Криминалистическое обеспечение деятельности таможенных органов по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:42, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одной из основ экономического и социального развития демократического государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности.
Особое значение этой деятельности заключается в том, что она вносит огромный вклад в техническое перевооружение и модернизацию всех других отраслей хозяйства, в создание материальной базы общества и, в конечном счете, способствует наиболее полному удовлетворению жизненных потребностей его граждан.

Файлы: 1 файл

Криминалистическое обеспечение деятельности таможенных органов.docx

— 48.41 Кб (Скачать)

     12

     процесса  отражения, но и определенные специфические  закономерности. К их числу можно  отнести следующие:

     - проявление объективно повторяющихся  комплексов материальных следов-последствий,  характерных для различного рода  криминалистических ситуаций при  совершении преступлений в различных  сферах человеческой деятельности, обычными и специфическими субъектами, с использованием различных средств  и способов и т.п.;

     - проявление общности в процессах  формирования образной и словесной  информации, связанной с событием  преступления, в сознании потерпевших,  свидетелей, подозреваемых и обвиняемых  с учетом психофизиологических, метеорологических, временных и  иных факторов;

     - фактическое постоянство (типичность) носителей и источников отображения  информации (материальных и идеальных)  о преступлении, позволяющее решать  задачи его раскрытия и расследования;

     - закономерные связи между способом  совершения преступления и следами  его применения в окружающей  среде и др.

     С учетом указанных специфических  закономерностей в отношении  следовой информации, характерной для  таможенного преступления, следует  вести речь о ситуационно обусловленных  типичных комплексах материальных следов-последствий  и их источников (материальных и  идеальных), закономерно взамосвязанных со способом ее совершения.

     Четвертый параграф «Типичные данные о лицах, совершающих таможенные преступления (целях и мотивах их действий)»  посвящен данным о лицах, совершающих  таможенные преступления.

     Автором установлено, что подавляющее большинство  лиц, совершающих исследуемые преступления, составляют мужчины - 72% преступников, несмотря на увеличившуюся долю женщин среди них — 28%. Последнее время  наблюдается некоторое увеличение доли женщин среди лиц, совершающих  преступления в таможенной сфере.

     Как правило, лица, совершающие обозначенные преступления - это женатые люди (63%); были холостыми на момент совершения преступления — 18%; разведены - 19% преступников.

     Соискателем отмечается преобладание среди лиц, совершивших преступления в таможенной деятельности неоконченного высшего  и высшего образования, что имеет  свои объективные причины. Во-первых, возникающие потребности, связанные  с ростом жизненного уровня отдельных  категорий лиц приводят к необходимости  их удовлетворения, которое достигается  посредством занятия определенной «ниши» в той или иной сферах деятельности, что практически невозможно без  высшего образования. Во-вторых, совершение данных преступлений требует высокого образовательного уровня подготовки.

     В современных условиях лица, совершающие  преступления в таможенной сфере, приспосабливаются  к новым формам предпринимательской  деятельности, учитывают специфику  и конъюнктуру

     13

     при формировании рыночных отношений и  совершают преступления с учетом изменяющейся обстановки.

     Автор акцентирует внимание на том, что  случаи профессиональной контрабанды, особенно совершаемой организованными  группами, как правило, являются наиболее социально опасными. Такие группы обладают устойчивостью и занимаются контрабандой длительный период времени, причем, как правило, наиболее социально  опасными ее видами: наркотиками, оружием, стратегическими материалами. Социальную опасность организованных групповых  преступлений усиливает более высокий  уровень технической оснащенности группы по сравнению с контрабандистами - «любителями» или «полупрофессионалами».

     В завершении параграфа подчеркивается, что по личностным качествам у  большинства из субъектов контрабанды  доминируют установки к стяжательству, страсть к наживе, стремление быстрого накопления богатства любым путем. Большинство из них непосредственно  участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков, иных кредитных  организаций). Среди них всегда имеются  лица, владеющие информацией о  деятельности кредитно-финансовых структур, знающие изъяны в их деятельности.

     В пятом параграфе «Причины и условия, способствующие совершению таможенных преступлений, и основные способы  их предотвращения» соискатель анализирует  причины и условия, способствующие совершению таможенных преступлений и  основные способы их предотвращения.

     Следует отметить, что обстоятельства, оказывающие  влияние на преступность в таможенной сфере весьма многочисленны и  разнообразны.

     В их числе: а) экономические; б) политические; в) правовые; г) социально-психологические; д) организационные; е) технические  факторы преступности в таможенной сфере.

     Проведенные автором исследования и интервью с практическими сотрудниками правоохранительных органов позволили выявить основные общие и конкретные факторы, способствующие совершению преступлений, связанных  с незаконным предпринимательством. Анализ ответов позволил определить общие обстоятельства совершения таможенных преступлений и конкретные факторы  совершения преступлений отдельно для  каждой из ее форм, которые подробно воспроизведены в диссертации.

     В шестом параграфе «Вероятностно-статистические связи между элементами криминалистической характеристики контрабанды» исследуются  вероятностно-статистические связи  между элементами криминалистической характеристики контрабанды.

     Поскольку накопление криминалистически значимой информации, базирующееся на отдельных  разрозненных и бессистемных теоретических  знаниях, не может привести к раскрытию  объективных закономерностей механизма  таможенного преступления и процесса отражения его структуры в

     14

     окружающей  среде, в диссертации соискателем  применены некоторые методы юридической  статистики.

     Статистические  методы, обладающие огромными аналитическими возможностями, оставались в криминалистике практически невостребованными. Целесообразность применения статистических методов  анализа в криминалистике вообще и в нашем исследовании в частности, обусловлена тем обстоятельством, что изучение фактической реальности, какой является криминальная практика и практика расследования таможенных преступлений.

