Нарушение таможенных правил

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

За последние годы в сфере таможенного дела отмечается тенденция к увеличению числа совершаемых таможенных правонарушений. Следует отметить, что таможенные правонарушения обладают повышенной общественной опасностью. Их совершение не только нарушает экономические интересы России, но и ставит под угрозу ее экономическую безопасность, порождая опасность причинения невосполнимого ущерба гражданам, обществу, государству. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны огромных денежных средств. Ориентация же усилий государства на противодействие преимущественно преступности и уделение в этой связи особого внимания лишь нормам уголовного законодательства и практике его применения ослабляет не только существующий в стране административно-правовой режим, но и далеко не лучшим образом сказывается на криминогенной обстановке в стране. В подтверждение этого можно отметить, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации вообще не упоминает административные правонарушения в качестве угрозы национальной безопасности. 1 При этом нельзя не отметить и тот факт, что ежегодно в России привлекается к административной ответственности более 70 млн. человек. И это весьма приблизительные данные, поскольку действительного количества ежегодно совершаемых в нашей стране административных правонарушений не знает никто, такой статистики попросту не существует. Значение приведенных показателей в том, что вопреки достаточно распространенному в юридической литературе мнению об отсутствии признака общественной опасности данных правонарушений, они представляют собой достаточно серьезную деструктивную систему и причиняют значительный вред интересам личности, общества и государства. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы Российской Федерации, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение. Вышеперечисленные обстоятельства обусловливают практическую значимость исследования административной ответственности за нарушения таможенных правил. В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием её актуальности ставится цель работы: комплексный анализ основных теоретических вопросов административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и общая характеристика нарушений таможенных правил……….5
1.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за нарушение таможенных правил………………………..5
1.2. Нарушение таможенных правил: понятие и краткая характеристика юридического состава…………………………………………………………7
1.3. Виды нарушений таможенных правил и их классификация…………10
1.4. Состав нарушения таможенных правил………………………………..13
1.5. Общие принципы привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил………………………………………….17
2. Производство по делам о нарушении таможенных правил………………..20
2.1. Понятие, значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил………………..20
2.2. Возбуждение дел о нарушении таможенных правил………………….21
2.3. Расследование дел о нарушении таможенных правил………………..22
2.4. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил…………………23
2.5. Обжалование и исполнение постановлений таможенных органного органа о нарушении таможенных правил…………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 69.48 Кб (Скачать)

     Рассмотрение  дела об административном правонарушении может быть отложено в случаях  предусмотренных п.6 ст. 29.7 КоАП РФ:

  1. Поступления заявления о самоотводе или об отводе уполномоченных лиц, рассматривающих дело, либо отвода специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  2. Необходимости неявки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначение экспертизы.

            При продолжении  рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении в  области таможенного дела, а при  необходимости и иные материалы  дела. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается  заключение присутствующего прокурора.

            По результатам  рассмотрения дела об административном правонарушении в области таможенного  дела может быть вынесено постановление, разрешающее дело по существу:

  1. О назначении административного наказания;
  2. О прекращении производства по делу об административном правонарушении
  3. Объявление устного замечания в силу малозначительности правонарушения;
  4. Прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.13

            Постановление по делу об административном правонарушении является важнейшим процессуальном документом, которым завершается стадия рассмотрения дела. Оно должно содержать следующие  сведения:

  • Должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, таможенного органа, вынесших постановление;
  • Дату и место рассмотрения дела;
  • Сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • Статью КоАП, предусматривающую административную ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения либо основания прекращения производства по делу;
  • Мотивированное решение по делу;
  • Срок и порядок обжалования постановления.
 

    2.5. Обжалование и  исполнение постановлений  таможенных органов о нарушении таможенных правил

     Многообразие  ситуаций, возникающих при осуществлении  правоохранительной деятельности, в  том числе применительно к  сфере реализации административной ответственности за нарушение таможенных правил, обуславливает наличие в административном законодательстве совокупности процессуальных норм, регламентирующих основания и порядок обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил в связи с несоответствием содеянному назначенного наказания, о прекращении производства по делу при наличии одного из предусматриваемых в ч.1 ст.29.9 КоАП РФ оснований и др.   Административным законодательством исчерпывающе лица, которым предоставлено право на обжалования постановления об административном нарушении таможенных правил. Они перечислены в нормах гл.25 КоАП РФ. К ним относятся:

  • Лицо, в отношении которого вынесено постановление  (ст. 25.1 КоАП);
  • Потерпевший то есть лицо, которому в результате совершения нарушения таможенных правил причинен имущественный, физический или моральный вред (ст.25.2 КоАП);
  • Законные представители физического лица (ст.25.3 КоАП);
  • Законные представители юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к ответственности (ст.25.4 КоАП);
  • Защитник, осуществляющий юридическую помощь лицу, в отношении которого вынесено соответствующее постановление, или оказывающий юридическую помощь представитель физических или юридических лиц, являющихся по делу о нарушении таможенных правил потерпевшими (ст.25.5 КоАП); 14

