Оценка объемов мирового экспорта и импорта продукции военного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью военно-технического сотрудничества в экономической сфере является получение валютных средств для государственных нужд, повышение конкурентоспособности России на мировом рынке оружия, а значит, и доли ее участия в мировой экономике. В современных условиях развития России военно-техническое сотрудничество имеет во многом определяющее значение для социально-экономического развития оборонных предприятий, для создания и поддержания задела будущего развития высокотехнологических отраслей промышленности, которые способны обеспечить высокий технический уровень продукции военного назначения на мировом рынке оружия.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1 Законодательно-правовые основы перемещения через таможенную границу продукции военного назначения................................................................................6
2 Порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза продукции военного назначения..............................................................................11
2.1 Порядок совершения таможенных операций в отношении ввоза и вывоза продукции военного назначения..............................................................................11
2.2Порядок предоставления лицензий.................................................................14
3 Оценка объемов мирового экспорта и импорта продукции военного назначения..................................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................30
Список использованных источников....................

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 146.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

1 Законодательно-правовые основы  перемещения через таможенную  границу продукции военного назначения................................................................................6

2 Порядок перемещения через  таможенную границу таможенного союза  продукции военного назначения..............................................................................11

   2.1 Порядок совершения таможенных операций в отношении ввоза и вывоза продукции военного назначения..............................................................................11

   2.2Порядок предоставления лицензий.................................................................14

3 Оценка объемов мирового экспорта и импорта продукции военного назначения..................................................................................................................23

Заключение.................................................................................................................30

Список использованных источников.......................................................................33 

Введение

 

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является одним из важнейших путей достижения стратегических целей развития России.

Целью военно-технического сотрудничества в экономической сфере является получение валютных средств для государственных нужд, повышение конкурентоспособности России на мировом рынке оружия, а значит, и доли ее участия в мировой экономике. В современных условиях развития России военно-техническое сотрудничество имеет во многом определяющее значение для социально-экономического развития оборонных предприятий, для создания и поддержания задела будущего развития высокотехнологических отраслей промышленности, которые способны обеспечить высокий технический уровень продукции военного назначения на мировом рынке оружия.

Продвижение отечественной  продукции военного назначения на мировой  рынок оружия осуществляется в условиях жесточайшей конкуренции с мировыми производителями вооружения и военной техники, которая перерастает в их информационно-экономическое соперничество.

Для России развитие военно-технического сотрудничества важно не только в  аспекте обеспечения национальной безопасности, но и как инструмент расширения номенклатуры экспорта и  источник получения валютных средств. Несмотря на скромную, на первый взгляд, долю поставок оружия за границу, не превышающую 5% в общем объеме российского экспорта, значение военно-технического сотрудничества для интеграции России в мировую экономику на правах современной индустриальной державы существенно, так как поставки продукции военного назначения составляют более 40% национального экспорта машин, оборудования и транспортных средств.

Поскольку экспорт военной  продукции во внешнеэкономической  деятельности РФ занимает значительное пространство, а значит, велика вероятность появления в этой отрасли недобросовестных участников таможенного дела, то и контроль над вывозом товаров военного назначения должен быть как можно более строгим, а процедура оформления - чёткой. Об особенностях таможенного оформления и контроля перемещаемой через границу РФ продукции военного назначения и пойдёт речь в дальнейшем.

Задача государственных  органов в условиях информационно-экономического соперничества состоит в принятии решений с учетом риска и неопределенности при выборе стратегии своего поведения  на рынке оружия, позволяющих достигнуть наибольшего экономического и политического  эффекта. Для повышения эффективности  военно-технического сотрудничества принимаются  меры организационно-правового, информационного  и экономического характера.

Источников информации по данной теме существует немало. Однако оценить ситуацию с перемещением военной техники и оружия - чрезвычайно  сложная задача.

Задача данного исследования заключается в систематизации, кратком  обзоре и характеристике законодательной  базы РФ в области таможенного  контроля перемещаемых через границу нашего государства продукции военного назначения. Характеристика основных моментов международного сотрудничества в области торговли вооружением тоже является важным аспектом при изучении положения России на мировом рынке.

Таким образом, в данной курсовой работе объектом исследования будет сама продукция военного назначения, а предметом – факторы, динамика развития торговли данной продукцией.

Цель данной курсовой работе состоит в том, чтобы определить порядок экспорта и импорта продукции  военного назначения. Для этого предполагаются следующие задачи:

  1. рассмотреть законодательно-правовые основы перемещения продукции через таможенную границу;
  2. определить порядок получения лицензий;
  3. отследить статистику операций с продукцией военного назначения, определить роль России на мировом рынке.

Россия всегда славилась  своими оружейниками. Ни в одной  другой стране мира не создаётся такая  высокоточная, безотказная и простая  в использовании военная техника. Но наша страна не стремится к военным  конфликтам, поэтому повышенное внимание к военной промышленности (которая, кстати, и называется у нас оборонной) обусловлено лишь необходимостью иметь  возможность защититься от внешнего вторжения или другого вмешательства  во внутренние дела РФ.

 

1 Законодательно-правовые  основы перемещения через таможенную  границу продукции военного назначения

 

Правовое регулирование  в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами регулируется федеральным  законом №114-ФЗ «О военно-техническом  сотрудничестве Российской Федерации  с иностранными государствами», другими  федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.[1]

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству осуществляет надзор за действиями, связанными с военной  продукцией, в частности и ее перемещение  через таможенную границу.

Продукция военного назначения относится к контролируемым товарам  и технологиям.

Контролируемые товары и  технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые  в силу своих особенностей и свойств  могут внести существенный вклад  в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов  вооружения и военной техники, а  также продукция, являющаяся особо  опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.[1]

Деятельность в области  международных отношений, связанная  с вывозом и ввозом, в том  числе с поставкой или покупкой продукции военного назначения, а  также с разработкой и производством  продукции военного назначения является военно-техническим сотрудничеством.

Военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных  отношений, связанная с вывозом  и ввозом, в том числе с поставкой  или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.[1]

Цели военно-технического сотрудничества:

  1. укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
  2. поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;
  3. развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
  4. получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;
  5. обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.

Продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах.[1]

К продукции военного назначения относятся:

  • вооружение и военная техника;
  • комплексы различных видов;
  • оружие и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие;
  • системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
  • взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства;
  • системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
  • коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
  • специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
  • техническая документация, регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
  • научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
  • результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники и т.п.

В Указе Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" указывается порядок осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами,  порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения.

Согласно этому Указу Президент утверждает два списка:

  1. список продукции военного назначения разрешенной к передаче иностранным заказчикам;
  2. список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения.

Все вопросы, связанные с  военно-техническим сотрудничеством  Российской Федерации с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной  власти Российской Федерации.

Внешнеторговую  деятельность в отношении продукции  военного назначения осуществляют следующие  российские организации:

а) государственный  посредник - специализированная организация, созданная по решению Президента Российской Федерации в форме  федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, либо в форме  открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится  в федеральной собственности  или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в  форме государственной корпорации;

б) Государственная  корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной  промышленной продукции "Ростехнологии", созданная Российской Федерацией на основании федерального закона, - в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции военного назначения;

в) организации - разработчики и производители продукции  военного назначения, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", получившие в установленном  порядке право на осуществление  внешнеторговой деятельности в отношении  продукции военного назначения, - в  части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих  изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции  военного назначения. [2]

Информация о работе Оценка объемов мирового экспорта и импорта продукции военного назначения