Электронное декларирование в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 18:56, доклад

Краткое описание

Проблемы внедрения комплекса программных средств для электронного декларирования в таможенных органах.
Организационные мероприятия таможни по проведению эксперимента.

Файлы: 1 файл

Электронное декларирование.DOC

— 320.50 Кб (Скачать)

Рис.2

 

Организационные мероприятия таможни  по проведению эксперимента

     

         При подготовке и проведении  эксперимента существенное значение имеет его организационная подготовка и сопровождение:

- была определена  и организационно оформлена приказом  таможни 

  рабочая   группа по проведению эксперимента  из числа ведущих 

  специалистов  таможни;

- был заключен  договор от 21.10.2002 г.№ 27/2 «Об обмене

   электронными  документами и сведениями между  таможенным 

  органом  и декларантом», сторонами которого  стали таможня и ЗАО 

  «НОРД-ОСТ»;

- были закреплены  и разъяснены задачи каждого  участника рабочей 

  группы таможни;

- было организовано  документированное взаимодействие  таможни с

  разработчиком  системы с использованием электронного  «Журнала 

  по проведению  эксперимента»;

- введена практика  совместных рабочих совещаний  руководителей 

  и участников  эксперимента со стороны Центрального таможенного управления, Московской южной таможни, участника   ВЭД, представителей разработчика системы электронного 

  декларирования;

- созданы благоприятные  бытовые условия для иногородних  

   участников  эксперимента;

- ведется планирование проведения эксперимента, проводится

   контроль  исполнения.

При всей тривиальности  перечисленных организационных  мер, их комплексное применение имеет  большое значение в проведении эксперимента. Это тоже положительный опыт эксперимента и школа для его участников. 
 

Техническое обеспечение эксперимента 

     Техническое  обеспечение эксперимента состояло  в:

-  определении  необходимой и достаточной для  проведения 

    эксперимента  конфигурации программно-технических  средств; 

-   создании  и наполнении конфигурации СВТ и средствами связи,

    техническими  средствами защиты, системным ПО, серверным ПО 

    системы  электронного декларирования, ПО  обеспечивающим 

    использование  электронной цифровой подписи,  средствами 

    защиты  от несанкционированного использования электронной 

    цифровой  подписи; 

-   обеспечении  удаленного доступа разработчика  к серверным  

    программным   компонентам системы для проведения 

    оперативных  доработок.   
 

Технологическое обеспечение эксперимента 

       Технологическое обеспечение эксперимента заключалось в

разработке:  «Технологической схемы таможенного  оформления и таможенного   контроля на Каширском таможенном посту Центрального   таможенного управления при заявлении  в электронной форме   сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых   через таможенную границу Российской Федерации» и ее   применении в процессе электронного декларирования,

технологической  инструкция по использованию электронной 

  цифровой  подписи и внесении разработчиком  системы электронного обеспечения в программное обеспечение ряда информационных сообщений,обеспечивающих технологическую связность участников процесса электронного декларирования.

 

Первые  результаты проведения эксперимента 

          Первые результаты проведения эксперимента состоят в том, что:

    -  проведен  прогон всей технологической  цепочки подготовки 

        декларантом  совокупности данных сделки и,  собственно, ГТД в 

        электронном  виде;

    -   проведен  прогон всей технологической  цепочки таможенного 

         оформления и таможенного контроля, осуществляемого

         таможенным постом;

     -   алгоритмы форматно-логического  контроля системы приведены

         в состояние, отвечающее  текущим  требованиям таможенного 

         оформления;

  • выявляются и оперативно устраняются обнаруженные

         недостатки системы;  

  • получены первые, и положительные,  временные оценки процесса электронного декларирования;
  • становится очевидной перспективность принятых идеологических решений системы электронного декларирования;
  • определяются первоочередные направления развития системы;
  • стала необходимой, на теперешнем этапе реализации системы, реализация взаимодействия системы со штатным ПО ЕАИС ГТК и КАСТО «АИСТ-РТ21», находящимся в опытной эксплуатации.
 

 

 Перспективы системы электронного декларирования 

    Рассмотрим  перспективы системы электронного  декларирования в свете освещения  некоторых свойств:

- существующей  ЕАИС ГТК; 

- программно-технических  решений КАСТО «АИСТ-РТ21»;

- программно-технических  решений проектируемой системы 

  электронного  декларирования. 
 

     Существующая  ЕАИС ГТК  России характеризуется:

 

  1. Многоуровневостью  и отсутствием ряда типовых организационных, технических и технологических решений для каждого уровня  в целях:
    • обеспечения отказоустойчивости системы;
    • обеспечения персонала оперативными процедурами сохранения и восстановления работоспособности и данных в случаях отказов ключевых технических средств;

      -   обеспечения  своевременной и бесперебойной  передачи данных между уровнями (человеческий фактор и временные задержки в передаче данных на каждом уровне);

    • резервирования и обеспечения ЗИПом технических средств,  используемых в процессе таможенного оформления;
    • облегчения и убыстрения процесса подготовки и ротации  работников информационно-технических подразделений.

