Электронное декларирование в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 18:56, доклад

Краткое описание

Проблемы внедрения комплекса программных средств для электронного декларирования в таможенных органах.
Организационные мероприятия таможни по проведению эксперимента.

Файлы: 1 файл

Электронное декларирование.DOC

— 320.50 Кб (Скачать)
  • XML – открытый формат описания данных, который разрешает пользователю задавать собственные спецификации документов и динамически изменять их структуру. Использование XML-спецификации позволит в дальнейшем разработать для таможенных органов корпоративный стандарт представления документов, определяющий их структуру и семантику;
  • XML – мировой стандарт для структуризации сложной информации. Его поддерживают как фирмы разработчики программного обеспечения (Micrisoft, Oracle, Sun), так и крупные бизнес-корпорации. В настоящее время XML становится основным языком обмена между информационными системами. Использование XML-документов позволит легко интегрироваться таможенным органам России в международную сеть обмена информацией и организовывать эффективное взаимодействие со сторонними организациями;
  • конвертируемость XML-документов в реляционное представление и обратно позволяет использовать существующие реляционные базы данных таможенных органов. Для передачи данных между XML-документом и базой данных необходимо лишь обеспечить соответствие структуры документа и структуры базы данных.

    Обновление  нормативно-справочной информации производится с использованием стандартного механизма репликации файлов базы данных Oracle.

    Подсистема  таможенного органа и подсистема декларанта имеет трехзвенную архитектуру, построенную на основе Web-технологии. Основными компонентами такой системы являются:

  • Web-браузер, с помощью которого пользователи обращаются к системе;
  • Web-сервер, обеспечивающий интерфейс пользователей системы;
  • сервер приложений, осуществляющий обработку данных.

    В разрабатываемой системе Web-сервер и сервер приложений физически объединены в один вычислительный узел, который называется сервером обработки.

    Несмотря  на первые положительные отзывы участников эксперимента по электронному декларированию, на пути широкого внедрения его в  практику таможенного оформления имеется ряд объективных трудностей.

    Основным  недостатком внедряемого комплекса  программных средств электронного декларирования товаров и транспортных средств является необходимость  одновременной работы уполномоченного  должностного лица таможенного органа с двумя различными программными средствами: подсистемой таможенного органа программного средства обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах и штатным АРМ ТО и ТК.  Для устранения этого недостатка необходимо реализовать функции таможенного оформления и таможенного контроля  непосредственно на сервере приложений регионального узла сбора, хранения и обработки информации. ГП «НИЦ СПбГЭТУ» уже сделал первые шаги в этом направлении, разработав Bpwin-модели [7, 8] таможенного оформления и таможенного контроля с учетом возможности электронного декларирования товаров и транспортных средств, на основе которых можно будет разработать новые технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля, а затем и соответствующие программные средства.

    Сдерживающим  фактором внедрения электронного декларирования в полном объеме является также отсутствие в настоящее время эффективной  системы обмена электронными документами  между таможенными органами и  другими  государственными структурами. Имеются два пути решения этой проблемы:

  • создание унифицированных стандартов представления документов, необходимых для таможенных целей;
  • создание стандарта XML-формата двустороннего обмена документами между таможенными органами и государственными структурами.

    Второй  путь, на наш взгляд, кажется более  перспективным, поскольку не зависит  от нормативных баз отдельных  ведомств и регламента их обновлений и изменений.

    Частично  проблема обмена документами со сторонними организациями будет решена при  внедрении в практику работы таможенных органов международных стандартов представления документов.

    Определенные  трудности внедрения электронного декларирования связаны с отсутствием  актуальных стандартов проверки таможенных документов и сведений, необходимых  для таможенного оформления, и актуальной НСИ для формирования электронной ГТД в подсистеме декларанта.

    Переход на централизованные хранение и обработку  данных на региональном уровне увеличит нагрузку корпоративной сети ГТК  России и потребует наличия каналов  с высокой пропускной способностью между таможнями и РТУ, что, в свою очередь, требует модернизации каналов связи и развития инфраструктуры удаленного доступа к ресурсам корпоративной сети ГТК России.

    И, наконец, на пути внедрения электронного декларирования имеются субъективные трудности, связанные с вольным или невольным сопротивлением участников процесса электронного декларирования, объясняющимся недооценкой возможностей, которые открываются при внедрении новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать накладные расходы. 