     Автором выделены атрибутивные признаки ассоциировались  по двум группам в зависимости  от элементов криминалистической характеристики - предметов контрабанды, объединенные в три подгруппы по частоте  встречаемости: 1) очень часто встречаемые  предметы контрабанды (50,92%); 2) часто  встречаемые предметы контрабанды (33,82%); 3) редко встречаемые предметы контрабанды (15,26%).

     Вторая  глава «Особенности расследования  таможенных преступлений» состоит  из пяти параграфов.

     Первый  параграф «Особенности возбуждения  уголовных дел данной категории (выявление, предварительная проверка, реализация данных ОРД)» этой главы  посвящен особенностям возбуждения  уголовного дела.

     Этап  возбуждения уголовного дела начинается с получения первоначальных сведений о преступлении и завершается  принятием решения о возбуждении  уголовного дела.

     Указанные сведения составляют содержание поводов  к возбуждению уголовного дела. Действующий  уголовно-процессуальный закон не раскрывает понятия поводов, ограничиваясь  лишь перечнем его видов. В соответствии с ч. 1 ст. 140 УПК РФ к ним относятся: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

     В качестве одной из особенностей возбуждения  уголовного дела, предварительной проверке сообщений о таможенных преступлениях  следует обратить внимание на установленный  порядок приема, регистрации и  частичного разрешения сообщений о  преступлениях.

     Проведенные исследования показали, что по делам  о незаконном перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу содержание указанных  в законе поводов (ст. 140 УПК РФ) к  возбуждению уголовного дела составляют:

     рапорты сотрудников таможенных органов  и иных правоохранительных органов  об обнаружении признаков готовящегося или совершенного преступления (60%);

     - заявления и сообщения физических, юридических и должностных лиц,  а также работников организаций  либо граждан, ставших потребителями  контрабандных товаров или транспортных  средств (12%);

     информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных, контролирующих и  иных государственных органов

     15

     Российской  Федерации, а также других компетентных органов иностранных государств, международных организаций (8%);

     - материалы поступивших от других  таможенных органов (8%);

     - обнаружение органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором  сведений, указывающих на признаки  незаконного перемещения через  таможенную границу Российской  Федерации товаров или транспортных  средств при раскрытии и расследовании иных преступлений (7%);

     - сообщения в средствах массовой  информации (3%);

     - материалы, поступившие из арбитражных  и федеральных судов (2%). Часть  1 ст. 144 УПК РФ устанавливает обязанность  дознавателя, органа

     дознания, следователя и прокурора принять  и проверить любое сообщение  о готовящемся или совершенном  преступлении.

     Однако  проведение предварительной проверки без учета ее необходимости приводит к нерациональной и ничем не оправданной  трате сил и времени как  правоохранительных органов, так и  граждан.

     Особенностью  возбуждения дел рассматриваемой  категории является специфичность  предварительной проверки материалов, поступивших в таможенные органы от своих сотрудников или иных правоохранительных органов, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством в подобных случаях (ч. 1 и 2 ст. 144, ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Неслучайно, одним из факторов, обеспечивающих успешное расследование уголовных дел о таможенных преступлениях, является их своевременное возбуждение.

     Однако  из-за неполноты проводимых проверок, сложности отграничения факта таможенного  преступления от нарушений таможенных правил, влияния международного права  на процедуры осуществления внешнеэкономической  деятельности, наличия различных  каналов товарообмена — сотрудники таможенных органов и иных правоохранительных органов сталкиваются с определенными  трудностями, связанными с оценкой  фактов наличия или отсутствия признаков  преступления.

     Анализ  материалов уголовных дел по таможенным преступлениям свидетельствует, что  в подавляющем большинстве случаев  средствами предварительной проверки по этим преступлениям являются: проверка документов и сведений; таможенный осмотр и досмотр товаров и  транспортных средств; получение объяснений от лиц, привлекаемых за нарушение таможенных правил, и свидетелей; осмотр помещений  и территорий для целей таможенного  контроля; производство осмотра места происшествия; истребование необходимых материалов; таможенная ревизия; назначение документальных проверок и ревизий; осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

     На  основе исследования реализации данных оперативно-розыскной деятельности, в завершении параграфа был сделан вывод, что результаты

     16

     оперативно-розыскной  деятельности используются в ходе процессуальной деятельности по расследованию преступлений по следующим направлениям:

     1) для подготовки и осуществлению  следственных действий по выявлению,  предупреждению, пресечению и раскрытию  преступлений, по выявлению и  установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или

     совершивших;

     2) в качестве повода и основания  для возбуждения уголовного дела;

     3) в доказывании по уголовным  делам в соответствии с положениями  уголовно-процессуального  законодательства,  регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

     Перечисленные действия и мероприятия позволяют  получить данные для законного и  обоснованного принятия решения  по ст. 144 УПК РФ.

     Относительно  использования результатов ОРД  в качестве повода и основания  для возбуждения уголовного дела по таможенным преступлениям следует  иметь в виду, что они также  могу быть установлены лишь на основе доказательств. Так, доказательствами являются предусмотренные статьями 140-143 УПК РФ заявление о преступлении (в том числе протокол принятия устного заявления о преступления), заявление о явке с повинной (в  том числе протокол явки с повинной), рапорт об обнаружении признаков  преступления. В этой связи обнаружение  признаков таможенного преступления в ходе оперативно-розыскной деятельности может оформляться рапортом (ст. 143 УПК РФ).

Информация о работе Криминалистическое обеспечение деятельности таможенных органов по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных преступлений