          Информационно-технические службы  каждого уровня решают 

   указанные  проблемы в меру своих возможностей, инициативы и   

   уровня  квалификации специалистов. Решения  в государственной структуре,  на мой взгляд,  должны быть  более или менее  типовыми, а требования к технической подготовке персонала,  по-возможности, минимальными.  

        2. Трудоемкостью  поддержания актуальности ПО  и ИО, слабым или полным отсутствием  тестирования ПО, частой сменой  его версий. Необходимостью ручного  тиражирования изменений на все рабочие места. Не используются сетевые продукты и технологии формирования и обновления ПО рабочих мест. Имеет место встроенность алгоритмов форматно-логического контроля в ПО рабочих мест, что влечет необходимость его периодической доработки и переустановки.     

  1.  Частыми  изменениями структур баз данных  ГТД (одна до 2000,другая в 2000,2001,третья  в 2002) и большой трудоемкостью   при переходе  к новым структурам.
 
  1. Необходимостью  использования ПО прежних  редакций

    для внесение корректировок в базы данных прошлых лет.

      Так, например, информационно-технические  службы  таможен сопровождают  три комплекта баз данных ГТД  ). 

          Находящаяся в опытной эксплуатации КАСТО «АИСТ-РТ21»  характеризуется  тем, что:

 

1.   Сохранила  почти все недостатки, перечисленных  п.1 раздела, посвященного существующей  ЕАИС ГТК. Вместе с тем КАСТО существенно повысила требования к квалификации персонала информационно-технического блока в части самостоятельного решения проблем обеспечения отказоустойчивости и восстановления, не предложив никаких штатных решений внутри системы. 

2.  Частично  устранила недостаток по внесению  изменений в ПО рабочих мест, за счет  клиент-серверного разделения  программного обеспечения. Сохранила  встроенность алгоритмов ФЛК  в ПО, не предложила инструментария для их изменения без участия разработчика ПО.

 

3. Неоправданно  затянута доработка КАСТО. Ведение  ее параллельной опытной эксплуатации, наряду с существующей ЕАИС  ГТК, создает дополнительную нагрузку  сотрудникам таможенных органов.   

4. КАСТО обладает  достаточно удобным пользовательским  интерфейсом, повышает оперативность  представления данных на верхние  уровни, но: сохраняет элементы ручного  тиражирования данных вниз в  части распространения версий  программных задач и НСИ; также,  при затянувшихся сроках разработки, концептуально устаревает и теряет перспективу в свете использования новых WEB-технологий; требует больших вычислительных ресурсов и большого количества лицензий Microsoft;  требует постоянного участия разработчика в сопровождении системы в части постоянной актуализации алгоритмов форматно-логического контроля в свете изменения требований руководящих документов; сохраняет необходимость ручного тиражирования доработок до уровня таможенных постов. 
 

Программно-технические  решения системы   электронного декларирования реализованные и авансированные ( в качестве подлежащих реализации) разработчиком ГП НИЦ СПб ГЭТУ отличаются:

1.  Минимизацией требований  к ПО рабочих  мест (операционная  система MS Windows2000  и Explorer 5.0 и выше ) при полном отсутствии клиентских частей системы на рабочих местах, т.е. снятие проблем сопровождения ПО (кроме системного), допуская, таким образом, использование аппаратных «тонких» клиентов, появившихся на рынке СВТ, которые в принципе снимают все проблемы сопровождения, за исключением обеспечения работоспособности. Проблема обеспечения работоспособности может быть  решена, например,  тривиальным резервированием системных блоков, при сравнительно невысокой их стоимости.

 

2. Полным сосредоточением  программных и информационных ресурсов системы на уровне региональных управлений и, следовательно, повышение оперативности и надежности  сопровождения системы. Сосредоточением технических специалистов и системных администраторов при уменьшении  их общей численности. 

3.  В перспективе  дальнейшей реализации - разработкой  языковых средств, позволяющих   производить формирование алгоритмов  форматно-логического контроля без  перепрограммирования функциональных  задач системы, т.е. без участия  разработчика, что существенно повысит оперативность и гибкость системы при внесении изменений, связанных с требованиями новых руководящих документов. 

4. Возможностью  получения документов в  электронном  виде для формирования совокупности  данных сделки из организаций  -источников их возникновения. 

5. Возможностью  использования электронной цифровой  подписи всеми участниками таможенного  оформления и перспективой полного  перехода на электронное (безбумажное)  таможенное оформление. 
 

В предложенном разработчиком  виде,  система  электронного декларирования: 

1. Упростит и  сократит конфигурацию ТС и  ПО корпоративной сети ГТК  и  позволит сосредоточить  технические ресурсы и коллективы  специалистов на уровнях региональных  таможенных управлений и выше.

2.  Потребует  допуска к некоторым ресурсам корпоративной сети  

 ГТК   участников  таможенного оформления.

Информация о работе Электронное декларирование в таможенных органах