Оценка объемов мирового экспорта и импорта продукции военного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью военно-технического сотрудничества в экономической сфере является получение валютных средств для государственных нужд, повышение конкурентоспособности России на мировом рынке оружия, а значит, и доли ее участия в мировой экономике. В современных условиях развития России военно-техническое сотрудничество имеет во многом определяющее значение для социально-экономического развития оборонных предприятий, для создания и поддержания задела будущего развития высокотехнологических отраслей промышленности, которые способны обеспечить высокий технический уровень продукции военного назначения на мировом рынке оружия.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1 Законодательно-правовые основы перемещения через таможенную границу продукции военного назначения................................................................................6
2 Порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза продукции военного назначения..............................................................................11
2.1 Порядок совершения таможенных операций в отношении ввоза и вывоза продукции военного назначения..............................................................................11
2.2Порядок предоставления лицензий.................................................................14
3 Оценка объемов мирового экспорта и импорта продукции военного назначения..................................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................30
Список использованных источников....................

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 146.50 Кб (Скачать)

США,  Индия и ОАЭ по периоду 2003-2010  гг.  стали крупнейшими мировыми импортерами продукции военного назначения.  Первое место по итогам 2003-2010 гг. заняли США (25,692 млрд долларов),  второе место занимает Индия (18,864 млрд долларов). Замыкают тройку лидеров ОАЭ (17,368 млрд долларов).

Последующие места в первой десятке крупнейших мировых импортеров вооружений по итогам 2003-2010 гг. по стоимостному объему импорта продукции военного назначения занимают Австралия (14,411 млрд долларов), Греция (14,348 млрд долларов), Китай (13,360 млрд долларов), Южная Корея (13,236 млрд долларов), Саудовская Аравия (12,799 млрд долларов), Великобритания (11,756 млрд долларов) и Япония (9,726 млрд долларов).

В целом  в 2003-2010 гг. поставки вооружений были осуществлены в 158 стран  (в 2010 году – в 108  стран).  Общий стоимостной объем мирового импорта вооружений в 2003-2010  гг.  составил 321,138 млрд долларов. В десятку крупнейших получателей вооружений в 2010 году по объему фактического импорта вошли: Австралия (4,613 млрд долларов), США (4,585 млрд долларов), Пакистан (3,538 млрд дол), Индия (3,452 млрд дол), ОАЭ (2,78 млрд дол), Саудовская Аравия (2,683 млрд дол), Ирак (2,252 млрд долларов), Алжир (2,136 млрд долларов), Южная Корея (1,96 млрд долларов) и Турция (1,87 млрд долларов).

Мировой экономический кризис в меньшей  степени повлиял на объем поставок ПВН, чем на сегмент вновь заключенных контрактов, поскольку большая часть поставок, реализованная в 2009-2010 гг., осуществлялась по контрактам, заключенным до начала кризиса.

В нижеприведенной таблице приведены данные по  странам, которые осуществили импорт вооружений в период 2003-2010 гг.[8]

 

Таблица 3.2 –  Сводный рейтинг стран-импортеров по фактическому объему импорта продукции  военного назначения в 2003-2010гг. (млн долларов)

Страна

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2003-2010

США

1358,6

1807,1

2069,1

4103

3875,6

4336,8

3556,4

4585,3

25691,9

Индия

1932,9

1907,1

1473

1835,2

2500,5

2476,1

3287,9

3451,5

18864,2

ОАЭ

1844,6

1913,9

3593,4

2798

2114,6

1875

448,6

2779,9

17368

Австралия

1503,3

1002,2

759,8

1180,4

1596,9

1752,6

2003,8

4612,5

14411,5

Греция

2690,6

1942,4

673,9

825

3117,2

678,5

2679,6

1740,9

14348,1

Китай

1898,3

2485,3

2734,5

1548,2

1366,3

1480,6

1017,2

829,9

13360,4

Южная Корея

1260,2

1121,8

906,5

2076,3

2179,1

2747

984,4

1960,5

13235,8

С.Аравия

373,2

1684,1

2410,4

817,5

969,8

1646,5

2215,5

2682,7

12799,5

Великобритания

2700,4

1013,3

273,2

795,2

2688

2233,4

1069,2

983,1

11755,8

Япония

918,6

961,8

589,5

1071,1

1418,3

2133,9

1478,7

1153,7

9725,6

Пакистан

554

577,4

673,3

710,1

584,8

1154,6

1547,5

3538,2

9339,9

Турция

1023,7

359,6

569,5

1158,8

1053,5

1227,1

1204

1870,3

8466,6

Ирак

 