Литература

  1. Новоженов Ю.В. Объектно-ориентированные технологии разработки сложных программных систем. М.: Изд-во АО “Аргуссофт компани”, 1996.
  2. Даконта M., Саганич А. XML и Java 2. СПб.: Питер, 2001.
  3. Либерти Дж, Крейли М. Создание документов XML для Web на примерах. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2000.
  4. Мартин Д. XML для профессионалов. М.: ЛОРИ, 2001.
  5. Перроун П. Дж., Венката С. Р., Чаганти Р. Создание корпоративных систем на основе Java 2 Enterprise Edition. Руководство разработчика.  М: Изд-во “Вильямс”, 2001.
  6. Трэвис. XML и SOAP-программирование для серверов BizTalk. Новейшие технологии. М.: Изд. отдел “Русская Редакция”, 2000.
  7. Калянов Г. Н. CASE-технологии. Консалтинг при автоматизации бизнес-процессов. М.: Изд-во “Горячая линия – Телеком”, 2000.
  8. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0.  М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002.
 
 
 

 

Карасюк В.И.

Заместитель начальника  Московской  таможни по информационно-техническому обеспечению 

Опыт внедрения компонентов электронного декларирования в Московской южной таможне 
 

     Задачи, стоящие перед  таможенными органами России с учетом перспектив вступления во Всемирную  торговую организацию, требуют модернизации автоматизированной информационной системы таможенного оформления и таможенного контроля, приведения ее в соответствие требованиям лучших мировых образцов в части технических требований и возможностей по объемам и скорости обработки данных. Такую цель поставили перед собою ГТК и разработчики системы электронного декларирования из ГП «НИЦ Санкт-Петербургского государственного электро-технического университета».

     Одна  из задач электронного декларирования - сокращение процесса таможенного оформления для законопослушных участников ВЭД и организация для них «зеленого» коридора, однако, за декларантом оставляется право выбора того, в каком виде  он будет производить декларирование.  С декларантом - участником электронного декларирования  таможенный орган заключает договор об обмене электронными документами  и сведениями, на основании  которого сторонам договора предоставляется право использования электронных документов  с электронными  цифровыми подписями.  Регистрация и аутентификация электронных цифровых подписей  осуществляется удостоверяющим центром ГТК.  Электронные документы приобретают юридическую силу,  заверенные таможенным органом  распечатки электронных документов могут использоваться декларантом, например, для представления в налоговые  органы. Получив от декларанта  электронную декларацию, таможенный инспектор проводит автоматизированную проверку сведений, указанных в декларации, и принимает решение о выпуске товаров или о применении дополнительных мер таможенного контроля. При возникновении у таможенного инспектора вопросов к декларанту и при необходимости внесения декларантом поправок, обмен сообщениями между декларантом и таможенным инспектором, а также внесение изменений в электронную декларацию производится в режиме реального времени. Разработанные в рамках электронного декларирования система регистрации пользователей и система безопасности гарантируют, что каждый участник процесса работает только со своими документами.  При некоторых условиях электронное таможенное оформление  может быть прервано. В этом случае выходные данные  системы электронного декларирования могут быть использованы  в  таможенном оформлении и таможенном контроле,  производимом в общеустановленном порядке с помощью АРМов существующей ЕАИС ГТК, штатно эксплуатируемых в таможенном органе,  или в среде КАСТО «АИСТ-РТ21». При использовании системы электронного декларирования должностное лицо при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля может просматривать в режиме «тонкого клиента» сведения о товарах и транспортных средствах (СТТ) и электронной ГТД (ЭГТД), проставлять необходимые отметки в ЭГТД. Отметки о результатах проверки на этапах таможенного оформления автоматически вносятся в соответствующие служебные поля базы данных совокупности данных сделки (СДС) узла обработки информации. На рис. 1 представлена архитектура системы электронного декларирования. Узел сбора, хранения и обработки данных имеет трехзвенную архитектуру, построенную на основе Web-технологии с «тонким клиентом». Основными компонентами узла являются: сервер базы данных (уровень информационного хранилища); сервер приложений (уровень приложений); браузер (уровень интерпретации и отображения данных).  

