Нарушение таможенных правил

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

За последние годы в сфере таможенного дела отмечается тенденция к увеличению числа совершаемых таможенных правонарушений. Следует отметить, что таможенные правонарушения обладают повышенной общественной опасностью. Их совершение не только нарушает экономические интересы России, но и ставит под угрозу ее экономическую безопасность, порождая опасность причинения невосполнимого ущерба гражданам, обществу, государству. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны огромных денежных средств. Ориентация же усилий государства на противодействие преимущественно преступности и уделение в этой связи особого внимания лишь нормам уголовного законодательства и практике его применения ослабляет не только существующий в стране административно-правовой режим, но и далеко не лучшим образом сказывается на криминогенной обстановке в стране. В подтверждение этого можно отметить, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации вообще не упоминает административные правонарушения в качестве угрозы национальной безопасности. 1 При этом нельзя не отметить и тот факт, что ежегодно в России привлекается к административной ответственности более 70 млн. человек. И это весьма приблизительные данные, поскольку действительного количества ежегодно совершаемых в нашей стране административных правонарушений не знает никто, такой статистики попросту не существует. Значение приведенных показателей в том, что вопреки достаточно распространенному в юридической литературе мнению об отсутствии признака общественной опасности данных правонарушений, они представляют собой достаточно серьезную деструктивную систему и причиняют значительный вред интересам личности, общества и государства. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы Российской Федерации, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение. Вышеперечисленные обстоятельства обусловливают практическую значимость исследования административной ответственности за нарушения таможенных правил. В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием её актуальности ставится цель работы: комплексный анализ основных теоретических вопросов административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и общая характеристика нарушений таможенных правил……….5
1.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за нарушение таможенных правил………………………..5
1.2. Нарушение таможенных правил: понятие и краткая характеристика юридического состава…………………………………………………………7
1.3. Виды нарушений таможенных правил и их классификация…………10
1.4. Состав нарушения таможенных правил………………………………..13
1.5. Общие принципы привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил………………………………………….17
2. Производство по делам о нарушении таможенных правил………………..20
2.1. Понятие, значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил………………..20
2.2. Возбуждение дел о нарушении таможенных правил………………….21
2.3. Расследование дел о нарушении таможенных правил………………..22
2.4. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил…………………23
2.5. Обжалование и исполнение постановлений таможенных органного органа о нарушении таможенных правил…………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 69.48 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и общая характеристика нарушений таможенных правил……….5

    1.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за нарушение таможенных правил………………………..5

    1.2. Нарушение таможенных правил: понятие и краткая характеристика юридического состава…………………………………………………………7

    1.3. Виды нарушений таможенных правил и их классификация…………10

    1.4. Состав нарушения таможенных правил………………………………..13

    1.5. Общие принципы  привлечения к административной  ответственности за нарушение  таможенных правил………………………………………….17

2. Производство по делам о нарушении таможенных правил………………..20

    2.1. Понятие, значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил………………..20

    2.2. Возбуждение дел о нарушении таможенных правил………………….21

    2.3. Расследование дел о нарушении таможенных правил………………..22

    2.4. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил…………………23

    2.5. Обжалование и исполнение постановлений таможенных органного органа о нарушении таможенных правил…………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников…………………………………………...35

Приложение

Введение

     За  последние годы в сфере таможенного  дела отмечается тенденция к увеличению числа совершаемых таможенных правонарушений.  Следует отметить, что таможенные правонарушения обладают повышенной общественной опасностью. Их совершение не только нарушает экономические интересы России, но и ставит под угрозу ее экономическую безопасность, порождая опасность причинения невосполнимого ущерба гражданам, обществу, государству. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны огромных денежных средств. Ориентация же усилий государства на противодействие преимущественно преступности и уделение в этой связи особого внимания лишь нормам уголовного законодательства и практике его применения ослабляет не только существующий в стране административно-правовой режим, но и далеко не лучшим образом сказывается на криминогенной обстановке в стране. В подтверждение этого можно отметить, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации вообще не упоминает административные правонарушения в качестве угрозы национальной безопасности. 1             При этом нельзя не отметить и тот факт, что ежегодно в России привлекается к административной ответственности более 70 млн. человек. И это весьма приблизительные данные, поскольку действительного количества ежегодно  совершаемых  в  нашей стране административных правонарушений не знает никто, такой статистики попросту не существует. Значение приведенных показателей в том, что вопреки достаточно распространенному в юридической литературе мнению об отсутствии признака общественной опасности данных правонарушений, они представляют собой достаточно серьезную деструктивную систему и причиняют значительный вред интересам личности, общества и государства.   В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы Российской Федерации, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.     Вышеперечисленные обстоятельства обусловливают практическую значимость исследования административной ответственности за нарушения таможенных правил.          В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием её актуальности ставится цель работы: комплексный анализ основных теоретических вопросов административной ответственности за нарушения таможенных правил.        Для достижения поставленной цели  предполагается решение следующих задач:

  1. выявить особенности, виды и принципы юридической ответственности за нарушение таможенных правил, разобраться в понятии «нарушение таможенных правил», определить состав нарушения таможенных правил, основные виды, а также общие принципы привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил;
  2. выявить значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил, проанализировать основные стадии производства, а именно: возбуждение дела, его расследование, рассмотрение, а также обжалование и исполнение постановлений о нарушении таможенных правил.
 