42,5

336,6

677,2

892,2

1326,6

2176,3

2251,9

7703,3

Израиль

485,2

1164,7

1707,3

1158,2

889,5

1128,7

536

560,8

7630,3

Египет

785,9

889,8

992,5

1110,2

1046,9

801,4

643,7

834,9

7105,3

Итого

26548

27613,3

29945,3

36390,7

47804,5

48062,4

46930,3

57843,2

321137,7


 

В тройку крупнейших мировых лидеров по импорту  вооружения и военной техники  в 2003-2010гг. в региональном аспекте  входят Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток и Западная Европа.

На рисунке 3.2 показана структура импортных поставок продукции военного назначения по регионам мира, которые осуществили импорт вооружений в период 2003-2010 гг.

Рисунок 3.2 – Структура импортных поставок продукции военного назначения по регионам мира в 2003-2010гг. (млн долларов и процентная доля)

 

Первое  место по периоду 2003-2010гг. по импорту  продукции военного назначения занимает Азиатско-Тихоокеанский регион – 105,817 млрд долларов, в том числе в 2003 году – 10,283 млрд долларов, в 2004 году – 9,708 млрд долларов, в 2005 году – 9,6 млрд долларов, в 2006 году – 11,289 млрд долларов, в 2007 году – 12,822 млрд долларов, в 2008 году – 15,218 млрд долларов, в 2009 году – 15,484 млрд долларов, в 2010 году – 21,412 млрд долларов.

Второе  место по периоду 2003-2010гг. по импорту  продукции военного назначения занимает Ближний Восток – 75,652 млрд долларов, в том числе в 2003 году – 5,266 млрд долларов, в 2004 году – 7,022 млрд долларов, в 2005 году – 11,102 млрд долларов, в 2006 году – 9,767 млрд долларов, в 2007 году – 9,813 млрд долларов, в 2008 году – 9, 888 млрд долларов, в 2009 году – 9,081 млрд долларов и в 2010 году – 13,712 млрд долларов.

Третье  место по периоду 2003-2010гг. по импорту  продукции военного назначения занимает Западная Европа – 58,805 млрд долларов.

Последующие места в рейтинге крупнейших региональных мировых импортеров вооружений по периоду 2003-2010гг. занимают Северная Америка – 31,309 млрд долларов, Южная Америка (с учетом Мексики) – 15,337 млрд долларов, Восточная Европа – 11, 756 млрд долларов, Северная Африка – 9,882 млрд долларов, страны Африки (южнее пустыни Сахара) – 6,122 млрд долларов, страны на постсоветском пространстве – 3,827 млрд долларов, страны Центральной Америки и Карибского Бассейна – 427 млрд долларов соответственно. [8]

 

Заключение

 

В данный момент оборонная  промышленность преодолела ещё не все  трудности, но состояние её заметно  улучшилось. Благодаря экспорту качественной, не имеющей аналогов в других странах  продукции военного назначения наша страна приобрела отличный источник финансирования военно-промышленного  комплекса. К тому же, она оказалась  на лидирующих позициях мирового рынка  вооружений, что сказывается  на отношении к России ведущих мировых  держав и на способах решения различных  политических, экономических и других вопросов, возникающих в процессе международного общения.