Рис.1

Основания для проведения эксперимента 

     Приказы  ГТК  России от 29.07.2002 г. № 801 «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях», от  30.07.2002 г.  № 813  «Об информационно-техническом обеспечении проведения эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях» и приказ ЦТУ от  08.08.2002 г.  № 460 « О подготовке к  проведению эксперимента по использованию декларирования в электронной форме с применением электронной цифровой подписи». 

Выбор участников ВЭД для участия в эксперименте. Заинтересованность участников ВЭД 

        Из числа участников ВЭД,  проявивших  желание участвовать в эксперименте  по электронному декларированию  была выбрана ЗАО «Тетра Пак», производящая таможенную очистку  своих товаров на Каширском таможенном посту  Московской южной таможни.

Критериями выбора служили:

  • высокая репутация фирмы;
  • продолжительность  работы фирмы в качестве участника ВЭД;
  • наличие в импорте фирмы практически неизменяемой  номенклатуры товаров.

Последний критерий был определен для некоторого снижения трудозатрат всех участников эксперимента, целью которого является проверка правильности выбора и оценка перспективности направления в развитии технологии таможенного оформления, которые предлагает разработчик системы электронного декларирования ГП «НИЦ Санкт-Петербургского государственного электро-технического университета».

           Следует отметить  заинтересованность  фирм в проведении  эксперимента по  электронному декларированию, почувствовавших  перспективность  данного направления в развитии таможенных

технологий.  У таможни был и есть выбор  заинтересованных в проведении и  расширении границ эксперимента участников ВЭД.

 

Разработка  схемы эксперимента 

         На стадии планирования эксперимента была разработана схема размещения  рабочих мест и программно-технических                                  компонент эксперимента по декларированию в электронной форме. В упрощенном  виде  схема представлена на рис.2.

 Схема  размещения  рабочих мест и  программно-технических   компонент эксперимента по декларированию в электронной форме  

          ГНИВЦ  ГТК  России

                 
                оптиковолоконный  канал связи      
Сервер узла обработки  информации таможенного органа 

Microsoft NT Server 4.0

Oracle Server

- базы данных  НСИ

- базы данных  СТТ 

- база данных  ГТД

- ПО системы  электронного декларирования

     
      

     

   Московская  южная таможня

      ул.Кусковская  26а

   
                             
    межсетевой

экран

  Оптический  модем       Оптический  модем   Маршрутизатор CISCO    
ЛВС ГНИВЦ              
                             
                  Рабочее место

в ОНРиЭК(*)

Ст. инспектор  Дзагоев Р.В.

  Структурированная кабельная сеть и локальная сеть Московской южной таможни   Рабочее место

в ОВК(*)

Вед. инспектор  Воронцов М.А.

Центральное таможенное управление          
    Маршрутизатор CISCO   Оптический  модем                    
            Рабочее место в ОТНиПТ (*) Вед. инспектор  Логинов О.А.       Рабочее место

в ОКТО(*)  Вед.инспектор  Черников Д.В.

 
                         
Структурированная кабельная сеть и локальная сеть 

Центрального

таможенного управления

                         
    Рабочее место зам.

начальника ЦТУ (*)

      Рабочее место зам.начальника таможни (*)       Рабочее место

в ОКТС (*)

Ст. инспектор  Самохина О.А.

 
               
                             
  Рабочее место

в ОТНиПТ (*)

    Рабочее место

в ОКТО(*)

   

               Каширский таможенный  пост

         ул. Генерала Белова

         
                  Рабочее место там. инспектора

ИТО (*)

ЛВС

там. поста

Рабочее место 

начальника там. поста (*)

 
          Рабочее место в ОКТС

(*)

             
                             
                  Рабочее место там.

инспектора

ИТО (*)

      Рабочее место там. инспектора

(*)

 
                         
 
 
 
 
 
 
Примечание:  (*) – на рабочем месте установлены MS Internet Explorer 5.0 и ПО ЭЦП
                   
      Оптический  модем   2-портовый

маршрутизатор

 
         
              ЛВС склада  
         СВХ

     «Норд-Ост»

  Рабочее место декларанта (*)  
 
         
        Рабочее место декларанта (*)  
             

Информация о работе Электронное декларирование в таможенных органах