     Перечень  лиц, правомочных обжаловать постановление  о привлечении к административной ответственности, является исчерпывающим. Однако жалобы перечисленных лиц  не считаются единственно возможным  основанием для рассмотрения вынесенного постановления, поскольку в соответствии с нормой ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном нарушении таможенных правил может быть опротестованном прокурором. Вопросы вступивших в законную силу постановлений  по делам о нарушении таможенных правил регулируются нормой ст. 30.11 КоАП РФ.      Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении таможенных правил подаются перечисленными выше лицами в разные органы, в зависимости от того, кем вынесено постановление. Если оно вынесено судьей, обжалование осуществляется в вышестоящий суд; если коллегиальным таможенным органом – в районный суд по месту нахождения органа; если постановление вынесено должностным лицом, то закон предоставляет право выбора – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела – ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ.     Порядок подачи жалобы со всеми необходимыми материалами предопределяет необходимость соблюдения установленных процессуальными нормами административного законодательства сроков. Жалоба на постановление по делу о нарушении таможенных правил должна быть подана в течение 10 суток, исчисляемых со дня вручения или получения копии постановления.         Постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела вступает в законную силу (т.е. подлежит исполнению): после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.15     Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, самоуправления должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Юридическая ответственность - это достаточно сложный, многофункциональный феномен и одна из фундаментальных категорий юриспруденции, которую традиционно в юридической литературе принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (добровольном) и негативном (принудительном). Цель ответственности (в том числе и ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела) опосредуется в функциях, которые она выполняет: превентивной (или воспитательной) и карательной (или штрафной). Правонарушения в сфере таможенного делятся на преступления, и проступки. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную.  Административная ответственность - это вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных правонарушений (проступков) в области таможенного дела. Привлечение к ответственности за правонарушения в области таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответственности вообще. Анализируя нормы главы 16 КоАП РФ и опираясь на структуру таможенного законодательства Российской Федерации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие нарушения таможенных правил, как и любого другого административного правонарушения, раскрывается через его основные юридические признаки, такие как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

     Кодекс  РФ об административных правонарушениях (глава 16) в редакции Федерального закона от 20 августа 2004г. №118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации», «адоптировавшего» главу 16 КоАП РФ к нормам Таможенного кодекса РФ 2003г., содержит 23 вида составов нарушений таможенных правил. Правильная классификация нарушений таможенного законодательства в значительной степени зависит от четкой классификации различных видов административных правонарушений. Как показано в тексте курсовой работы, критерии классификации весьма разнообразны.

     Состав  нарушения таможенных правил как  и любого другого вида правонарушений традиционен и включает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения. Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения.   Объективная сторона нарушения таможенных правил - это система предусмотренных нормами права признаков, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие или бездействие, а также наступившие при этом вредные последствия. В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. Субъективная сторона характеризуется виной и зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.

     Производство  по делам об административных правонарушениях  включает несколько стадий: возбуждение  дела и при необходимости –  административное расследование, рассмотрение дела по существу, пересмотр постановления  и решения в порядке обжалования  и исполнение постановления и  решения. Задачами производства по делам  о нарушении таможенных правил являются всестороннее, полное, своевременное  и объективное выяснение обстоятельств  каждого дела, разрешение его в  соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного  постановления, а также выяснение  причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

     Возбуждение дела об административном правонарушении в области таможенного дела является начальной стадией производства по делу. Основной задачей данной стадии является констатация факта совершения административного правонарушения.

     Административное  расследование по делам о нарушении  таможенных правил проводится в случаях, если после выявления административного  правонарушения в области таможенного  дела необходимо провести экспертизу или иные процессуальные действия, для чего требуется значительное время (ст. 28.7 КоАП РФ).  

     Рассмотрение  дел о нарушении таможенных правил признается своею рода центральной в административном процессе. Характеризуется рассматриваемая стадия тем, что на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности происходит оценка собранных доказательств и принятие решения по существу, что выражается в вынесении постановления.          Многообразие ситуаций, возникающих при осуществлении правоохранительной деятельности, в том числе применительно к сфере реализации административной ответственности за нарушение таможенных правил, обуславливает наличие в административном законодательстве совокупности процессуальных норм, регламентирующих основания и порядок обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил в связи с несоответствием содеянному назначенного наказания, о прекращении производства по делу при наличии одного из предусматриваемых в ч.1 ст.29.9 КоАП РФ оснований и др. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, самоуправления должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 31.12.2001 г. № 256
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. // СЗРФ. 2003. № 22. Ст. 2066
  3. Указ президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»
  4. Собрание законодательства РФ. 2004 г. № 34. Ст. 3533
  5. Бушуев И.А. Административная ответственность за нарушение таможенных правил по российскому законодательств – М., 1998 г., 85с.
  6. Гравина А.А. и др. Таможенное право – М., 2007 г., 688с.
  7. Злобин И.Я., Мячин А.Н. Таможенное право: курс лекций – СПб, 2006 г., 536с.
  8. Тимошенко И.В. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела – Ростов-на-Дону, 2008 г., 344с.
  9. Трунина Е.В. Административная ответственность за нарушение таможенных правил в РФ – Саратов, 2002 г., 22с.

Информация о работе Нарушение таможенных правил