаров.
В первую очередь, для выявления источников возникновения рисков по договору перевозки, целесообразно осуществить распределение процедуры заключения и исполнения условий договора на следующие этапы - заключения договора, прием товара к перевозке, перевозки товара от грузоотправителя (экспортера) к получателю (импортера), сдача товара получателю. Кроме того, существует еще один аспект исполнение договора перевозки, который не нашел своего отражения в тексте КДПГ, - информационное сопровождение процедуры перевозки товара.
Информация о работе Основные виды транспорта, используемые во внешней торговле