Основные виды транспорта, используемые во внешней торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка и углубление теоретико-методологических основ в области транспортного обеспечения внешнеэкономической торговли, а также научное обоснование направлений, методов, форм внедрения и совершенствования транспортного обеспечения.
Согласно указанной цели определены следующие задачи:
- проанализировать теоретико-методологические аспекты в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической торговли и состояние освещения проблемы в отечественной и зарубежной литературе;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

                                                           Введение

Внешнеэкономическая деятельность в целом и внешнеторговая в частности тесно связанные с транспортными операциями. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки и тем самым не только обусловливают практическую реализацию договора купли-продажи, но и заметно влияют на контрактную цену товара. Усилия предприятия даже при высоком качестве экспортной продукции могут быть сведены на нет неудовлетворительной организацией транспортного обслуживания и ошибками при выборе базисных условий поставки товаров, транспортных условий в договорах купли-продажи.

Основными причинами, сдерживающими развитие транспортного обеспечения в сфере внешнеэкономической деятельности РФ, являются: неустроенность системы государственного регулирования по контролю на границе и взимания сборов; высокая стоимость услуг таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами; многочисленные бюрократические преграды при оформлении международных перевозок; низкая скорость доставки пассажиров и грузов; неблагоприятная криминогенная обстановка; недостаток комплексного, в том числе информационного, обслуживание на пути осуществления международных перевозок; недостаточность, а на отдельных направлениях и отсутствие комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих международные перевозки и их обслуживание.

Важное значение для исследования проблемы повышения эффективности в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности имеют научные труды В.Б.Аверьянова, В.Ф.Андресюка, Л.М.Артюшина, Г.В.Атаманчука, В.Д.Бакуменка, А. С.Гальчинського, Б.Гурне, Ж.Зитера, В.М.Князева, В.В.Лисничого, В.И.Лугового, В.К.Майбороды, С.В.Майбороды, Н.Р.Нижник, А. Ю.Оболенського, В.Ф.Опришка, М.В.Онищука, И.М.Пахомова, Г.Райт, В.А.Ребкала, В.М.Рижих, И.В.Розпутенка, А.Г.Савченка, В.Г.Саламатова, В.А.Скуративського, В.В.Токовенко, В.П.Троня, В.В.Цветкова, В.В.Юрчишина и др.

Целью работы является разработка и углубление теоретико-методологических основ в области транспортного обеспечения внешнеэкономической торговли, а также научное обоснование направлений, методов, форм внедрения и совершенствования транспортного обеспечения.

Согласно указанной цели определены следующие задачи:

- проанализировать теоретико-методологические аспекты в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической торговли и состояние освещения проблемы в отечественной и зарубежной литературе;

- раскрыть подходы к реализации законов и методов логики при определении структуры, содержания и формировании регуляторных актов в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической торговли;

- выявить и охарактеризовать ведущие факторы в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности;

- определить структуру и состав системы в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности.

Объект исследования -механизмы транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности.

Предмет исследования - совокупность теоретических, методологических и прикладных аспектов в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные виды транспорта, используемые во внешней торговле

Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки - почти 60%. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и стремительные грузы - сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно и т. Из других выделяются генеральные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продукты питания.

К транспортным средствам морского флота относят судна для перевозки генеральных грузов, контейнеровозы, лихтеровозы, ролкеры, паромы, танкеры.

Суда для перевозки генеральных грузов (в ящиках, мешках, коробках и другой упаковке) пока является основным типом судов для перевозки грузов между небольшими портами во всем мире. Грузы размещаются в трюмах и на палубе.

В международном судоходстве различают две формы организации движения судов: регулярное, в виде линейного судоходства, и нерегулярное, в виде трампового судоходства.

Линейное судоходство - это регулярные перевозки по объявленному расписанию между заранее определенными портами. Грузовой поток линейного судоходства составляют, в основном, генеральные (тарно-штучные) грузы. На линейных судах перевозят небольшие партии грузов, в основном это готовые изделия и полуфабрикаты.

Главным документом в морских перевозках является коносамент. Коносамент - это документ, выдаваемый перевозчиком, и удостоверяет принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать его законному получателю. Коносамент выполняет три основные функции:

- Является договором морской  перевозки в линейном судоходстве;

- Выполняет функцию расписки  перевозчика о приеме груза;

- Является товаросопроводительным  документом.

Первая функция коносамента заключается в том, что он является единственным доказательством наличия договора морской перевозки между грузоотправителем и судовладельцем. Эту функцию коносамент выполняет при перевозках товаров на судах регулярных линий или поставки грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части. Во время перевозок трамповых судами коносамент выполняет только две последние функции - служит распиской о получении груза и товарораспорядительным документом.

Вторая функция коносамента предоставляет право владельцу оригинала распоряжаться грузом, что делает его товарораспорядительным документом. Это означает, что только лицо, указанное в коносаменте, или владелец коносамента на предъявителя, может требовать от судовладельца выдачи товара, указанного в коносаменте, и распоряжаться этим товаром. Чтобы продать товар, который находится в дороге и представлен коносаментом, товарораспорядителю достаточно продать или передать свои права по коносаменту.

Выполняя третью функцию, коносамент является распиской судовладельца или его уполномоченного, которая показывает, что определенные товары в указанном количестве и в определенном состоянии загружены на судно для перевозки в места назначения или товары приняты под охрану судовладельца с целью перевозки. На коносаменте обязательно должно быть указание судоходной компании «груз на борту», «груз загружен» или «груз принят к погрузке».