Рассмотрев данную тему и проанализировав роль продукции военного назначения в России, можно сделать следующие заключения:

  1. Продукция военного назначения это - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них и информация в военно-технической области. Для того чтобы осуществлять перемещение продукции военного назначения через таможенную границу, необходимо получить лицензию ФСВТС, без данной лицензии операции с товарами невозможны, поскольку продукция военного назначения является контролируемым товаром.
  2. Деятельность таможенных органов в области контроля грузов военного назначения - это деятельность по обеспечению национальной безопасности. Наше законодательство далеко не безупречного и имеет множество недостатков (над их устранением работает уже не одно поколение). Но насчёт нормативно-правовой базы таможенного контроля над перемещением продукции военного назначения нужно сказать следующее:

Во-первых, в её создании участвовало несколько государственных  органов: Государственная Дума, Правительство, Президент, Федеральная таможенная служба, Министерство обороны, Федеральная  служба по военно-техническому сотрудничеству и многие другие.

Во-вторых, разнообразие источников права не привело к взаимоисключениям  и противоречиям установленных  норм. Принятые разными структурами, они тождественны друг другу и  обладают взаимодополняющими свойствами.

В-третьих, в приказах, указах, инструкциях и других нормативных  документах удивительно подробно расписан буквально каждый шаг, регламентирующий оформление продукции военного назначения, что, конечно же, до минимума снижает  возможность воспользовавшись несовершенством законодательства, совершить противоправное деяние.

3 Россия является одним из крупнейших экспортеров военной продукции на мировые рынки вооружения, импорт же не так значителен и в основном состоит из закупок запасных деталей на уже существующую технику. Занимая второе место в мире, по поставке продукции военного назначения, в РФ создана мощная база законодательно-правового регулирования перемещения данной продукции. В частности такое регулирование основывается на выдачи лицензий, с помощью которых ФОИВ могут отслеживать товарные потоки на таможенную территорию и за ее пределы, а также следить за транзитом военной продукции внутри государства.

4 Контроль над перемещением товаров военного назначения и изучение мирового рынка вооружений весьма актуальны для России и российских экспортёров оружия и военной техники, так как значительные объёмы поставок за границу вооружений, «двойных технологий» и организация зарубежного лицензионного производства не только дают весомые валютные поступления (около 40% российского экспорта машин и оборудования), но в более широком аспекте показывают уровень нашей интеграции в мировую экономику, как современной индустриальной державы. Военно-техническое сотрудничество для России – это значительная ниша и показатель участия на мировом рынке, где она на равных конкурирует с ведущими производителями высокотехнологичной продукции.

Однако, несмотря на отсутствие ярко выраженных проблем, процедура  контроля товаров военного назначения постоянно совершенствуется. Появляются новые технологии, позволяющие сэкономить время на заполнении, проверке и  регистрации документов (например, система электронного декларирования). Расширяются возможности как  межведомственного, так и международного сотрудничества.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 19.07.98 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», в ред. от 05.04.2011г.
  2. Указ президента РФ от 10.09.05 №1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», в ред. от 07.12.2009г.
  3. Указ Президента РФ от 18.01.2007 №54 "О некоторых вопросах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", в ред. от 16.10.2009г.
  4. Указ Президента РФ от 17.12.2007 № 1702 "О некоторых вопросах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации"
  5. Таможенный Кодекс Таможенного Союза. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2010 г.
  6. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. Учебник. - М.: Фирма «СПАРК», 2000 г.
  7. Официальный сайт ФТС [в интернете]//http://www.customs.ru
  8. Ежегодник ЦАМТО – 2011: Статистика и анализ мировой торговли оружием [в интернете] http://www.armstrade.org
  9. Официальный сайт ФС ВТС [в интернете] http://www.fsvts.gov.ru
  10. Официальный сайт Консультант Плюс [в интернете] http://www.consultant.ru
  11. Официальный сайт Российской Газеты [в интернете] http://rg.ru
  12. Официальный сайт Центра анализа мировой торговли оружием [в интернете] http://www.armstrade.org
  13. Свободная энциклопедия Википедия [в интернете]          //http://www.wikipedia.org
  14. Словари и энциклопедии на Академике [в интернете] //http://dic.academic.ru
  15. Всё о таможне [в интернете] http://www.tks.ru

 


Информация о работе Оценка объемов мирового экспорта и импорта продукции военного назначения