Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:42, курсовая работа
За последние годы в сфере таможенного дела отмечается тенденция к увеличению числа совершаемых таможенных правонарушений. Следует отметить, что таможенные правонарушения обладают повышенной общественной опасностью. Их совершение не только нарушает экономические интересы России, но и ставит под угрозу ее экономическую безопасность, порождая опасность причинения невосполнимого ущерба гражданам, обществу, государству. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны огромных денежных средств. Ориентация же усилий государства на противодействие преимущественно преступности и уделение в этой связи особого внимания лишь нормам уголовного законодательства и практике его применения ослабляет не только существующий в стране административно-правовой режим, но и далеко не лучшим образом сказывается на криминогенной обстановке в стране. В подтверждение этого можно отметить, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации вообще не упоминает административные правонарушения в качестве угрозы национальной безопасности. 1 При этом нельзя не отметить и тот факт, что ежегодно в России привлекается к административной ответственности более 70 млн. человек. И это весьма приблизительные данные, поскольку действительного количества ежегодно совершаемых в нашей стране административных правонарушений не знает никто, такой статистики попросту не существует. Значение приведенных показателей в том, что вопреки достаточно распространенному в юридической литературе мнению об отсутствии признака общественной опасности данных правонарушений, они представляют собой достаточно серьезную деструктивную систему и причиняют значительный вред интересам личности, общества и государства. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы Российской Федерации, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение. Вышеперечисленные обстоятельства обусловливают практическую значимость исследования административной ответственности за нарушения таможенных правил. В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием её актуальности ставится цель работы: комплексный анализ основных теоретических вопросов административной ответственности за нарушения таможенных правил.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и общая характеристика нарушений таможенных правил……….5
1.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за нарушение таможенных правил………………………..5
1.2. Нарушение таможенных правил: понятие и краткая характеристика юридического состава…………………………………………………………7
1.3. Виды нарушений таможенных правил и их классификация…………10
1.4. Состав нарушения таможенных правил………………………………..13
1.5. Общие принципы привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил………………………………………….17
2. Производство по делам о нарушении таможенных правил………………..20
2.1. Понятие, значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил………………..20
2.2. Возбуждение дел о нарушении таможенных правил………………….21
2.3. Расследование дел о нарушении таможенных правил………………..22
2.4. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил…………………23
2.5. Обжалование и исполнение постановлений таможенных органного органа о нарушении таможенных правил…………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложение
1.3.
Виды нарушений
таможенных правил
и их классификация
Кодекс РФ об административных правонарушениях (глава 16) в редакции Федерального закона от 20 августа 2004г. №118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации», «адоптировавшего» главу 16 КоАП РФ к нормам Таможенного кодекса РФ 2003г., содержит 23 вида составов нарушений таможенных правил. В первоначальной редакции КоАП РФ их было 22, тогда как ранее (в главе 39 ТК РФ 1993 г.) их было 40. 4
Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают па урегулированные нормами таможенного права общественные отношения - таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев — по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.
Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.
К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ); непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) и другие незначительные нарушения, совершение которых происходит, в основном, как следствие халатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере таможенного дела.
Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся, прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой «контрабандной группы» - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и иные грубые нарушения.
Можно проводить классификацию нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т. е. по объекту посягательства):
1) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст. 16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ);
2) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок таможенного оформления, порядок применения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.2, 16.4-16.17, 16.19, ч. 2 ст. 16.20 и ст. 16.23 КоАП РФ);
3) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст. 16.22 КоАП РФ);
4) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ч. 1 ст. 16.20 ист. 16.21 КоАП РФ).5
Нарушения таможенных правил могут совершаться как в форме противоправного действия, так и в форме противоправного бездействия. В этой связи по форме совершения противоправного деяния их можно подразделить:
а) на правонарушения, содержащие в объективной стороне состава признаки бездействия (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.3, 16.4, 16.6, 16.9 КоАП РФ и др.) и
б) на правонарушения,
совершаемые посредством
Таким
образом, правильная классификация
нарушений таможенного
1.4.
Состав нарушения таможенных
правил
Состав нарушения таможенных правил - это логическая конструкция, это правовое понятие о нем, которое отражает существенные признаки определенных антиобщественных деяний в сфере таможенного дела. Состав нарушения таможенных правил как и любого другого вида правонарушений традиционен и включает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.
Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:
• имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу Российской Федерации материальных благ (товаров и транспортных средств);
• неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, храпения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).
Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:
а) порядок
перемещения товаров и
б) порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
в) порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
г) порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;
д) порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими. Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.
Объективная сторона нарушения таможенных правил - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.
Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий, в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь - значит выявить обстоятельства появления вредных последствий от деяния, а также определить: действительно ли они наступили в результате совершения конкретного противоправного деяния либо нет, а также уяснить, как данное конкретное деяние повлияло на величину этих последствий. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).
В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. Субъектами нарушений таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:
а) предприятия, учреждения, организации, т. е. субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо»;
б) вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
в) должностные лица, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов российского законодательства по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.
Если
субъектом нарушения таможенных
правил выступает физическое (в том
числе и должностное) лицо, то субъективная
сторона характеризуется виной,
которая представляет собой психическое
отношение лица к своему противоправному
поведению и его последствиям и выражается
в форме умысла или неосторожности. Наряду
с обязательными признаками субъективной
стороны, каковыми являются умысел и неосторожность,
могут быть и факультативные: мотив и цель.
Мотив поведения лица (побудительная причина
совершения правонарушения) и тесно связанная
с ним цель (результат, на достижение которого
направлено противоправное деяние) оказывают
большое влияние на правильную квалификацию
таможенного правонарушения. С субъективной
стороной как признаком состава нарушения
таможенных правил, когда субъектами правонарушения
выступают юридические лица, дело обстоит
совсем иначе. Вина юридического лица
определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП:
для того, чтобы признать юридическое
лицо виновным в совершении нарушения
таможенных правил, необходимо доказать,
что это юридическое лицо (его администрация,
коллектив, отдельные должностные лица)
могло, но не приняло всех мер, необходимых
для соблюдения таможенных правил, за
нарушение которых установлена административная
ответственность.
1.5.
Общие принципы привлечения к
административной ответственности
за нарушение таможенных
правил
1. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела наступает в случае, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лицо, совершившее административное правонарушение в области таможенного дела, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения (см. ст. 1,7 КоАП РФ).
3.Иностранные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела на общих основаниях с российскими лицами. Это же правило распространяется и на лиц без гражданства (см. ст. 2.6 КоАП РФ).
4. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов внешней разведки, органов федеральной службы безопасности, сотрудники иных военизированных организаций, а также иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность за нарушения таможенных правил на общих основаниях. Исключение лишь в том, что к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и совершившим при этом нарушение таможенных . правил, не может быть применено административное наказание в виде штрафа (см. ст. 2.5 КоАП РФ).
На общих основаниях несут ответственность также воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, органы внутренних дел, органы внешней разведки и иные подобного рода субъекты.
5. Привлечение юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела не освобождает от ответственности их должностных лиц и иных работников за нарушение ими таможенных правил. Кроме того, привлечение должностных лиц и иных работников юридического лица к уголовной ответственности за контрабанду и за совершение иных преступлений в сфере таможенного дела не освобождает само это юридическое лицо от ответственности за нарушение таможенных правил. Этот принцип носит'название принципа двусубъектности ответственности (сформулирован в ст. 2.1 КоАП РФ).
6. Акты законодательства, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела, имеют обратную силу, т. е. распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов, а акты законодательства, устанавливающие или усиливающие эту ответственность, обратной силы не имеют (см. ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).