В коносаменте содержатся сведения о названии судна, его владельца, тоннаж судна, наименование портов погрузки и разгрузки, сумму фрахта с указанием, где производится оплата фрахта - в порту погрузки или в порту назначения, количество выданных экземпляров коносамента. Он подписывается капитаном судна или судовым агентом. На обороте линейного коносамента обычно печатаются условия договора перевозки. Полный комплект коносаментов составляют три копии и три оригинала. Один оригинал предъявляют к оплате в банк, другие выдаются перевозчику, отправителю и получателю, как и копии, которые отсылают также и в порт отправления, порт назначения и на таможню.

В коносамент добавляют:

- Манифест, содержащий описание  коносаментов партий грузов для организации разгрузки;

- Загрузочный ордер, который выдает  отправитель капитану;

- Штурманская расписка, на основе  которой выписывается коносамент;

- Акт-сообщение, которое является  основанием для предъявления  претензий в случае, если груз  был разрушен [10 c. 296-297].

Согласно указанному в коносаменте лица, имеющего право получить груз, они делятся на именные, ордерные и на предъявителя. По именному коносаменту груз получает лицо, на чье имя этот документ выписан. Ордерный коносамент выдается за "приказом отправителя", "приказом получателя" (его передача возможна по передаточной надписи первого и второго). Коносамент на предъявителя передается простым вручением. Коносамент заключается в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. После выдачи груза по одному из экземпляров остальные теряют силу.

Чтобы забрать груз с конечного пункта назначения, а также для индоссирование коносамента, нужен только один оригинал коносамента. Если индоссирован один из оригиналов коносамента, то остальные оригиналов теряют юридическую силу.

В том случае, когда грузополучатель продает не всю партию товара по коносаменту, а только ее часть, или, когда партия товара продается одновременно нескольким покупателям, он может разделить коносамент на несколько частей и каждому покупателю выписать частичный коносамент, или деливери - ордер, по которому каждый клиент может получить соответствующую долю груза.

Трамповых называются суда, осуществляющие нерегулярные рейсы, без четкого расписания, и направляются судовладельцами туда, где со стороны фрахтователей спрос на тоннаж. Трамповые судна транспортируют в основном массовые грузы: древесину, руду, уголь, зерно, нефтепродукты и другие грузы, которые перевозятся навалом или наливом. Большинство трамповых судов универсальны и могут транспортировать и генеральные грузы - упакованные и неупакованные товарно-штучные грузы (оборудование, химикаты, аппаратуру, метизы, автомашины, тракторы, вагоны, сельскохозяйственную технику). Таким образом, на этих судах под груз может быть предоставлено все судно или его часть, или определенные грузовые помещения.

Договор на перевозку грузов трамповых судами заключается в виде чартера. Сторонами в чартерном договоре есть фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель). Основные пункты чартерного договора следующие:

- Время и место заключения  чартера;

- Полное наименование сторон (преамбула  чартера);

- Название и описание судна;

- Право замены указанного сначала  срока;

- Вид груза;

- Место загрузки и разгрузки;

- Условия загрузки и разгрузки, в т. ч. условия оплаты демереджу - денежного возмещения, которое платит фрахтователь судовладельцу за простой судна под загрузочными работами сверх установленного в чартере срок, и диспачу - премии, выплачиваемой судовладельцем фрахтователю за досрочное завершение грузовых работ;

- Порядок оплаты фрахта;

- Срок подачи судна, в т. ч. канцелинг - конечный срок подачи судна под погрузку, в случае несоблюдения которого фрахтователь имеет право расторгнуть чартер;

- Другие условия (ледовое оговорки, оговорка об обстоятельствах  непреодолимой силы и т.п.) [5, c. 415-418].

Многовековая практика торгового мореплавания привела к созданию типовых договоров перевозки, которые называются проформами чартеров. На основе проформы чартеров, которые разрабатываются перевозчиками, или специализированными организациями, заключаются чартеры на перевозку конкретных грузов в определенных направлениях.

Для грузоотправителя основное преимущество заключается в уменьшении риска потерь, кражи или повреждения груза благодаря безопасной системе перевозок, а также в том, что практически сводится к нулю риск задержки в порту разгрузки для дальнейшей перевозки по суше. Товары, легко складируются, могут доставляться в простой упаковке, позволяющей сэкономить дважды: в несложной упаковке и на транспортных расходах, которые зависят от массы груза и его габаритов. При заполнении контейнера грузоотправитель часто пользуется услугами транспортно-экспедиционного агентства, которое может сформировать "сборный контейнер", используя его для загрузки нескольких партий грузов от разных грузоотправителей.

В случае полной загрузки контейнера коносаменты выписываются непосредственно перевозчиками грузов. Когда же формируется так называемый сборный контейнер, выписываются коносаменты на каждую индивидуальную партию и один сводный коносамент на весь контейнер, который выдается грузоотправителю, что присоединился последним.

На железнодорожный транспорт приходится почти четверть общего объема мировой внешней торговли. Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной продукции и лесоматериалов - на дальние расстояния. В последнее время железной дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов.

Было создано новое оборудование для более эффективной обработки грузов отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), начали предоставляться услуги в пути, такие как переадресация уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров при перевозке.

К преимуществам этого вида транспорта принадлежит низкая стоимость перевозки (вторая после дешевого водного транспорта), доступность для перевозчиков, участников ВЭД. По перевозочной способностью железнодорожный транспорт занимает второе место после водного, что свидетельствует о его значимости. Железнодорожный транспорт способен перевозить крупногабаритные грузы, продукцию добывающей промышленности и другие самые разнообразные грузы [13 c. 272-274].

Информация о работе Основные виды транспорта, используемые во внешней торговле