1. Понятие и общая  характеристика нарушений  таможенных правил

1.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за правонарушение таможенных правил 

     Юридическая ответственность - это достаточно сложный, многофункциональный феномен и одна из фундаментальных категорий юриспруденции, которую традиционно в юридической литературе принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (добровольном) и негативном (принудительном). Цель ответственности (в том числе и ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела) опосредуется в функциях, которые она выполняет: превентивной (или воспитательной) и карательной (или штрафной). Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону. Вторая же, собственно, и выражается в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.

     Основанием  для наступления юридической  ответственности всегда является единство двух его составляющих: юридического (нормативного) и фактического. Юридическим (нормативным) основанием является наличие правовой нормы, устанавливающей юридическую ответственность за совершенное деяние. Фактическим же основанием служит наличие правонарушения, а в некоторых случаях - и объективно противоправного деяния. 

     Правонарушения  в сфере таможенного дела (их еще  называют таможенными правонарушениями) делятся на преступления, и проступки. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную.   Административная ответственность - это вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных правонарушений (проступков) в области таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного наказания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

     Привлечение к ответственности за правонарушения в области таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответственности вообще.

1. Ответственность наступает только за противоправное поведение, а не за мысли. Иными словами, основанием для привлечения лица к ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев - бездействие).                                                                    

2. Ответственность наступает лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя.

3. Следующий важный принцип - это принцип законности привлечения к ответственности. Он означает, что ответственность за правонарушения в области таможенного дела наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями.

4. Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип «не дважды за одно», согласно которому никто не должен дважды нести ответственность за одно и

то же правонарушение.

5. Принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять и такому принципу ответственности, как принцип двусубъектности ответственности. Последний означает, что, например, за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной, и физического лица - к административной или уголовной ответственности.

6. Ответственность должна носить справедливый характер.  Справедливость как принцип ответственности выражается в том, что мера ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного правонарушения.

7. Индивидуализация наказания - это непременное условие его результативности. Индивидуализация ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния,  которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств).

8. Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т.е.  периода времени,  не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений в области таможенного дела такой срок согласно положениям ст. 4.5 КоАП РФ определен в один год.

9. И, наконец, еще одним важнейшим принципом юридической ответственности является принцип ее неотвратимости. Он означает, что ни одно таможенное правонарушение не должно оставаться безнаказанным.2  

1.2. Нарушение таможенных правил: понятие и краткая характеристика юридического состава

     Анализируя  нормы главы 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» и опираясь на структуру таможенного законодательства Российской Федерации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Понятие нарушения таможенных правил, как  и любого другого административного  правонарушения, раскрывается через  его основные юридические признаки, такие как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

     Деяние, характеризующееся как административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), - это осознанный волевой акт человеческого поведения, выражающийся на практике в подконтрольном сознанию и мотивированном совершении строго определенного (предусмотренного конкретной статьей главы 16 КоАП РФ) действия или бездействия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному.

     Общественная  опасность хотя и не упомянута  законодателем в числе обязательных признаков административного правонарушения, но все же является проявлением такового. Административным правонарушениям присущ именно признак их общественной опасности, а не просто общественной вредности. И именно по ней - по общественной опасности (точнее по ее степени) можно зачастую разграничить административные проступки и смежные с ними преступления. Применительно к таможенно-правовой сфере это, прежде всего, незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу России как административное правонарушение (ст. 16.1 КоАП РФ) и контрабанда как уголовно-наказуемое деяние (ст. 188 УК РФ).3

     Юридическим выражением признака общественной опасности  административных правонарушений является их противоправность (и это отражено и определении). Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или наоборот - не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности вовсе не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия - достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым нормами КоАП РФ.

     Административное правонарушение - это всегда виновное деяние, т. е. виновность - это обязательный признак любого административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина физического (должностного) лица - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности. Что же касается юридических лиц, то в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ -об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     И последний обязательный признак любого административного правонарушения (в том числе и нарушения таможенных правил) - это его наказуемость, который означает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъектов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административного правонарушения.

     Признаки  административного правонарушения характеризуют общую социально-психологическую и юридическую природу того или иного деяния, именуемого как административное правонарушение. А признаки (элементы) юридического состава в совокупности решают несколько иную задачу - они позволяют не только квалифицировать то или иное деяние как противоправное, подпадающее под признаки конкретного административного правонарушения, но и привлечь виновное в его совершении лицо к административной ответственности, если это лицо является деликтоспособным, т. е. способным вообще в силу закона нести административную ответственность.  

Информация о работе Нарушение таможенных правил